Общественный транспорт в Албании: поезда, автобусы, фургоны

Aug 23, 2011 13:12

Знаете, что больше всего напрягало меня в планировании поездки в Албанию? Её общественный транспорт и ужасные дороги. Перспектива передвижения по стране со средней скоростью в 30 км/ч в битком набитых старых автобусах без вентиляции - радость на любителя. Глобально я рассказал про трудные туристические будни в кратком отчете "Албания: руководство по эксплуатации", поэтому здесь упор сделаю лишь на транспорте. Некоторые вещи буду вынужден повторить из первоначального текста, поскольку они актуальны. Примите за аксиому, что албанские дороги скушают львиную долю вашего времени, а поиск несуществующих автостанций - львиную долю ваших нервов. И все же Албания прекрасна, это неоспоримый факт. Начнем с албанской железной дороги, отличающейся немалым колоритом -



Друзья, вас сильно испугала фотография выше? Не переживайте, этот вагон стоит на запасных путях и давно не видел пассажиров. На самом же деле, ездить в Албании вы будете в других вагонах, несколько лучше, чем этот. Дело в том, что несколько лет назад Албания закупила у Италии старые (по итальянским меркам) вагоны и теперь эти старые итальянские вагоны шустрят по албанским рельсам. И пусть вас не смущают повсеместно разбитые окна, это детишки забавляются камнеметанием по проезжающим поездам. Впрочем, по словам местных, в последние годы хулиганская практика сошла на нет и ездить стало абсолютно безопасно -



Изнутри вагоны выглядят достаточно цивильно, по крайней мере лучше, чем некоторые российские поезда дальнего следования, где во-истину ад и жуть, словно перевозят не людей, а скот. Албанцы ездят в существенно лучших условиях, чем россияне -







А вот что роднит албанские поезда с российскими электричками (по расстоянию, электричка Москва-Петушки соответствует самому длинному в Албании переезду из Шкодера во Влёру), так это отсутствие туалетов. Точнее говоря, туалеты есть, вы же понимаете, что даже 40 лет назад в Италии народ не мочился в переходах между вагонами. Но албанцы зачем-то туалеты замуровали, поэтому пассажиры изыскали свой путь справлять нужду, примерно так -



Албанские вокзалы изяществом архитектуры не отличаются, это вам не Будапешт и не Москва. Тут все выдержано в строгих красках соцреализма шестидесятых, когда Албания рассорилась с Хрущевым и взяла на вооружения пламенные идеи Маоизма -



Путешествуйте на албанских поездах, там встретите красивых девушек -



А вот и расписания -



...и цены (для удобства $1 = 100 Leke) -



Внутренне убранство вокзала -





Албанские составы движимы исключительно старыми маневровыми тепловозами, сейчас прицепят его к тем вагонам и поедет пассажирский поезд из Дурреса в Тирану -



Железнодорожный транспорт я уважаю и всегда предпочитаю его автобусному. Но в случае с Албанией реальность такова, что поездом имеет смысл пользоваться только если у вас безумно много свободного времени. Дело даже не в разбитости вагонов и не в закрытых туалетах. Мало того, что сеть ж.д перевозок очень ограничена, по сути всего две линии: Шкодер - Дуррес - Влёра , Дуррес - Тирана и Тирана - Поградец. Почти все поезда идут через Дуррес, это узловая станция. Поездов очень мало, скажем, на линии Шкодер - Влёра всего 2 поезда в сутки, на линии Тирана - Поградец и вовсе один. На линии Тирана - Дуррес ходят порядка 5 поездов в день, 35 км они проходят за час с лишним. Не сложно посчитать, сколько времени вы будете ехать, скажем, из Влёры в Шкодер, там расстояние около 200 км. И это все еще при условии, что выезд в 4.30 утра вас вполне устраивает.

p.s В развитие темы ж.д Албании настоятельно рекомендую ознакомиться с отчетом коллеги griphon_275, очень подробно рассказавшего про свой опыт путешествий по Албании на поездах.

Автобусы

Я уже рассказал про особенности передвижения по Албании на автобусах, для тех, кто не читал, очень кратко повторюсь. Перемещение по Албании будет неоправданно долгим, мучительным и в плохих условиях. Добавьте к недостатку дорог еще и сложный горный рельеф, убитые автобусы с не работающей вентиляцией и получите следующие цифры: средняя скорость перемещения по северной части Албании будет около 40 км/ч, в южной, более гористой - 30 км/ч. Пусть вас не смущают малые размеры страны, вы проведете в транспорте больше времени, чем в посещении достопримечательностей. Признаться, я не верил, как можно ездить настолько медленно? А ларчик открылся очень просто: горная дорога, вся в выбоинах, ползет грузовик возраста наших родителей, за ним - сто машин и двадцать автобусов. На встречной полосе - идентичная картина. Потом кто-то глохнет, вы стоите в пробке. Так что расслабьтесь и исходите из данной выше формулы 30 и 40. Относительно неплохая дорога построена между Тираной и Дурресом, но и там быстрее 50 км/ч не разгонитесь, а если на каком-то участке ваш шофер выдал 100 км/ч, то верный знак - впереди пробка и вы встанете на час из-за аварии, или поломки очередного автобуса. Еще активно строят автостраду из Тираны в Шкодер, но пройдет еще несколько лет, пока она заработает.

Теперь вам очень легко просчитывать время на дорогу. Собрались из Тираны в Гирокастру? Отлично, достойное место. Туда 170 километров, дорога на юг. Значит, 170 делим на 30 и получаем около 6 часов пути. Вам в аэропорт Ринас из центра Тираны? Вам кажется, что 25 км это мало? Заложите на дорогу час - не ошибетесь.

Итак, Албания была одной из самых закрытых стран мира в течение полувека. Немудрено, что в ней сложились тонкости, нам неведомые. Например, будучи в Шкодере, я долго ломал голову, как мне поймать такси до крепости Розафа, что в 5 км от центра. Ни одного такси на улице замечено не было. По российской привычке вытягиваю руку - никто не останавливает, люди смотрят с недоумением. Тут замечаю, что неподалеку от меня вдоль улицы выстроились чуть ли не два десятка обычных машин, у всех открыты двери. Оказалось, что это и есть такси, точнее говоря “бомбилы”. Но сами они к вам могут и не подойти, хотя прекрасно видят, что вы ловите машину. Прикол в том, что официальные таксисты платят налоги и выдают квитанции, а бомбилы вынуждены, по крайней мере формально скрываться. Если вы подходите сами, они вас повезут, мол, попросил человек, не смог отказать. Но если бы они сами вам навязывались - это уже риск нарваться на инспектора за незаконную предпринимательскую деятельность. Собственно, все это мне и рассказал один из бомбил.

Снова вернемся к коммунистическому прошлому Албании. Раньше народ не рассекал по стране и за границу, а лишь перемещались из дома на производство. Те, кто едут на трубный завод, ждали подвозку на выезде из города рядом с памятником албанскому коммунисту. Сейчас памятники снесли, но система ожидания автобусов и маршруток в странных местах сохранилась. В городке Фиер (Fier) маршрутки в Берат отправляются с некой точки, что между заброшенной котельной и городской свалкой. Долго же местный англоговорящий парень мне это объяснял “Идешь прямо километр, потом направо метров двести. Там увидишь заводскую трубу, иди к ней. Дойдешь до трубы - посмотри влево, там будет мусорная куча, ты до нее дойди, а затем переходи на противоположную сторону дороги - там и будет маршрутка”. В охреневшем состоянии я прошел весь путь, но маршрутку не нашел, зато был облаян стаей бродячих псов. В итоге оказалось, что маршрутка ходит несколько раз в день и сегодня последняя уже ушла. Пришлось вернуться назад в центр, искать маршрутку до какого-то поселка (чье название забыл) и уже оттуда пересаживаться на Берат.

В крупных городах есть некие подобия автостанций, например в Дурресе все автобусы кучкуются в одной точке, рядом с ж.д вокзалом. Расписаний вам не найти, не надейтесь. Некоторые местные жители вам подскажут, что автобус в Тирану ходит каждый час. Далее небольшая коллекция албанских автобусов, в которых вам предстоит проводить немалую часть путешествия по это стране -



Некоторые автобусы довольно цивильны, но это редкость. Автобус, который вы видите ниже - огромная редкость, я бы сказал единственный из мной встреченных. Там работал даже кондиционер, что абсолютный нонсенс -



В 9 из 10 случаев вас будут ждат другие автобусы -















Автобусы буду всегда переполнены, поскольку водители ждут, пока последнее место не будет занято. И даже когда все места будут заняты, последним раздадут ведра и они поедут в проходе на ведрах. Это очень удобно, судя по всему.



А мне разок пришлось ехать в багажнике микроавтобуса, сидя на запасном колесе -



Цены на транспорт

Поезда стоят исходя из расчета $1 за 50 километров, автобусы $1 за 30 километров, микроавтобусы (фургоны) $1 за 20 километров. Соответственно, проезд на микроавтобусе из Саранды на крайнем юге Албании в Тирану 180 километров будет стоить $10-12, из Тираны в Дуррес всего 35 километров - чуть более полутора долларов. 

ПУТЕШЕСТВИЯ, ЕВРОПА, ПАРОВОЗЫ, Албания

Previous post Next post
Up