Особенности развития личности в ранней юности
Ранняя юность - это возраст старшеклассников, 15-17 лет.
Развитие личности в период взросления начинает происходить более постепенно и менее скачкообразно.
Старшеклассники в большей степени осознанно воспринимают себя, чем подростки, их самоуважение выше, а саморегуляция развивается интенсивнее. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Независимо от темперамента, старшеклассники выглядят более сдержанными, уравновешенными.
В 15-17 лет происходят важные изменения в мотивации, в потребностях и интересах, лежащих в основе выбора будущего жизненного пути.
В старших классах возникает особый интерес к общению со взрослым. В этот период завершается период отделения от взрослых, старшеклассники переживают потребность в жизненном опыте и поддержке взрослых.
Юношеский возраст - это возраст аккумуляции силы своего «Я», способности создать, сохранить и проявить свою индивидуальность в семье, в условиях групповой деятельности в школе, в эмоциональной близости и дружбе.
Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот период старшекласснику необходимо создать жизненный план - решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
Кризис 17 лет
Вот со всеми этими 👆 вопросами и связан нормативный возрастной кризис, который часто возникает на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Если ребенок завершает 11 классов обучения в школе, то говорят о кризисе 17 лет. При завершении школьного образования раньше кризис может сместиться к 15 годам.
В 17 лет кризис протекает не менее остро, чем в 15. Как отмечают классики детской психологии, это наиболее тяжелый кризисный период наряду с кризисами 3 и 11 лет.
Для тех, кто переживает кризис 17 лет, характерны:
- различные страхи в связи с ответственностью перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения;
- к этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией;
- даже если выпускник мало тревожен и все складывается для него удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность;
- новая жизненная ситуация требует от молодых людей больших усилий по адаптации к ней.
Помогают адаптироваться в основном два основных фактора:
- Поддержка семьи.
- Уверенность в себе, чувство компетентности.
Рекомендации для родителей выпускников
Психологами не зря юношеский возраст с 15 до 22 (25) лет считается самым важным среди всех возрастных этапов развития человека.
Одной из причин является то, что в этом возрасте совершаются очень важные жизненные выборы, являющиеся началом новой траектории будущего жизненного пути.
Ошибки, которые могут быть совершены в этот период, будут связаны с потерей больших ресурсов времени и вложенных сил в свое развитие, становление, освоение социальных ролей.
Поэтому для родителей главная рекомендация - это не увеличивать страх и тревогу ребенка перед этой ответственностью, а всячески поддерживать сына или дочь, не отстраняясь ни от самого выбора, ни от предшествующих ему размышлений и обсуждений, ни от адаптации к новым жизненным обстоятельствам.
- Больше обсуждайте с ребенком все тонкости предстоящего выбора.
- Анализируйте, проговаривайте вместе с ним его сильные и слабые стороны, ценности и смыслы, лежащие в основе его решений.
- Уделите внимание и помогите ребенку собрать информацию о разных профессиях и специальностях, а также о разных учебных учреждениях, дающих необходимое образование.
- Проговорите с ребенок разные выборы и дальнейшие пути развития: варианты обучения в вузе, замужество, служба в армии, трудоустройство, иждивенчество. Помогите осознать все плюсы и минусы каждого выбора.
- В этом возрасте юноши и девушки начинают задаваться вопросами о смысле жизни, в том числе в контексте своей будущей карьеры. Они могут искать свое призвание или интересоваться вопросами своего места в обществе. Не стесняйтесь говорить об этом, стимулируйте обсуждение и вербализацию ребенком всех этих вопросов, это поможет ему сделать выбор более осознанно.
Рекомендации для выпускников
- Общайтесь со взрослыми, которым доверяете, жизненные ценности которых вам близки. Не стесняйтесь обсуждать с ними свои эмоции, мысли и беспокойства. Если вы чувствуете, что ваши проблемы становятся слишком тяжелыми или продолжаются в течение длительного времени, не бойтесь рассказать об этом родителям, может педагогам или школьному психологу. Индивидуальная поддержка взрослых для вас в это время очень важна.
- Общайтесь и находите поддержку у сверстников. Общение с друзьями и знакомыми, которые проходят такой же путь, может быть очень ценным. Эмоциональная поддержка друг друга чрезвычайно важна, но при этом не стоит забывать, что каждого свой индивидуальный, ни на кого не похожий путь, как и свои достижения и ошибки!
- Заботьтесь о своем физическом и эмоциональном здоровье. Период стресса связан как с физическими, так и психологическими нагрузками для организма и психики. Физическая активность, здоровое питание и полноценный сон очень важны для стабильной работы всех систем организма, а умеренные занятия зарядкой и спортом помогут снять стресс и физическое напряжение, что отразиться и на вашем эмоциональном состоянии. Также важно найти здоровые способы управления своими эмоциями, обратите внимание на разные техники ведение дневника - это замечательная психологическая практика для развития управления своим состоянием и мыслями.
- Занимайтесь самопознанием. Полезно задать себе вопросы о своих целях, интересах и ценностях. Определение своих сильных и слабых сторон, расширения общего кругозора, а также практика ведение дневника может помочь вам лучше понять себя и свои стремления, определить, что вам действительно важно.
- Учитесь грамотному целеполаганию, умению ставить большие цели и разделять большие задачи на более маленькие и достижимые шаги. Это поможет вам чувствовать прогресс в своем движении, что повысит мотивацию и самооценку. Обратите внимание на такую технику ведения ежедневника, как буллет-джорнал, для этих задач она очень эффективна.