Кризис 3 лет - это рубеж между ранним и дошкольным возрастом. Принято считать, что это один из наиболее сложных моментов в жизни ребенка и его близких - период психологического отделения от близких взрослых.
Суть кризиса
Познание себя и отношений со окружающими в это время происходит путем противопоставления ребенком своих самостоятельных действий совместным действиям со взрослым. Это хорошо известный феномен «Я сам!», который свидетельствует о выделении и осознании из единства «взрослый-ребенок» собственно детского «Я».
Предыдущие отношения со взрослыми, построенные на совместной деятельности, «распадаются». Отделение от взрослого создает новую систему отношений, в которой ребенок стремиться к большей самостоятельности.
Противопоставляя себя взрослым, ребенок начинает осознавать, что существует целый отдельный и сложный «взрослый мир». Если до этого времени ребенок привык жить вместе со взрослым, то теперь (хоть эта тенденция все еще сохраняется) должна возникнуть другая совместная жизнь - жизнь ребенка в жизни взрослых.
При несвоевременном переходе взрослыми к новой системе отношений с ребенком, при попытках сохранить предыдущую, более комфортную для взрослых форму отношений и возникают неблагоприятные формы протекания кризиса.
Суть кризисных явлений со стороны ребенка связана с тем, что он очень хочет, но еще не может принять полноценное участие в той жизни, которую ведут взрослые. Он стремится к самостоятельным действиям, которые он наблюдает у взрослого, но которые ему еще не по силам. Это создает у него внутренне противоречие.
Именно в такие моменты чаще всего и происходят столкновения взрослого и ребенка.
Это противоречие решается в доступной форме участия ребенка в жизни взрослых - в игре, которая становится новой ведущей деятельностью следующего возрастного периода ребенка.
Кроме этого, как и предыдущий кризисный период, особо болезненно начинают восприниматься ребенком любые ограничения и запреты, которые раньше он мог воспринимать более спокойно.
Таким образом, кризис в 3 года - это естественный этап развития ребенка, который может сопровождаться изменениями в поведении, эмоциональной неустойчивостью и конфликтами со взрослыми.
Одной из первых, кто описал негативные характеристики кризиса 3 лет, являлась психолог Эльза Келлер. Эти характеристики до сих пор используют для описания неблагоприятного течения кризиса 3 лет.
Еще раз подчеркну, что это совсем не обязательные характеристики кризисного периода для каждого ребенка. Но если вы заметили, что какие-то из описанных признаков ярко выражены, то стоит подумать над тем, как исправить, скорректировать, «выровнять» вашу сложившуюся систему отношений с ребенком.
Рекомендации
Рекомендации для родителей, которые помогут в первую очередь для профилактики острого кризисного периода 3 лет.
- Предоставьте ребенку больше самостоятельности, большую свободу и возможность выбора в повседневных ситуациях. Это самая главная рекомендация в период кризиса 3 лет. Например, предлагайте два варианта одежды или позвольте выбирать, что ребенок хочет поесть. Стимулируйте самостоятельность и независимость ребенка. Давайте ребенку возможность выполнять простые задачи самостоятельно, такие как одевание, помощь в приготовлении пищи, участие в других взрослых делах на посильном для ребенка уровне. Это также очень хорошие условия для формирования привычки к труду и способности к самообслуживанию.
- Поддержка и терпение. Будьте поддерживающими и терпеливыми, особенно когда ребенок испытывает сильные эмоции, проявляет непослушание или неприемлемое, на ваш взгляд, поведение. Ваша главная задача - не обижаться на ребенка, постараться не принимать его плохое поведение на свой счет, а, оставаясь в этот момент взрослым, понять суть возникшего внутреннего противоречия у ребенка и помочь ему снять возникшее у него напряжение в приемлемой форме.
- Установите ясные и доступные ребенку правила и границы. В этом возрасте дети начинают тестировать допустимые границы и проверять, как далеко они могут зайти. Установите ясные правила и границы, объясните их ребенку и постоянно поддерживайте их, будучи максимально последовательным. Таких правил должно быть немного, т.е. это должны быть наиболее значимые для вас условия нормальных отношений. Не поленитесь, составьте их в письменном виде, повесьте на видном для себя месте и корректируйте их по мере необходимости.
- Стабильный и предсказуемый режим. Постарайтесь соблюдать стабильный и предсказуемый режим, установите регулярный график для ребенка, который включает время для игр, еды, сна и других занятий. Предсказуемость и стабильность помогут ребенку чувствовать себя более безопасно и уверенно. Если ребенок сопротивляется предлагаемому режиму, попробуйте чаще предоставлять ему право выбора, разрешите ему (в допустимых пределах) быть соавтором своего образа жизни, но при этом обозначьте ряд правил, которые обязательны для выполнения.
- Позитивный эмоциональный фон взаимодействия. Старайтесь сохранять позитивный фон вашего с ребенком взаимодействия, контролируйте свои эмоции, не позволяйте раздражению и другим негативным эмоциями преобладать в вашем каждодневном общении. Поощряйте и хвалите ребенка за хорошее поведение и достижения. Выделяйте специальное время для качественно радостного взаимодействия, игр и общения с вашим ребенком.
Если вы уже столкнулись с негативными реакциями и плохим поведением ребенка, то важно обратить внимание на стратегии, которые помогут справиться с эмоциональным напряжением, а также развить навыки саморегуляции.
- Учитесь сохранять спокойствие. Когда ребенок ведет себя плохо, важно сохранять спокойствие и не реагировать сильными эмоциями в ответ на его эмоции и поведение не только внешне, но и внутренне. Ваше спокойствие поможет создать безопасную и стабильную обстановку вокруг ребенка, что в свою очередь поможет ему быстрее успокоиться и перейти к сотрудничеству.
- Научитесь различать отношения конкуренции и отношения сотрудничества с ребенком. Ваша задача - научиться выходить из отношений конкуренции и переводить их во взаимодействие. Для этого важно не обесценивать состояние ребенка, уважительно относиться к его потребностям, которые он обычно выражает в виде «плохого» поведения. Как только получится занять эту позицию (в противовес выяснению, кто главнее и кто более прав), вы сможете перейти к совместному поиску таких условий, которые бы всех устраивали.
- Уделите внимание эмоциям ребенка. Помогите ребенку понять и выразить свои эмоции. Назвав и обсудив их, вы поможете ребенку осознать их и найти способы справиться с ними. Поддерживайте его, когда он выражает свои чувства словами и уважительно относитесь к его эмоциональным реакциям.
- Предоставьте возможность для разрядки энергии. Внутренние противоречия кризисного периода создают высокой напряжение, а ребенок в возрасте 3 лет обладает еще и большим количеством энергии, которую очень важно научиться выпускать в конструктивной форме. Обеспечьте ему время и возможность для физической активности, игры на улице или в специально оборудованной комнате. Это поможет ему снизить уровень стресса и напряжения. Сформулируйте сами и обсудите вместе с ребенком допустимые формы выражения раздражения, недовольства, гнева. Не стесняйтесь показывать это на своем, взрослом примере (например, в моменты возникновения напряжений между взрослыми).
- Не забывайте, что каждый ребенок уникален, то что работает для одного, не обязательно будет работать для другого. Многое зависит от темперамента ребенка, стиля общения и воспитания в семье, от отношений между психотипами родителей и детей. Каждая задача требует творческого подхода. Не отчаивайтесь, когда видите, что ваши родительские стратегии не срабатывают, продолжайте искать новые подходы к выстраиванию ваших с ребенком отношений.
В заключение еще несколько слов...
Мой опыт подсказывает, что самое сложное для родителей, столкнувшихся с острым кризисным поведением ребенка, это правильно растолковать истинную мотивацию такого поведения и лежащие в ее основе потребности ребенка, как бы это странно не звучало. Именно неправильное понимания причин поведения ребенка (и отсюда - непринятие его поведения) не позволяют родителям, во-первых, спокойно отреагировать на такое поведение (тем самым увеличивая напряжение между собой и ребенком), а, во-вторых, подобрать нужный ключик к более спокойному взаимодействию и взаимопониманию.
Такое непонимание связано с тем, у родителя с ребенком разные типы мышления, а разобраться своим типом мышления в другом бывает не так просто, даже если речь идет о детях или других очень близких людях.
Изучение соционики очень помогает в решении этой задачи! Даже если вы только начинаете знакомиться с этой типологией и сразу не сможете определить тип ребенка или себя, вы, тем не менее, наверняка сможете сориентироваться в том, какие вообще бывают типы мышления, какие они имеют отличительные признаки, на каких шкалах строятся, и ряд признаков в себе и ребенке обязательно найдете! Уже только это поможет более объективно смотреть на реакции и поведение другого человека и понимать их природу. А такой подход неизбежно скажется на ваших взаимоотношениях с ребенком и окружающими людьми в целом хотя бы тем, что испытывать внутреннее напряжение по поводу поведения другого человека вы точно будете меньше!