Продолжение. Начало
ЗДЕСЬ.
Помимо погибших в первую и вторую мировые войны, отмечены также жертвы аварий и катастроф мирного времени:
Как видим, таких лодок всего три, как раз по одной для каждого периода существования немецкого подводного флота.
Первая в подводном флоте авария с человеческими жертвами (и единственная до войны) случилась с субмариной U 3. 17 января 1911 года она внезапно затонула в гавани Киля.
Надо отдать должное немецкому командованию. Меры для спасения экипажа были приняты быстро и решительно. Не дожидаясь специального спасательного судна, нос лодки зацепили с помощью плавкрана Langer Heinrich и приподняли так, чтобы торпедные аппараты вышли из воды. Большей части экипажа удалось спастись через эти аппараты. Не смогли выйти только три человека, находившиеся в боевой рубке: командир лодки капитан-лейтенант Фишер, лейтенант Кальбе и старший матрос Рипер. Они погибли.
Offtopic. Решительность и эффективность действий немцев по спасению своих людей особенно контрастно выглядит на фоне нерешительных и неэффективных действий советских и российских начальников во многих случаях, когда требовалось спасать русских моряков. Сразу вспоминается гибель подлодки М-200 "Месть", которая 21 ноября 1956 года столкнулась с эсминцем "Статный". Оставшиеся в живых моряки имели все шансы выйти на поверхность. Напомню, что это был уже 1956 год. У подводников было вполне современное спасательное снаряжение, позволявшее самостоятельно выйти на поверхность. На поверхности собралось множество "спасателей", включая командующего Балтфлотом адмирала Головко и главкома ВМФ Горшкова. По непонятной причине, высокое начальство запретило выход и тянуло время. Видимо ждали "гениального и сугубо научного плана спасательных работ". В конце концов, все подводники погибли.
Разница просто вопиющая.
Следующая трагедия мирного времени случилась уже на гитлеровском флоте. 20 ноября 1936 года U 18, подводная лодка типа II, столкнулась в Любекской бухте с миноносцем T 156 и затонула. Погибло 8 человек.
Третья трагедия мирного времени (и единственная в Бундесмарине) - трагическая гибель подводной лодки S 170 "Хай" (Hai) в 1966. Это была бывшая подводная лодка XXIII типа U 2365, которая самозатопилась в Каттегате 8 мая 1945 года. После войны были подняты и включены в состав флота ФРГ две такие лодки (2365 и 2367). Они стали называться соответственно Hai (Акула) и Hecht (Щука).
14 сентября 1966 года "Хай" затонула во время шторма на Доггер-банке. Спассся только один кок (повар), которого через 14 часов подобрал британский траулер. Остальные 19 человек погибли.
Кстати, любопытная подробность. Среди погибших на лодке U 18 в 1936 году числится обер-машинист Карл Цыган (или Чыган, Czygan). А среди погибших на "Хай" в 1966 - боцман Хуберт Циган (Zigan), вдобавок, 1936 года рождения. Вот и не верь после этого в мистику;)
Есть карта, где показаны места гибели всех подводных лодок во Второй мировой (увеличивается по клику, 1,68 МБ):
Продолжение
ЗДЕСЬ.