(с) Аскандарова Эсина
В терапии чувства вины первый принцип довольно прост и очевиден: отделить патологическую вину от нормативной.
Целью терапии является не тотальное избавление от чувства вины.
Чувства, в том числе и вина, принимаются как важная часть адаптации, не говоря уже о том, что они наполняют красками жизнь. Об адаптационной роли чувств можно
почитать здесь .
В первую очередь клиенту, пришедшему с патологическим чувством вины, говорящему через фразу "изините-простите пожалуйста", необходима поддержка, и дать её нужно строго дифференцированно, информируя его о том, что нормальное чувство вины - важная часть адаптационной системы личности.
Оно формируется в возрасте 3-6 лет после проживания возрастного кризиса развития инициативность\вина. Вот что пишет по поводу этого периода жизни автор теории психосоциального развития личности Э.Эриксон: "Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры".
Родители могут подавлять инициативность ребенка, запрещая ему исследовать окружающий мир, бранить его за проявление активности (за испачканную одежду, исписанные обои и прочие неприятности). Мотивы поведения родителей могут быть разные, и часто таким образом транслируется из поколения в поколение зависимое поведение, для которого характерны застревание фокуса внимания на значимом близком, контроль за его поведением, трансакции на уровне невротических качелей "обида-вина". Такие родители не дают достаточно свободы ребенку. Гиперопекая, они привязывают его к себе узами созависимости, тормозя рост и развитие личности. Кроме того, для дисфункциональных семей характерно использование родителями своих детей для перекладывания на них своего патологического чувства вины. Ребенок начинает чувствовать себя виноватым за здоровое любопытство, а неадекватное поведение родителей закрепляет мысль, что он виноват практически во всем.
Психокоррегирующим в этом плане является сериал "Симпсоны", где члены семьи долго выясняют, кто же виноват в том, что Гомер лысый.
Если родители позволят ребенку развиваться нормально, то тестируя реальность, в т. ч. совершая ошибки, ударяясь, проказничая, он усваивает нормы поведения в социуме, и развивает в себе здоровое чувство вины, которое возникает, когда человек своим поведеним причиняет ущерб окружающим.
Патологическое чувство вины накладывает на характер свой отпечаток. Такой человек стремится контролировать каждое свое действие, что приводит к неуверенности в себе и избыточному мышечному напряжению. Он "держит себя в ежовых рукавицах", формируя в структуре личности две субъединицы: контролирующий (интегрированное властное родительское имаго) и угнетаемый (жестко подавляемая спонтанность ребенка). Взрослой ответственной субличности не сформируется, пока продолжается внутренняя садомазохистическая игра субличностей, которые Фриц Перлз называл "top dog" и "under dog". (Угадайте, что они делают)
Таким образом, в терапии чувства вины мы опираемся на рациональную способность взрослой личности отделить патологическое чувство вины от нормативного.
Встеча с патологической виной может сопровождаться сопротивлением, которое направлено на минимизацию боли от проживания вины и возникающих попутно сильных чувств (обиды, ярости, гнева) направленных на значимые фигуры из прошлого. Позаботьтесь о том, чтобы обеспечить достаточно юмора-бальзама для интеграции неприятного чувства.
Т. о., на первом этапе работы с чувством вины вам предстоит осознать, кто виноват в том, что Гомер лысый и кто же на самом деле убил Кенни.
ps. хорошие новости от spriengfield.ru! Наконец-то, Гомер больше не будет лысым! Все, что нужно сделать, это
положить ему на голову семена Чиа, поливать их периодически, и через неделю или две, ваш лысый Гомер превратится в жутко лохматого.