Активные питерские блогеры организовали экскурсию на ледокол "Красин". Посещение корабля приурочено к грядущему 3-4 мая Фестивалю ледоколов, посвященному 150-летию ледокольного флота России. Этот год богат на юбилеи: музей "Красин" отмечает 15-летие со дня основания и 10 лет работы в составе Музея Мирового океана - неожиданно для меня он оказался филиалом Калининградского музея.
К Фестивалю уже подошли и другие ледоколы - братья-близнецы "Санкт-Петербург" и "Москва".
"Санкт-Петербург".
"Москва".
Мировая ледокольная история началась в 1864 году, когда купец Бритнев, доставлявший кораблями пассажиров и грузы из Кронштадта в Ораниенбаум, решил удлинить судоходный период. По его указанию один из его пароходов - "Пайлот" - подвергли модернизации: срезали носовую оконечность под углом 20° к линии киля по образцу поморских торосных лодок, в результате чего судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью. Пайлот стал первым в мире паровым судном ледокольного типа.
Ледокол "Красин" пришвартован на набережной Лейтенанта Шмидта возле Горного института.
Воскресным утром группы людей кучковались у трапа, чем сильно раздражали сотрудницу охраны ледокола. В процессе общения с нами грозной стражницы выяснилось, что на судно на каблуках не пускают, что логично. Посмотрите, какой трап ведет на корабль! Так что учтите это при посещении музея.
Снаружи корпус просто усыпан заклёпками, особенно в нижней части. Полагаю, они добавляют прочности.
А здесь хорошо виден скошенный нос.
По деревянной палубе проходим внутрь салона команды. Между досок, как и везде на кораблях, прорезиненные стыки.
Пришедших на каблуках, хвала организаторам, всё-таки пустили, но подписи о том, что девушки берут за себя полную ответственность всё-таки взяли. Правда, было бы лучше, если бы орги заранее предупредили о правилах посещения.
В салоне команды научный сотрудник музея Владимир Иванович Корзун начал рассказ про ледокольную историю России.
Судно было заложено в начале 1916 года в Англии, в этом же году ледокол был включён в список судов ВМФ Российской Империи под именем «Святогор». Но на первых же испытаниях выяснилось, что судно не слушалось руля, отклоняясь от курса на 40 градусов в обе стороны. «Святогор» переделали и окончательно достроили лишь 15 сентября 1917 года, после чего он вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году - ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки с целью перекрытия пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно. Впоследствии ледокол перешел Англии, несколько лет спустя был выкуплен СССР обратно. Красин - советский дипломат, много сил приложивший для возвращения судна в Россию.
Тем временем, экскурсия продолжилась на палубе.
На корабле всё должно быть в порядке!
Вот эта большая чёрная штука - запасной концевой гребной вал.
А вот и ключ для его замены, размером с меня :)
Буксирная паровая лебедка, 120 л.с. Ледокол тащит за собой суда, прокладывая путь среди скованного океана. Чтобы корабли случайно не сковало, они были закреплены с ледоколом.
Через вот эту проушину.
Ледокол приобрёл всемирную известность после спасения экспедиции Умберто Нобиле, дирижабль которой потерпел крушение при возвращении с Северного полюса в 1928 году. Только "Красин" смог пробиться через льды и спасти людей.
Интересно, что на обратном пути "Красин" оказал помощь немецкому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту. Судно налетело на лёд и получило пробоины. За этот героический поход ледокол был награждён орденом «Трудового Красного Знамени».
Орден.
Палуба с экспозицией частично закрыта от петербургских ветров, но всё равно продувает все насквозь, включая экскурсантов.
На каждом борту корабля должно быть столько шлюпок, чтобы вместить всю команду. Это важное правило: крен в случае затопления судна может быть в любую сторону, а спастись должны все.
Двери тоже особой конструкции.
Они подняты над уровнем пола, чтобы внутрь не попадала вода.
А мы перебрались в каюту капитана.
Любопытные блогеры нашли даже холодильник!
Вряд ли во время качки эти статуэтки тут находились.
На столике виден телефон - с капитаном по экстренной связи всегда можно было связаться.
А это - штурманская рубка. Сейчас здесь собраны инструменты штурманов разных эпох.
Например, с помощью этой ручки передают морзянкой сигналы.
Вахтенная доска - своеобразная записная книжка навигатора. С её помощью фиксировалось направление и смена курса кораблем, скорость хода.
Кренометр.
Эхолот. Экран предупреждает об опасности, т.к. глубина у набережной всего 1,1 метр, что для ледокола слишком мало.
Перемещаемся на нос, в рулевую рубку.
Вместо льдов Арктики открываются виды весеннего города.
Переговорные трубы, ГДР. Получены кораблём во время его модернизации в 1958 году.
Трубы связаны с машинным отделением и каютой капитана.
Машинный телеграф.
Правый - зеленый!
Магнитный компас - для определения курса судна.
В рулевой рубке нам наступает на хвост следующая экскурсия, и мы спускаемся вниз, в коридоры.
В машинное отделение я не успела вместиться - места там очень мало. Зато внутрь, среди прочих, зачем-то набились люди, которым совсем было неинтересно то, о чем рассказывал увлеченный Владимир Иванович. Особое моё негодование вызвала наша организатор - всю экскурсию она, не закрывая рта, трепалась о новых купленных сумочках и прочем, что несомненно важно обсудить на экскурсии.
Впрочем, некоторые блогеры тоже очень утомились от часовой экскурсии, и стонали о том, чтобы она поскорее закончилась. Недоумение вызывают у меня такие люди. Неужели они не знали, куда шли? Если им не интересен ледокол, зачем тратить своё бесценное время и занимать чужое место? Даже дети вели себя терпеливее и воспитаннее :)
Экскурсия приближалась к завершению, на носу корабля мы рассмотрели якорные лебедки.
А если приглядеться, то за лебедкой виднеется бежевая "стенка" - это волнорез, защищающий палубу.
Говорят, что во время экскурсий в рамках фестиваля покажут меньше, чем показали нам. Впрочем, организаторы ещё сами не определились, всё будет зависеть от числа посетителей. А сейчас на корабль можно сходить со среды по воскресенье, с 11 до 17 каждый час проходят экскурсии "Ледокол "Красин". Страницы истории", а в субботу и воскресенье в 13 и в 15 часов можно попасть в машинное отделение на экскурсию "Сердце корабля" (только с 14 лет при наличии паспорта).