Всегда меня поражали православные, которые носились с нашими царями, как невесть с кем... Хороший был царь, плохой, какая разница. К твоей жизни какое это имеет отношение? Не понимаю. И заповедь же есть "не сотвори себе кумира". Нет, продолжают заниматься творчеством. Вот свежая и яркая иллюстрация:
Казня и милуя, утверждая и низвергая, царь знал, что имеет на то бесспорное право, дарованное ему отнюдь не людьми на земле, но властью Того, Кто Один только совершенен и абсолютно справедлив. Все же явные или тайные враги царские являлись врагами Бога, и с ними надлежало бороться не на жизнь, а на смерть. Именно так он и боролся. В этой связи неизбежно возникает тема невинных смертей, в которых всегда обвинялся Иоанн IV. Это самый излюбленный сюжет для историков-морализаторов всех мастей и времён.
Здесь необходимо уточнить несколько моментов. Во-первых, имена казнённых по царскому приказу Грозный распоряжался заносить в синодики для церковного поминания, что уже само по себе говорит о полностью воцерковленном сознании царя, заботившегося о душах новопреставившихся.
Во-вторых, все гневные тирады о «грехах» царя - бессмыслица. Праведность же определяют не историки-позитивисты или марксисты (онтологически разница между ними непринципиальная) и не «свободные интеллектуалы», а - Церковь. Церковь же Иоанна Грозного никогда не отторгала и «греховность» царя не обозначала.Этот аргумент - про синодики и "воцерковлённость" сознания царя, вообще убойнейший...