Есть инструменты и способы, заботящиеся о физическом благополучии человека, есть - с целью заботы о душевных качествах, а есть - о духовных. Колыбельная, без сомнения, самой главной целью имеет духовное благополучие ребенка.
Сегодня немного поразмышляю в ответ на такой запрос:
Не знаю, как петь колыбельные ребенку и петь ли вообще. Испытываю какую-то неловкость, еще и не знаю ни одной, не говоря уже о моем голосе и слухе.
Значение колыбельных песен для мамы
Про пользу колыбельных для ребенка при желании сейчас можно найти много информации. Вот, например, мне попалась на глаза интересная статья о результатах круглого стола «
Колыбельные в век диджитализации».
Хоть основные функции колыбельных и достаточно проговорены, тем не менее предлагаю их еще раз обозначить.
- Успокаивающая (для засыпания). Несмотря на некоторый парадокс, учеными доказано, что на засыпание гораздо лучше влияют как раз не спокойные мелодии, вроде колыбельных, а более ритмичная и веселая музыка. Поэтому хоть это первая и самая очевидная, казалось бы, функция колыбельных, скорее всего она далеко не самая значимая.
- Обучающая и воспитательная, т.е. передающая начальные формы знаний, смыслов, ценностей. Понятно, что это происходит на более глубинном уровне, чем осознанное обучение.
- Эстетическая: формирующая эстетические вкусы, потребности и способности.
- Коммуникативная: средство эмоционального общения мамы и малыша, доступное по форме ребенку.
- Оздоровляющая, т.е. влияющая не только на психику, но и на соматику.
- Личностно развивающая: взаимодействие посредством колыбельных формирует у ребенка базовое доверие к миру - основу дальнейшего благоприятного пути развития личности.
- В целом одухотворяющая. Эту функцию родители даже если не совсем осознают и понимают, то интуитивно все равно чувствуют.
Сегодня же я хочу сказать пару слов о значимости колыбельных не столько для малыша, сколько для мамы.
Многие современные мамы испытывают неоднозначные чувства в отношении пения колыбельных своим маленьким детям. В нашем обществе давно прервана традиция пения не только колыбельных, но и так называемого бытового пения. Современный человек в обыденной жизни поет сравнительно мало, не сопровождает полноценно песней ни свой труд, ни свой досуг. У большинства современных людей также очень сложное отношение к фольклору. Петь народные песни еще сложнее, чем эстрадные, а народные колыбельные все же гораздо весомее по своему количеству и содержанию, чем авторские, что также подтверждено разными исследованиями.
Женщины, занимающиеся музыкой и пением профессионально (или хотя бы обучались этому), безусловно, испытывают меньше внутреннего напряжения по сравнению с теми, кто так не соприкасается с музыкой.
Сам вопрос, который указан в начале, показывает, что в современной культуре при всем осознании большого значения пения колыбельных, наблюдается также и некоторый барьер со стороны мотивационно-потребностной сферы молодых мам. Попробуем об этом поговорить.
Начать, наверное, следует с того, что современные молодые мамы испытывают потребность петь ребенку гораздо меньше, чем раньше. Причины этого явления можно разделить на внешние и внутренние. Их, безусловно, очень много. Обозначим некоторые.
Что касается внешних предпосылок формирования потребности петь колыбельные, то очевидно, что этот социальный опыт не передается так же легко, как в предыдущие времена, не наблюдается девушкой на протяжении периода ее подготовки к материнству, не включен как обязательная составляющая социальной роли мамы, которую усваивают будущие мамы из современного информационного пространства. Получается, что главным источником передачи этой традиции остаются преимущественно близкие старшие взрослые: мамы, бабушки, значимые старшие женщины, реже - мужчины.
Поэтому работу с мотивационной сферой в отношении пения колыбельных надо начинать с понимания и освоения роли мамы, в связи с чем и начинать учиться петь колыбельные надо еще до рождения ребенка, например, во время беременности. Это один из самых сензитивных периодов для практики, тренировки и формирования нужной привычки как для мамы, так и для малыша.
Развитие же внутренней мотивации можно начать с понимания того, чем для развития именно мамы полезно пение колыбельных. Я навскидку набросала три полезных свойства пения колыбельных, которые помогут понять их значение, но уверена, что таких свойств намного больше.
1. Коррекция своего психоэмоционального состояния
Одним из самых главных полезных качеств колыбельных для мамы я открыла для себя в ходе собственного материнского опыта. Думаю, вы согласитесь, что колыбельные требуют не только определенной техники исполнения. Гораздо важнее (на чем и держится смысл этого действия) это внутреннее психоэмоциональное состояние мамы, которое путем пения передается ребенку. Невозможно хорошо и с пользой для малыша петь колыбельные, находясь в слишком тревожных, депрессивных или агрессивных и других дисгармоничных состояниях. Часто такие состояния, ставши для нас привычным фоном, даже не осознаются, и мы с ними так и живем, отчасти не замечая. Но когда вы попробуете в этом состоянии спеть колыбельную, это покажется как минимум тяжело, а ко всему еще и неприятно. Таким образом, колыбельные мамой могут использоваться как метод калибровки своего внутреннего состояния, позволяющие обнаружить, осознать, осмыслить и откорректировать качество своего эмоционального фона. Ребенок настроен именно на него!
Для этих целей мне в свое время подошли только одни колыбельные - в исполнении
Валентины Рябковой (в телеграм-канале выложу их). Они очень понравились мне именно наличием необходимого эмоционального содержания, которое исполнительнице удалось выразить во время пения. Когда я попробовала для начала только подпевать, то сразу заметила, насколько сложно было выдерживать необходимый внутренний настрой, что свидетельствовало о том, что мое состояние находится далеко от требуемого. В другие дни, более спокойного внутреннего эмоционального фона, исполнять песни было легче. Со временем я научилась гораздо быстрее и качественнее управлять тем состоянием, которое еще недавно было недоступно сознанию и коррекции.
2. Замедление своей внутренней скорости и образа жизни в высокоскоростном мире
Это второе условие развития мотивации напрямую вытекает из первого. Современная чересчур спешащая жизнь тоже входит в привычку и нам бывает тяжело замедлиться. Пение колыбельных требует очень медленного ритма (и я опять говорю не только о технике) и таким образом помогает, сориентировавшись на это требования, подкорректировать и свою скорость, хотя бы на время. Людям, склонным и способным к самонаблюдению и самоанализу, эффект будет заметить нетрудно.
В этом контексте хочу сказать пару слов о результатах психологических исследований, которые позволили увидеть сложнейшую связь матери и ребенка. Эта связь способна создавать синхронизацию даже на уровне движений. Доказано, что восприятие младенца гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. С помощью целостного восприятия ребенок способен настраиваться на звуки речи и движения матери таким образом, что мама и малыш начинают двигаться синхронно, сами этого не осознавая, создавая мало заметные, но при этом очень плавные и гармоничные движения, похожие на танец.
Колыбельные как раз и помогают выбрать необходимый с точки зрения гармонии режим такой сонастройки.
3. Развитие в себе эстетических стремлений и эстетической восприимчивости
Прагматизм и цинизм современного мира очень сильно влияют нас, даже несмотря на сопротивление, снижая нашу тонкую психологическую чувствительность. А эстетическая восприимчивость, как часть этой чувствительности, является важнейшим условием для развития личности. Есть ряд замечательных исследований, которые подтверждают, что личностный ресурс человека (позволяющий ему не быть зависимым от постоянного поступления ресурса извне, а уметь создавать этот ресурс самому) связан как раз с развитием его эстетической чувствительности и восприимчивости.
Именно поэтому маме будет очень полезно использовать пение колыбельных как инструмент саморазвития - как способ выхода за пределы обыденного, прагматически ориентированного мира, включая тем самым и развивая в себе нужные качества личности.
И в завершение размышлений несколько практических рекомендаций для мам, которые хотят научиться петь колыбельные своим детям:
1. Сделайте свою подборку колыбельных песен. Начните с прослушивания самых разных колыбельных песен в разном исполнении. Это поможет вам ознакомиться с мелодиями и текстами. Выберите песни, которые больше всего нравятся и которые подходят именно вам, составьте свой собственный плейлист.
2. Постепенно учите тексты. Начните с подпевания тем песням, которые понравились больше всего, слушайте и повторяйте их много раз, чтобы запомнить тексты. Постепенно добавляйте новые песни и расширяйте свой репертуар.
3. Не бойтесь ошибок в исполнении. Важно помнить, что никто не ожидает от вас профессионального пения. Не стесняйтесь петь, даже если вам кажется, что ваш голос не идеален. Не бойтесь делать ошибки и просто наслаждайтесь моментом взаимодействия с вашим ребенком. Главное - это ваше присутствие и забота, а также нужное состояние. Поэтому…
4. Помните о настрое и внутреннем психоэмоциональном состоянии. Колыбельные песни должны быть нежными, успокаивающими, настраивающими ваше общение на особенный, спокойно-радостный и умиротворяющий лад. Постарайтесь передать этот настроение своим голосом. Помните, что самое важное - это ваша любовь, забота и взгляд на мир, которые вы хотите передать через пение.
5. Пойте в присутствии ребенка все чаще. Пойте сначала с сопровождением играющих на любом устройстве песен (включайте ее совсем негромко). Потом со временем вы будете петь их полностью самостоятельно, вполне допустимо время от времени включать эти песни отдельно, без вашего пения. Старайтесь, чтоб все-таки это не стало привычкой, ведь так гораздо легче - включить и забыть. Ребенку важно слышать именно ваш голос, чувствовать вашу любовь, заботу, внимание и защиту.
Помните, что самый важный аспект пения колыбельных песен - это ваше внутреннее состояние, наполненное спокойствием и любовью. Ребенок испытывает огромную потребность в таком вашем внимании и родительском голосе. Именно это в его жизни станет основой доверия к окружающему миру, будущей стрессоустойчивости и источника внутреннего личностного ресурса.