Кризис 7 лет - это переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Признаки кризиса 7 лет и особенности развития личности ребенка в этом возрасте
Кризисные явление связаны, с одной стороны, с развитием психики и личностным становлением, а с другой стороны, зависят от изменений во внешней среде развития ребенка.
Границами кризиса традиционно принято считать 6-8 лет. Поэтому 7 лет - это условные возрастные границы кризиса как перехода от одного возрастного этапа к следующему. Если ребенок идет в школу не в 7, а в 6 лет, то и часть кризисных явление начнут возникать раньше, так как их возникновение будет стимулировано извне, сменой социальных ролей, новой системой взаимоотношений с окружающими, новой социальной ситуации развития в целом.
Но все же большая часть описанных здесь явлений связана с развитием личности, которые зависят в первую очередь от внутренних процессов и решения задач предыдущего возрастного периода.
Кризис 7 лет считается периодом рождения у ребенка его социального «Я». Это происходит благодаря открытию новой социальной позиции школьника, переход в более широкий круг социального взаимодействия, а также повышения его социального статуса и ответственности за него. Параллельно происходит и очень важное внутреннее изменение личности - возникновение внутреннего мира и внутренней позиции у ребенка.
Внутренняя позиция - это важнейшее более или менее осознанное личностное образование, опосредующее все внешние воздействия. Именно сквозь него преломляется все внешнее воздействие на ребенка, т.е. именно внутренней позицией объясняется то, почему некоторые воздействия социума на личность влияют на человека, а другие не оказывают влияния. Или почему одно и то же воздействие извне оказывает совершенно разное влияние.
К 6-7 летнему возрасту у ребенка начинается так называемый рефлексивный период развития внутренней позиции, т.е. он начинает ее осознавать. Происходит это в первую очередь посредством освоения своей школьной социальной роли и формирования внутренней позиции школьника.
Формирование внутренней позиции становится возможным благодаря возникновению т.н. внутренней жизни ребенка, которая возникает к концу дошкольного периода развития.
Осознание своей внутренней жизни, способность к ее созерцанию, а также появление способности оценить основы и последствия поступков приводят к одному из самых ярких признаков кризиса 7 лет - утраты детской непосредственности.
Способность осознавать процессы, находящиеся между желанием что-то сделать и дальнейшими действиями, а также их последствиями исключает импульсивность и непосредственность поведения, свойственную дошкольнику.
Такие кризисные явления в поведении ребенка, как кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения, театральность (которые проходят с возрастом), как раз и связаны со сложным процессом рождения и осознания ребенком своего внутреннего мира, его способностью анализировать и отделять свою внешнюю жизнь и поведение от внутренней, от своих переживаний и мыслей.
К признакам кризиса 7 лет относится также переоценка ценностей, которая происходит благодаря переходу процессов самосознания на новый уровень.
Происходит также и первая переоценка ребенком своего эмоционального опыта. Это выражается в таком явлении как обобщение переживаний. Именно в это время ребенок «взвешивает» преобладающий накопленный эмоциональный опыт, и от преобладания негативного или позитивного полюса закладываются основы для возникновения либо чувства неполноценности, либо чувства собственной значимости.
Важнейшие изменения происходят в развитии самооценки ребенка. С конца дошкольного детства и первый год (два) младшего школьного возраста сугубо эмоциональная оценка ребенком самого себя как личности, начинает дополняться рациональной оценкой как себя в целом, так и отдельных проявлений своей личности и активности.
Именно из-за того, что к первому классу еще доминирует эмоциональная самооценка, психологи рекомендуют избегать отметочного оценивания деятельности ребенка в первом и втором классе и обучать его правильному восприятию отметок параллельно развитию более сложных форм его способности к самооцениванию. Этому посвящено огромное количество исследований, подтвержденных многолетним внедрением безотметочного обучения младших школьников.
Рекомендации родителям в период кризиса 7 лет у ребенка
- Сохраняйте спокойное отношение к неестественному поведению ребенка, к периодам его эмоциональной нестабильности, повышенной чувствительности и смене настроения. Помните, что кризис 7 лет является нормальной фазой развития. Будьте терпеливыми с ребенком и поддерживайте его во время проявления новых эмоций и поведения.
- Стремитесь к полной поддержке ребенка в освоении им новой социальной роли и нового уровня оценки его обществом. Очень важно создать необходимый задел в отношениях семьи к школьной успеваемости, оценке ребенка как хорошего или плохого ученика, оценки результатов его учебной деятельности. Помогите ребенку осознать, что процесс так же важен, как и результат, что собственный рост важнее кратковременного успеха в виде отметки. Научитесь критериальному оцениванию и обучите этому ребенка.
- Поощряйте мотивацию ребенка к познанию, поддерживайте его увеличенный интерес к изучению различных предметов и явлений, а также задаванию большого количества вопросов.
- Поддерживайте ребенка, когда он проявляет большую самостоятельность в поведении и принятии решений, его стремление к большей независимости, самостоятельному решению задач и контролю над событиями своей жизни.
- Дайте ребенку возможность свободно выражать свои мысли и чувства. Слушайте его внимательно и уважайте его точку зрения.
- Стремитесь создать стабильность в режиме и расписании ребенка. Помогайте друг другу в семье эту стабильность удерживать.
- Проанализируйте особенности психического развития и личностного становления ребенка в период кризиса 7 лет и определите, какие именно вопросы требуют вашего особого внимания и участия. Может будет не лишней переоценка новых условий развития ребенка, его новая социальная роль и требуемая в связи с этим перестройка отношений внутри семьи. Помните о том, что родителям чаще свойственно требовать больше от достижений ребенка, чем этого требует процесс его развития, но быть более лояльным к его слабостям в нравственном, духовном плане.
- Предыдущими задачами, которые ребенок решал на предыдущих этапах развития являются: задача формирования базового доверия к миру (в противовес недоверия) в младенчестве, развитие автономии поведения (в противовес стыду и сомнениям) в раннем детстве, а также развитии инициативности (в противовес чувству вины) в дошкольном детстве. Попробуйте оценить, насколько успешно у ребенка решены эти задачи и насколько прочный фундамент удалось создать для будущего развития, так как качество решения предыдущих задач связано с качеством решения и всех последующих.
- Задачей младшего школьного возраста является развитие трудолюбия (в противовес чувства неполноценности при неблагоприятном течении развития). Поставьте эту задачу в отношениях с ребенком на первое место. Чтоб трудолюбие развивалось благополучно, у ребенка позитивный опыт трудовой (учебной) деятельности должен преобладать над негативным. Родители могут быть очень полезны ребенку в этом вопросе.
Сталкивались ли вы с неблагоприятными кризисными явлениями у себя или своих детей в период перехода к школьному периоду развития?