Пользуясь плохой погодой мы с дочкой недели две назад начали немного освежать пройденный школьный материал и знакомиться с новым. Сейчас это математика. Наверное, ею и ограничимся.
Инициатива позаниматься со своими детьми дополнительно возникает у меня обычно под влиянием моей работы. Занимаясь с другими детьми, всегда начинает преследовать ощущение, что со своими я не дорабатываю:)))
Расскажу немного об одном из направлений своей работы, которым сейчас занимаюсь.
На протяжении учебного года и даже летом я работаю не только с дошкольниками (в подготовке к школе), но и с младшими школьниками, помогая им с трудностями в обучении. Чаще всего обращения связаны с трудностями в математике.
Задачи решаю и как психолог, и как педагог. Как педагог помогаю разобраться с материалом, с его усвоением и пониманием. Как психолог работаю с выработкой индивидуального стиля учебной деятельности, помогаю найти и освоить свои способы обучения, соответствующие сильным и слабым сторонам темперамента, мышления и личности. Ну и, конечно, одной из главных задач считаю задачу с повышением мотивации к учебе.
Позитивная мотивация к учебе и познавательной деятельности в целом вырабатывается только тогда, когда ребенок переживает больше позитивного опыта в этой деятельности, имеет достаточно самостоятельного успеха. А получить этот успех можно только тогда, когда освоенные и доступные ему способы учебы помогают решать поставленные школой задачи.
Причем это не означает, что ребенок обязательно станет отличником. Даже в каком-то смысле наоборот :). Часто ко мне обращаются с детьми, которым не просто дается вся школьная программа, которые испытывают трудности с самостоятельным мышлением в целом, не могут совладать со своими индивидуальными особенностями при решении школьных задач, не испытывают желания учиться и не могут преодолевать возникающие трудности. Поэтому одной из моих задач, помимо работы с детьми, обычно бывает помощь родителям в изменении отношения к оценкам и высоким достижениям, которые можно быстро получить только в ущерб психологического благополучия такого ребенка.
Считаю, что намного лучше, когда ребенок не столько гонится за самой высокой отметкой, сколько в целом ощущает, что он понимает то, что делает, может справится с большей частью программы и сможет при желании (!) разобраться с любой темой. Самое главное, это желание испытывать, как и уметь получать удовольствие от учебной деятельности и процесса познания, который лежит в ее основе. Успехи ребенка на таком пути учебы создадут необходимый позитивный опыт учебной деятельности, а следовательно - и высокую мотивацию, что неизбежно приведет к посильным для него достижениям.
Это была общая философия, на которую я опираюсь в работе.
А вообще я начала с математики для младших школьников и хотела сказать пару слов о таблице умножения.
Если школьник не испытывает дополнительные трудности с интеллектуальной деятельностью (например, по здоровью или из-за низкой скорости интеллектуальных процессов и др.), то до конца второго класса особых проблем с математикой у него не возникает.
Во втором классе дети знакомятся с умножением, а в третьем - уже активно используют это действие в самых разных математических задачах. Вот тут возникают первые трудности, которые потом собираются в снежный ком. Получается так, что не выработав автоматизм в работе с таблицей умножения, проблемы начинают накапливаться и в какой-то момент превращаются в трудности в решении практически каждой задачи и каждого примера. А в основе часто лежит именно навык быстро работать с арифметическими действиями, самым сложным для школьника в этом возрасте являются умножение/деление. Такие трудности сначала увеличивают время решения задач, а потом блокируют и другие операции.
Поэтому я всегда начинаю с отработки автоматизма в работе с самыми простыми примерами на сложение/вычитание (что реже), а также на умножение/деление в пределах таблицы умножения и основанных на них других расчетах (гораздо чаще).
Вот и с дочкой начали с проверки навыка быстрой работы с таблицей умножения и обнаружили здесь большие пробелы! Сапожник оказался без сапог :)) Но эти пробелы были устранены буквально за 3 дня необременительных занятий по полчаса. Правда, у дочки высокая учебная мотивация - это как раз то, в чем «без сапог» я остаться ни себе, ни своим детям не могу позволить:)).
Мне в решении этой задачи очень помогает способ, о котором я уже писала раньше:
Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения С этими карточками работаю на занятиях постоянно. Кстати, сейчас очень популярны и много где продаются, не обязательно делать вручную. Например, такие 👇
Еще использую сборники примеров (тренажеры) на табличное (а позже и внетабличное) умножение и деление, например, О.В. Узоровой и Е.А. Нефедовой (выложу несколько страниц с примерами в телеграм-канале).
Конечно, сейчас есть множество игр и других способов как освоения (о котором я сейчас не говорю, это отдельная задача), так и отработки навыка работы с табличным умножением. Может, когда-то соберусь и сделаю подборку. Но эти совершенно нехитрые приемы, про которые я написала, не только очень доступны, но и в самое короткое время помогут ребенку автоматизировать базовые навыки и избежать многих проблем, с которыми часто сталкиваются младшие школьники.
Очень рекомендую.