Выбор Рекса Тиллерсона в качестве госсекретаря был необычным ходом. Тиллерсон известен как успешный руководитель крупной компании (ExxonMobil), но он проработал в этой компании всю жизнь и не имеет опыта работы в правительстве или международной политике вне нефтегазовых интересов ExxonMobil.
Про Тиллерсона говорили, что он не просто пропутинский, а самый близкий к Путину из всех американцев вообще. До того, как он покинул ExxonMobil, последней строкой в его официальной биографии на сайте компании стояло "In 2013, he was awarded the Order of Friendship by Vladimir Putin, president of the Russian Federation."
Санкции, наложенные США на Россию, включают технологии добычи сланцевой нефти и газа, а также технологии добычи нефти в Арктике. Санкции больно ударили не только по России, но и по компании ExxonMobil, которой пришлось сворачивать совестную с Роснефтью программу бурения в Карском море и лишиться многомиллиардных доходов. Неудивительно, что Тиллерсон активно лоббировал за отмену санкций.
На пост госсекретаря Рекса Тиллерсона выбрал лично Трамп, проигнорировал "short list" из других кандидатов, выбранных его помощниками.
Trump’s search for a secretary of state particularly captured what can seem like a chaotic hiring process. After his advisers had narrowed down the list to a small group of finalists, Trump took a sudden meeting with Rex Tillerson and then decided he wanted the ExxonMobil CEO to lead Foggy Bottom. A number of Trump’s friends and advisers said they didn’t see Tillerson as a strong candidate, while Trump told others that the CEO was the emerging favorite.
http://www.politico.com/story/2017/02/donald-trump-apprentice-hiring-235281 В качестве своего заместителя Тиллерсон выбрал Эллиотa Абрамсa, ветерана республиканской внешней политики, но Трамп зарубил его кандидатуру. Высшее руководство Госдепа (включая
ненавистную Путиным Викторию Нуланд) было отправлено в отставку сразу после вступления Трампа в должность. Однако кандидатуры на их замещение до сих не названы, а ведь им предстоит еще проходить утверждение в Сенате.
Исторически разные президенты уделяли разный уровень внимания внешней политике и соответсвенно наделяли Госдеп и госсекретаря разным уровнем влияния и автономии. То, что происходит сейчас, весьма беспрецедентно. Сотрудники Белого дома и лица, приближенные, оттесняют Госдеп и от принятия решений, и от информации об этих решениях. Важный для всей ближневосточной политики визит Нетаньяху готовился не Госдепом, а лично Кушнером, зятем Трампа. Как сообщает Guardian, для того, чтобы узнать о готовящихся в Белом доме решениях, кадровые сотрудники Госдепа вынуждены обращаться к своим иностранным коллегам.
Senior state department officials who would normally be called to the White House for their views on key policy issues, are not being asked their opinion. They have resorted to asking foreign diplomats, who now have better access to President Trump’s immediate circle of advisers, what new decisions are imminent.
https://www.theguardian.com/us-news/2017/feb/16/rex-tillerson-state-department-sidelined-by-white-house Рекс Тиллерсон не дает интервью и пресс-конференций, в Госдепе отсутствует пресс-секретарь и не проводятся ежедневные брифинги. Соответствующая страница зияет девственной чистотой:
https://www.state.gov/r/pa/prs/dpb/ Страна лишилась внешней политики. Трудно сказать, насколько долго это продлиться. Редакционная статья New York Times заканчивается словами:
The bottom line: If Mr. Tillerson is going to be the secretary of state, he needs to start acting like one.
https://www.nytimes.com/2017/02/24/opinion/calling-secretary-tillerson.html