В один из чудовищно жарких дней июля мы налепили на машину уже знакомые читателю листочки с надписью "Russia Today" (да простит нас уважаемая телекомпания!) и вновь отправились познавать палестинские территории. В прошлую поездку посмотрели город Рамаллу,
мавзолей Арафата, заброшенную крепость
Са-Нур, раскопки Себастии и старинную станцию турецкой ж.д Масудие возле Наблуса. В этот раз решили посетить древний Иерихон, несколько наиболее живописных монастырей в районе Мертвого моря, и, если останется время - Вифлеем. Это был день, когда солнце шпарило с утроенной силой, пустыня отвечала 45 градусным жаром, а кондиционер в прокатной машине едва справлялся с нагрузкой.
Поймай меня, если сможешь
В последние годы из-за многочисленных блокпостов израильской армии попадание к палестинцам превратилось в некий квест под названием "Поймай меня, если сможешь". Подробнее о том, как обойти армейские посты, перехитрить израильских военных и попасть в эти места, я подробно рассказал в отчете
Практический путеводитель по Палестине. Если быть кратким, то под предлогом заботы о безопасности туриста, военные всячески препятствуют вашему попаданию на палестинские территории. Могут даже задержать, если сочтут вас левым пацифистом, или просто им не понравится ваше лицо. Посему мы разработали целый план противодействия израильской армии, если те нас задержат. Схема проста. Вот как это сработало при задержании нас на израильском КПП Рейхан (рядом с арабским городом Умм-эль-Фахм) при въезде на палестинские территории со стороны Израиля. Бдительный тип в штатском с наушничком в ухе, плюс несколько автоматчиков в радиусе десяти метров. Все рассматривают нас и нашу машину:
- Куда едете?
- В Себастию, смотреть раскопки древнего города.
- Впервые слышу про такое место, еще раз спрашиваю - вы куда едете?
- В Себастию, смотреть раскопки древнего города.
В этот момент кто-то из солдат подсказывает бездарю в наушничке, что действительно есть такое место Себастия и добавляет, что это одна из древних столиц израильского царства. Но тот все равно не унимается -
- Кто у вас там? Вы едете кого-то навестить?
- Мы едем смотреть раскопки древнего города.
- Туда ехать нельзя, там зона А.
- Простите, но вы ошибаетесь, там зона Б, - возражаем мы и показываем карту, где все зоны чётко отмечены.
- Я не собираюсь с вами спорить, там зона А, ехать туда нельзя.
- Вы ошибаетесь, там зона Б, вон, у вас даже на стене висит такая же карта.
Лоботряс с наушничком начинает злиться -
-Так, откройте багажник! Что везете?
Мы открываем багажник, показываем запасное колесо. Тот напрягаем скудный ум, пытясь придумать нам какие-нибудь козни, но не находит ничего лучшего, кроме как потребовать документы. Листает вверх ногами российский паспорт нашей спутницы (в Израиле читают справа налево) и спрашивает:
- Что она делает в Израиле?
- Туристка.
- Зачем она едет на палестинские территории?
- Мы едем смотреть раскопки древнего города.
- Она вернется в Израиль? - тупость данного вопроса зашкаливает, поскольку выехать с палестинских территорий можно только через Израиль, ведь именно израильская армия контролирует внешние границы Западного Берега.
- Да, мы все вернемся в Израиль.
- Чем вы занимаетесь в России? - задает он следующий дурацкий вопрос нашему второму спутнику, гражданину Израиля. Каков вопрос, таков и ответ -
- В России я не занимаюсь ничем.
- Но вы же где-то работаете?
- Я не живу в России и ничем там не занимаюсь, вы же держите мой израильский ID в руках, неужели непонятно?
В итоге нас пропускают и мы едем дальше, не зная, то ли радоваться за то, что жизнь народа Израиля в надежных руках таких вот бдительных товарищей, то ли грустно усмехнуться, что такие вот товарищи с наушничком портят имидж страны своей бездарностью и нахрапистостью.
Читатель может задать вопрос - а зачем ехать в Иерихон через Себастию? Есть более короткий и удобный путь, добавит читатель, посмотрев на карту Израиля. Все верно. Но по пути мы хотим посмотреть несколько интересных мест в палестинской автономии. К сожалению, как вы уже поняли, объяснять что либо военным и ГБистам на блокпостах бесполезно. Они во всем видят ложь и тайный замысел. Как вы объясните вышеупомянутому дуболому, что вы хотите сделать небольшой крюк, что бы сфотографировать панораму долины Дотан? Или посмотреть развалины турецкой ж.д станции? В его голове автоматически сработает красная лампочка "Аль-Каида! Держите их!". Шучу конечно, но что-то в этом роде. Самое лучшее это выдавать военным минимум информации и быть предельно краткими и лаконичными.
Замечу, что на следующем КПП, километров через десять после первого, нас снова остановили. На этот раз обычные солдаты срочной службы. Спросили, куда едем. Это перекресток возле еврейского поселения Маво-Дотан, в северной Самарии. Они там тормозят всех. Такие у них указания. Они выясняют, что среди нас не все туристы, есть и граждане Израиля, после чего ссылаясь на безопасность, не разрешают нам ехать дальше по маршруту. Мы не спорим - зачем? Благодарим солдат за "содействие", разворачиваемся, едем назад несколько километров и сьезжаем с шоссе на боковую грунтовую дорогу. Дело в том, что двое из нас, сами в прошлом солдаты израильской армии, два года ездили с патрулями именно в этих местах. И все тайные дороги знали наизусть. Мы петляем полчаса среди оливковых рощ, минуем арабскую деревушку Яабед (где завтракаем вкусшейшей фалафелью за смешные деньги, пятеро меньшие, чем в соседнем Израиле), затем выруливаем в двух километрах после блокпоста израильской армии. Пусть солдаты чувствуют, что спасли наши грешные жизни, а мы едем дальше.
Иерихон и близлежащие монастыри
Милый маленький городишко, расположенный в 10км к северу от Мертвого моря и на таком же расстоянии от пограничного КПП в Иорданию, Алленби. Здесь много достопримечательностей, начиная от руин дворцов и заканчивая живописными монастрями, вырубленными прямо в скалах. Вот греческий монастырь Каранталь, в русской православной традиции называемый Монастырь Искушения. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Подробнее о монастыре и его истории -
здесь, а я, не имея амбиций на копирование исторических текстов из интернета, лишь покажу несколько фотографий -
После посещение Каранталя мы заезжаем в Иерихон закупиться водой. Как уже говорилось выше, здесь очень много интересного, но наш план на сегодня ограничен тематикой монастырей. Поэтому визит краток -
После Иерихона мы карабкаемся по разбитой дороге вверх по ущелью Кельт, где расположен второй интересный монастырь, Сент-Джордж, в русской традиции известный как Св.Георгия. Изначально он был возведен византийцами в V веке, затем разрушен, и заново отстроен в 1234 году. Примечательно, что в 1874 году монастырь был значительно расширен и укреплен на средства русской православной церкви -
Сразу же после монастыря Сент-Джордж мы упёрлись в очередные уродливые следы арабо-израильского противостояния. Выражались они в том, что дорога оказалась перекрыта здоровенными бетонными блоками -
С одной стороны обрыв, с другой отвесный подьем. Машине никак не проехать. Приходится разворачиваться и возвращаться в Иерихон, и сделав круг выезжать на трассу в сторону Иерусалима. Хотя изначально это не было у нас в планах. С другой стороны, благодаря необходимости сделать круг, мы проезжаем мимо интересного места, Наби Муса, иначе говоря мечети, построенной на том самом месте, где якобы захоронен Моисей. Исходя из арабской традиции -
После посещения этой старинной мечети мы продолжаем путь в направлении, несомненно, красивейшего монастыря на всем Ближнем Востоке, под названием Мар-Саба.
Монастырь Мар-Саба
Основан в 484 году Н.Э преподобным Саввой, чьи мощи и сейчас можно увидеть в главной церкви монастыря. Почитать подробно об истории монастыря можно
здесь. Признаться, в большей степени, нежели история этого места, меня впечатлила его уникальная архитектура и месторасположение в сердце пустыни над каньоном речки Кидрон. Хочу сразу предупредить, что в Мар-Сабу не впускают женщин. И второй момент - самый красивый вид его открывается с противоположной стороны каньона. Попасть туда не так просто, как кажется. Вариантов два - либо спуститься от монастыря вниз каньона и затем по козьим тропам около часа карабкаться на противоположный склон, либо заехать на джипе (именно полноприводном джипе) по грунтовой дороге со стороны пустыни. Из-за испепеляющей жары у нас сегодня нет сил куда-либо карабкаться, так что предлагаю вначале посмотреть старую фотографию со мной на фоне монастыря, снятую в 2000-ом году -
Оценили масштабы монастыря? Теперь посмотрите фотографии снятые вчера внутри монастыря -
После Мар-Сабы мы продолжаем наш путь в город Вифлеем, но это не так просто. Скажу больше - даже попасть в сам монастырь Мар-Сабы оказалось очередной серией квеста "Обойди блокпост". На пути путешественника встают очередные блокпосты израильской армии, которые следует объезжать боковыми проселочными дорогами. Смотрим на карту, все кажется на первый взгляд простым - с трассы №1 ведущей с Мертвого моря в Иерусалим вьезжаем в город, затем напрямую выезжаем из Иерусалима в Вифлеем. Ничего подобного! Не верьте глазам своим. На выезде из Иерусалима в Вифлеем возведена 6-и метровая бетонная стена, отделающая Израиль от палестинских территорий. И там крайне бдительные солдаты с полицией. Имея неприятный опыт общения с людьми в погонах в начале этого дня, мы решаем не искать приключений на свою пятую точку и сразу объезжаем посты через несколько арабских деревень: Азария, Убедия, Бейт-Сахур. Получается двадцатикилометровый крюк, зато ни одного поста израильской армии.
Вифлеем, очень быстро
Увы, начинает темнеть. На часах половина седьмого вечера. Мы делаем краткую остановку в Вифлееме, где посещаем известную и популярную у туристов Церковь Рождества. Несмотря на поздний час, туристов тьма-тьмущая. Большинство туристов - россияне с наклейками "Тез-тур", либо "Пегас-туристик". Эти приехали с однодневным туром из Шарма. Бедолаг можно пожалеть, после бессонной ночи и целого дня на жаре, их ждет 10-и часовой путь на автобусе назад в их египетские отели. Мы, в отличии от них, напрягаться не любим и останавливаемся в одном из отелей Вифлеема, благо, что их там три десятка.
В соседней католической церкви шел обряд бракосочетания. Согласитесь, это великолепно сочетаться браком не где-то в районном ЗАГСе, а в самой Церкви Рождества -
С другой стороны, как говорят знатоки, хорошее дело "браком" не назовут. Шутка. А про прекрасный Вифлеем, где есть много всего интересного помимо избитых маршрутов расскажу в следующий раз!
Другие мои отчеты про Палестинские территории:
Наблус: османская касба, базары, гробница Иосифа, соборы Сектор Газа глазами туриста Международный аэропорт Газы: триумф, который не состоялся Иерусалим и великая израильская стена безопасности Хеврон - город ненависти Самаритяне с горы Гризим Заброшенный парк отдыха в лагере беженцев Аскар