Подростковый возраст, как и подростковый возрастной кризис, - это одна из самых популярных тем в практической психологии, поэтому и материалов, и рекомендаций огромное количество. Чтоб не повторять то, о чем везде написано, решила сказать о том, что, на мой взгляд, заслуживает особого внимания.
Возрастные кризисы. Что это такое? Возрастные кризисы. Кризис новорожденности Возрастные кризисы. Кризис 1 года Возрастные кризисы. Кризис 3 лет Возрастные кризисы. Кризис 7 лет. Каждый пост о возрастном кризисе я обычно начинаю с рассмотрения особенностей развития и основ возникновения кризиса. О подростках уже писала
здесь. Вот еще мне попалась
неплохая статья. В ней в доступной форме также рассказано об основных особенностях подросткового возраста, а также даны некоторые рекомендации.
Несколько фактов о подростковом кризисе
- Подростковый кризис считается самым длительным (это не год-два переходного периода между возрастными этапами), часто называют кризисным весь подростковый период из-за его сложности, огромного количества изменений, с которыми сталкивается ребенок, его отношения со взрослыми, сверстниками и самим собой.
- Есть исследования, результаты которых говорят о том, что очень большое количество подростков и их родителей не переживают обострение трудностей в подростковом возрасте детей, что даже дает основание перестать считать кризис в его неблагоприятном протекании обязательным условием подросткового периода ребенка.
- Подростковый кризис и особенно его негативные явления являются продолжением предыдущих кризисов (недостаточного решения задач этого периода) и в первую очередь кризиса 3 лет, поэтому подросток может проявлять похожие 7 главных характеристик неблагоприятного протекания кризиса 3 лет, только в уже более взрослой форме.
- Кризисные явления развития в подростковом возрасте могут коснуться всех сфер личности ребенка, а также его социальных отношений, где происходят изменения, а изменения происходят везде! Неблагоприятный ход кризиса может зависеть от множества факторов.
- Чтобы разобраться в этих факторах, важно начать с изучения психологии развития ребенка, в частности в подростковом возрасте, а также особенности кризисных периодов развития человека. С этим вопросом можно также обратиться к специалисту.
- Сегодня наблюдается смещение границ подросткового возраста: если традиционно принято считать начало подросткового возраста с 10-11 лет, то большинство современных детей характеризуется признаками подросткового возраста, начиная с 9 лет.
Рекомендации для подростков
Если бы меня спросил подросток, какая задача является самой главной в его возрасте, я бы ответила ему - самопознание.
Эту задачу стоит считать системообразующей в решении любой задачи этого возрастного периода со стороны подростка. Другими словами, ему важно переключаться на эту задачу при столкновении с любыми кризисными явлениями.
К самопознанию относится: познание и осознание своих эмоций и чувств, своего изменяющегося тела, разных возможных вариантов образа жизни, познание своих интеллектуальных способностей, своих личностных особенностей, своих отношений с окружающими, чего хочется от этих отношений, познание своей сексуальности и сексуального поведения, познание уровня своей ответственности и как его повышать, познание своих родителей и отношений с ними с новой, уже подростковой позиции, познание своих ценностей, познания вариантов своего будущего, познание новых смыслов своей учебы и многое-многое другое.
Поэтому одна из самых главных практических рекомендаций для подростков, на мой взгляд, - научиться вести дневник самопознания.
Это может быть как классический дневник в формате «Дорогой дневник! Сегодня я...». Также можно использовать популярные сегодня системы организации буллет-джорналов (они очень способствуют процессу самопознания), разные психологически-дневниковые практики, такие как «Утренние страницы», «Одно предложение о прожитом дне» или, например, дневник-планер, который заполняется раз в год на Новый год.
Для ведения дневника можно использовать вопросы для самопознания. Большой список таких вопросов приведу в конце поста. Ответы на эти вопросы можно записывать в свой дневник, обсуждать с друзьями, сделать вечерним ритуалом общения с родителями.
И еще одну рекомендацию для подростков в контексте самопознания можно дать следующую: изучать психологию, увлечься простыми психологическими тестами на определение разных личностных особенностей, изучить разные психологические типологии, особенно - соционику, попробовать определить свой тип и типы личности самых близких людей, выяснить особенности отношений с ними и т.д.
На мой взгляд, психология для подростков, школьников - это очень востребованная, но, к сожалению, недостаточно развитая ниша в современной психологии.
Ошибки родителей подростков
Все кризисы детского развития зависят не столько от особенностей самого ребенка, сколько от специфики его отношений с ближайшим окружением и самого этого окружения. Поэтому и подростковый кризис также следует рассматривать в этой же позиции. Если родители сталкиваются с сильным ухудшением своих отношений с ребенком, наблюдают обострение конфликтов, приходят к выводу, что переживают неблагоприятное течения кризисного периода взросления своего ребенка, предлагаю поразмыслить над типичными трудностями, больше внутреннего характера, с которыми чаще всего сталкиваются родители подростков.
Родители подростков очень часто:
- недооценивают скорость взросления ребенка, склонны сохранять к нему отношение, свойственное предыдущему этапу его развития
- недостаточно уважительно относятся к его стремлению к самостоятельности, независимости, конфиденциальности, автономности
- проявляют недостаточно уважения к его стремлению свободно выражать свои еще детские мысли, которое одновременно сопровождается потребностью быть услышанным, как взрослый
- пускают на самотек его развитие, отстраняются от нравственного влияния
- не знают, как реагировать на столкновения и конфликты, начинают их обострять своей нетерпимостью
- не знают, как справится с чувством непринятия взрослеющего ребенка
- требуют от ребенка взрослого поведения, когда он находится только в процессе своего созревания и развития, недооценивают потребность ребенка в поддержке (с одной стороны важно предоставлять свободу развития, а с другой стороны - поддержку и помощь, когда ребенок не может справиться)
- поощряют тенденцию к взрослости вместо настоящего чувства взрослости (тенденция к взрослости - это стремление обладать внешними атрибутами взрослого человека: внешним видом, доступными видами деятельности, взрослой речью и т.п.; чувство взрослости - это стремление не только к внешним атрибутам, но и к настоящей взрослости, связанной с более глубоким пониманием вещей, а также с взрослой ответственностью)
- не умеют справляться с социальными и потребительскими соблазнами и, соответственно, не умеют обучить этому ребенка, а к желанию поддаться соблазну ребенка гораздо менее терпимы, чем к своему такому же стремлению
- не знают, как справиться с чувством утраты прежних детско-родительских отношений и как порадоваться новым отношениям
- не знают, как справиться с отстранением подростков от родительского влияния
- не могут справиться (и очень этого боятся) с зависимостью от гаджетов, игр, социальных сетей, интернета в целом
- недооценивают количество времени, необходимое подростку для приобретения новых навыков
- недооценивают необходимость своего участия в процессе приобретения подростком новых навыков, а начинают просто требовать их уже в готовом виде
- не знают, как помочь подростку в выстраивании его отношений со сверстниками, с одной стороны слишком вмешиваются, а с другой - могут слишком отстраняться; не могут занять позицию терпеливого и мудрого советника и наставника
- слишком обижаются на своих детей, когда те грубят, не хотят выполнять просьбы, не откликаются на чувства, не проявляют уважения, сочувствия, чем создают тупик в решении этой задачи
- не могут занять новое место в жизни своих взрослеющих и отстраняющихся психологически и социально детей. Часто впадают в крайности в зависимости от своих личностны особенностей: одни родители начинают излишне контролировать своих детей, пресекают развитие автономности и эмансипации; другие родители пускаю развитие ребенка на самотек, не интересуются и не проявляют участия к отношениям ребенка с его ближайшим окружениям, не участвуют даже при наличии риска негативного влияния сверстников и экспериментированию с негативным поведением (таким как употребление наркотиков, алкоголя, стремления к ранней половой жизни, агрессивное поведение и прочее). Родители не умеют занять разумную позицию между бдительностью и предоставлением достаточной свободы своим детям, а также не умеют проявлять помощь ребенку в принятии здоровых решений
- недооценивают значимость постоянного пересмотра своей родительской компетентности и собственного саморазвития, особенно в сфере понимания здорового (не только физически, но психологически) образа жизни, переосмыслении своих ошибок (как в своем детстве, так и своем родительстве); подростки очень чувствительны к необоснованной категоричности
- недооценивают степень своего осуждения образа мыслей и поведения ребенка, часто даже не замечают этого со своей стороны
- недооценивают свою неспособность сместить приоритет со своего родительского «Я» (особенно: «я знаю, как правильно», «я знаю, как лучше», «мне виднее») на внутреннюю позицию ребенка, его ведущую мотивацию, потребности. Самостоятельно усиливают противостояние с ребенком как в отношении взглядов на что-то, так и в принятии решений
По сложности возрастных психических, личностных и социальных изменений у подростков, а также вариантов особенностей реагирования родителей несложно понять, что у каждой семьи и каждого отдельного ребенка будут свои собственные уникальные трудности во время подросткового периода.
Чтоб дать рекомендации, важно учитывать, что у каждого ребенка будет обостряться в этот период именно его слабые позиции личности, его нерешенные (или недостаточно благополучно решенные) задачи предыдущих этапов развития, слабые места взаимоотношений с родителями, которые также зародились на предыдущих этапах.
Поэтому каждая отдельная ситуация требует своего уникального анализа и подхода к решению. Для этого важно: проанализировать отношения с ребенком на предыдущих этапах, особенно в прошедшие кризисы (особенно 3 лет); обозначить слабые места развития и личности отдельно ребенка, отдельно родителей, отдельно их взаимоотношений; обозначить задачи для решения с точки зрения будущего: будущего развития ребенка, будущих взаимоотношений. И только после этого можно будет приступить к поиску путей их решения.
Родительские трудности в их отношениях с детьми-подростками, которые выше перечислены, уже сами по себе могут выступить в качестве предмета анализа и формулирования для себя соответствующей рекомендации. Если вы заметили у себя какие-то из этих трудностей, и хотели бы рассмотреть их более подробно, пишите свой запрос в комментариях, в ТГ-канале или в личные сообщения, и я напишу об этом отдельно.
Несколько практических рекомендаций для изменения отношений с подростком и его поведения в семье:
1. «
Школа хороших манер»
- один из методов приучения детей и подростков к хорошим привычкам и манерам. 2. «Я люблю свою семью» - воспитательная таблица, листок взросления вашего ребенка (а, возможно, и моменты вашей работы над собой). 100 вопросов самопознания для подростков:
- Что помогает тебе восстановиться, когда ты устал или пережил сильный стресс?
- Что способно привести тебя в восторг, обрадовать?
- В какие моменты и к каким людям ты обычно испытываешь нежность?
- Что тебя злит и раздражает?
- Каким образом ты проявляешь свой интерес к другому человеку?
- Какой учитель в школе у тебя вызывал уважение и почему?
- Есть ли черты, которыми ты тоже хотел обладать?
- Что ты категорически отвергаешь в людях?
- С чем ты никогда не сможешь смириться?
- Ты умеешь прощать, только искренне, не напоминая периодически обидчику о его вине?
- Чего тебе хочется в данный момент?
- Какой твой самый приятный и тёплый момент из детства? Расскажи о нём подробнее.
- Какую музыку ты любишь?
- Какие песни помогают тебе поднять настроение, успокоиться или наоборот, повеселиться?
- Что бы тебе хотелось сказать человеку, которого ты потерял, но не успел попрощаться или в чём-то признаться?
- Что именно мешает претворить мечты в реальность?
- Как ты думаешь, тебя можно назвать счастливым человеком?
- Ты умеешь грамотно распоряжаться деньгами? Что это вообще для тебя значит?
- Расскажи о своих самых близких людях. За что ты их любишь?
- Есть ли в твоём опыте случай, когда ты помогал совершенно незнакомому человеку? Если да, то расскажи об этом подробнее.
- Как ты думаешь, что окружающим людям в тебе нравится больше всего?
- Как стоит относится к тому, как о тебе думают другие люди?
- Есть ли в твоей жизни человек, которому ты бы смог доверить на время самое ценное, что у тебя есть?
- Как ты обычно реагируешь, когда тебя просят о помощи?
- Что должен сделать или сказать человек, чтобы ты сразу понял, что больше не хочешь с ним встречаться?
- Ты больше любишь дарить подарки, или получать их? Какие чувства у тебя возникают в такой момент?
- Каким образом ты выражаешь злость по отношению к другому человеку?
- Что тебя поддерживает в момент разлуки с любимым человеком?
- Какие люди тебя привлекают, на что первое ты обращаешь внимание?
- Какими качествами должен обладать другой человек, чтобы ваши отношения стали дружескими?
- Когда тебе грустно, что ты делаешь?
- Как ты ведёшь себя и что чувствуешь, когда тебе делают комплимент?
- Что способно заставить тебя смеяться?
- Что тебя привлекает в представителях противоположного пола?
- Что тебе удаётся лучше всего?
- А с чем ты не особо справляешься?
- Что ты делаешь, когда не знаешь, как справиться с какой-то задачей?
- Умеешь ли ты просить о помощи?
- Каким образом ты получаешь поддержку от близких людей, незнакомых?
- Что помогает тебе поднять настроение, если грустно?
- Что способно тебя рассмешить независимо от того, в каком ты настроении?
- Бывает ли, что ты ощущаешь себя глупым, неуместным? Как ты справляешься с этим состоянием?
- Что бы ты хотел, чтоб о тебе помнили и говорили после смерти?
- Как ты обычно проводишь своё свободное время? А как хотел бы?
- Как ты чаще всего реагируешь и как ведёшь себя, когда узнаешь неприятную новость?
- Кем мотивируешь себя работать, когда не очень хочется это делать?
- Как ты относишься к деньгам? Какие они для тебя? Назови первые три слова, которые пришли в голову.
- Как выглядит твой идеальный отпуск в мечтах?
- Есть ли у тебя тайна, которой ты совсем ни с кем ещё не делился? Если да, то из каких именно побуждений ты её хранишь?
- Что за сегодня с тобой произошло хорошего, интересного?
- Что сегодня ты себе сделал полезного и приятного?
- Чему ты сегодня научился, узнал нового?
- Есть ли место, где ты можешь расслабиться, подумать о чём-то важном и восстановить силы?
- Каким образом ты отдыхаешь?
- Каким образом тебе нравится начинать своё утро, чтобы оно было в удовольствие?
- Тебе лучше придумывать что-то или делать?
- Чему бы ты хотел научиться?
- Вспомни чего было больше на прошлой недели: доведенных до конца дел или брошенных незавершенными?
- Что для тебя лучше: почитать интересную книгу или съесть какое-то лакомство?
- Кого ты можешь поблагодарить за то, что ты такой сейчас, какой есть?
- Чего ты боишься?
- Как ты думаешь, какие события помогли тебе стать сильнее?
- Какие вредные привычки у тебя имеются?
- Как ты относишься к своим вредным привычкам?
- Есть ли что-то, за что ты стыдишься и никак не можешь себя простить, принять?
- Если бы ты узнал, что осталось жить всего неделю, как бы ты её прожил? Чем бы занимался, с кем общался?
- Есть ли что-то, чем ты гордишься и хотел бы об этом рассказать?
- Что помогает тебе успокоиться, когда ты злой и кажется, что теряешь контроль над своим поведением и словами?
- Какой фильм ты готов пересматривать много раз? Почему?
- Есть ли книга, которая помогает тебе восстановить душевное равновесие / мотивировать на действия?
- Какое чувство ты испытываешь чаще всего последнюю неделю? Как думаешь, почему?
- Хотелось бы тебе стать бессмертным? Объясни, почему?
- Сколько тебе лет по твоим внутренним ощущениям?
- Что такое любовь?
- Что такое вера?
- В чем смысл жизни?
- От чего ты больше всего устаёшь?
- Как бы тебя охарактеризовали твои друзья / члены семьи / учителя? Чем отличаются эти характеристики?
- Как ты думаешь, на какого сказочного персонажа ты похож? И почему?
- Если бы у тебя был миллион долларов, который необходимо потратить только на себя в течение одного дня, что бы ты купил?
- Какое бы желание ты загадал, если бы к тебе вдруг явился волшебник и пообещал исполнить одну мечту, абсолютно любой сложности?
- Если отбросить какие-либо ограничения, которые тебя сейчас останавливают, то каким бы хобби ты занялся?
- А что именно тебе мешает заняться этим хобби?
- С каким животным ты сам себя ассоциируешь? Назови качества, которыми это животное обладает.
- Назови самое необычное и прекрасное место, в котором ты побывал?
- Если бы ты мог на день стать другим человеком, кого бы ты выбрал?
- С кем из знаменитостей ты бы отправился на ужин, если бы у тебя была такая возможность и выбор?
- Если бы у тебя была возможность вернуться в прошлое, то в каком именно периоде, моменте ты бы хотел оказаться?
- А изменил бы что-то в прошлом, если бы у тебя появился шанс исправить лишь одну ошибку? Подумай хорошо, потому что это изменит настоящее.
- Если бы ты мог выбрать на несколько дней себе любую суперспособность, то что бы это было? И для чего именно?
- Расскажи о своей самой любимой игрушке из детства? За что ты её так любил?
- Случалось ли тебе попадать в нелепые и интересные ситуации? Поделись какой-то смешной историей из своей жизни.
- Представь, что ты выиграл в лотерею, что бы ты сделал с этими деньгами?
- Если бы ты на день мог изменить свой пол, то, как бы ты его провел? И что бы сделал в первую очередь?
- Как ты думаешь, роль какого персонажа, и из какого фильма тебе бы удалась лучше всего?
- Если бы тебя пригласили выступать в цирке, предварительно обучив всему необходимому, то какую именно роль ты бы выбрал?
- В какую страну ты бы отказался отправиться, даже если бы тебе подарили туда бесплатную путёвку?
- Если бы ты на день стал невидимкой, то, как бы ты его провёл и куда бы первым делом отправился?
- Если бы тебе платили бы за то, что ты больше всего любишь делать, чтобы ты делал?
- Если бы ты мог выполнить любые три желания своих родителей, как ты думаешь, что бы они загадали?