Из десяти международных пограничных переходов между Грузией и соседними странами мне довелось пересекать девять. Лишь через единственный российско-грузинский переход в Верхнем Ларсе не проходил никогда в жизни. Каждый раз что-нибудь мне мешало: то сходил сель и граница перекрывалась, то лет восемь назад отменился авиарейс из Владикавказа в Москву и я счел за лучшее улететь из Тбилиси, то вот российский паспорт забыл дома и не рискнул соваться в Россию с украинским документом. Зато наконец-то добрался до самого пограничного перехода и увидел его воочию. Нет, не так представлял главный и единственный торговый путь между Грузией (плюс Арменией) и Россией. Абсолютно "вдребедан" разбитая грунтовая дорога на протяжении последних примерно пяти километров, а перед этим узкая трасса в полторы полосы шириной где не разъезжаются две фуры. Добавим шаткие, держащиеся на честном слове опоры и мосты еще советской эпохи и получаем своего рода экстрим, больше напоминающий страны Африки -
Собственно, нормальная трасса заканчивается сразу после поселка Казбеги (Стапанцминда) в 15 км от границы, а затем короткие отрезки асфальта сменяющиеся грунтовкой, причем последней больше -
В июне 2016 здесь, в Дарьяльском ущелье сошел очередной и далеко не первый сель, из-за чего дорогу накрыло многометровым слоем грязи и камней. Около трех недель граница была закрыта, пока спецтехника расчищала трассу и фактически заново строила всю дорожную инфраструктура, уничтоженную стихией. Совсем недавно здесь бушевал бурный поток, снося на своем пути линии электропередач, постройки, мосты. И даже полгода спустя путь из Грузии в Россию выглядит так, словно его накрыло атомной бомбой -
Интересно, этот экскаватор занят разгребанием завала, или он сам жертва?
Подумалось, что каждый раз, когда перекрывается эта единственная дорога (а случается это практически ежегодно и часто не единожды), то в первую очередь страдает Армения. Ведь для них Россия - главный торговый партнер и другого пути попросту не существует, поскольку границы с Азербайджаном и Турцией закрыт с 1993 года. Тысячи большегрузных фур застревают на границе на долгие недели, портятся продукты, задерживаются поставки. Неужели нет никакой возможности построить такую дорогу, которую не смоет очередным потоком? Ведь это в интересах всех трех государств: России, Грузии и Армении. Но нет, вместо того, чтобы учиться на прежних ошибках и всерьез инвестировать в дорожную инфраструктуру, например построив тоннель, или хотя бы подняв трассу над руслом Терека, они опять ремонтируют старую дорогу. И ее опять снесет через полгода -
Метров за пятьсот до собственно пограничного перехода асфальт уже положили заново. На фото виден грузинский таможенный терминал, а российский расположен примерно в двух километрах севернее, в глубине ущелья -
Русло Терека и сама могучая река. Похоже на шутку, да, насчет "могучей" реки? Местные говорят, что когда начинается таяние снегов в горах, река бурным грязным потоком заполняет все русло целиком -
p.s Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер
http://twitter.com/puerrttoФейсбук
http://www.facebook.com/lapshin