Психология воспитания детей. Рецепт «счастья» от анально-зрительной мамы
Жизнь у Сергея не удалась. Молодой человек в возрасте 30 лет, красивый, талантливый, имеющий жену и дочку, уже давно знал, что такое белая горячка и неоднократно лечился от алкоголизма. Работу в небольшом городе найти было нелегко. Попытка пристроиться в областном центре закончилась неудачно - его обманули, и он с трудом добрался до дома, так как лишился всего, даже последних денег. Впоследствии периоды временной работы сменялись запоями. Жизнь казалась беспросветной.
Он вообще не умел бороться, добиваться чего-то в жизни. В детстве он жил в тепличных условиях, которые усиленно создавала ему очень заботливая мама. По вечерам, вместо того, чтобы учить уроки, он пропадал на улице при полном попустительстве родителей. В школе перебивался с двоечки на троечку. Естественно, ни о каком дальнейшем обучении речи не могло быть.
Самым большим страхом мамы с момента его рождения было представление о том дне, когда Сережу призовут в армию. «Он же там не выдержит! Там же дедовщина, а он такой нежный, неприспособленный к жизни!» И все это время, пока мальчик подрастал, мама оплакивала еще не состоявшееся будущее сына. В армию его, слава Богу, не взяли, благодаря титаническим усилиям матери, купившей справку о том, что ее сын - наркоман.
На этом месте даже мурашки по коже - как не поверишь, что мысли творят реальность? Сергей «прописался» у нарколога, правда, в качестве страдающего от алкогольной зависимости. Да и как было не впасть в тоску и не запить, когда вступая во взрослую жизнь, он оказался совершенно к ней не готовым? Немного поработал на заводе, но… Это не наше. Мы, типа, «белая кость». У него и правда интеллигентность была написана на лице.
Женился по залету. Через пару лет смотреть на жену не мог - «Не люблю!!!» Наплевать ему было и на дочкины страхи, когда папа в запое целыми днями валялся на диване. Запросы были королевские у избалованного маменькиного сынка. Хотя жили они весьма скромно, но мать растила его, как маленького принца, всё везла на себе. А жизнь требовала усилий, к которым он не был приучен в детстве. Вот и пошла жизнь под откос.
Психология воспитания детей
Сколько таких историй о загубленных человеческих судьбах! Согласно системно-векторной психологии, подобный жизненный сценарий создает для своего сына неразвитая гиперзаботливая
анально-зрительная мамочка, которая реализуется за счет ребенка. Она «идеальная мама». У нее большая потребность создавать тесную эмоциональную связь с сыном, ощущать себя нужной, незаменимой. Она не желает признавать, что дети не являются ее собственностью, что они должны научиться контактировать с другими людьми, самостоятельно решать свои проблемы, что они когда-то вырастают, становятся взрослыми и покидают родительское гнездо. Ее самое большое желание - чтобы ее сынок, даже великовозрастный, навсегда остался рядом с ней. Так появляются в нашем мире инфантильные взрослые, то есть взрослые, навсегда оставшиеся детьми.
Часть из них приспосабливается и проживает свою жизнь под теплым крылом мамочки. Часть же, ощущая свою социальную неполноценность, бунтует и опускается, как Сергей, так и не осознав, что для того, чтобы что-то иметь в жизни, нужно приложить усилие. Они хотят все и сразу! К сожалению, такие черты все чаще можно наблюдать у современной молодежи. Инфантилизм становится массовым явлением. И виной тому не только анально-зрительные мамочки.
Психология воспитания детей. Как жить, когда все есть?
Мы живем в эпоху общества потребления, когда все наши материальные желания наполнены до краев. Нам нечего больше желать. У нас есть все, что необходимо для нашего существования, и даже больше. Поколение наших детей растет в условиях, когда им не нужно прилагать усилие для того, чтобы получить желаемое, - родители всегда готовы удовлетворить любую потребность ребенка.
Арише 4 годика. Очаровательная маленькая принцесса, она с пеленок слышит только слова восхищения в свой адрес. Ее комната напоминает дворец маленькой феи. Чего здесь только нет: и кухонька со всем инвентарем в миниатюре, и туалетный столик, как у взрослой леди, и яркие модные барби, рассаженные рядком вдоль стены, и горы игрушек, аккуратно разложенные по многочисленным «икеевским» ящичкам. Здесь властвует она! И не только здесь.
Анально-кожно-зрительная девочка уже привыкла к постоянному одобрительному вниманию со стороны взрослых и активно требует его к себе, любыми способами заставляя смотреть на нее и слушать только ее. Критическое замечание в ее адрес мгновенно вызывает обиду. Поджатые губки и заявления: «Я не буду тебя слушать! Я не хочу с тобой говорить!» становятся результатом проводимой воспитательной работы. Она уже «подсела» на похвалу. Только вот кто будет ее хвалить и восхищаться ею, когда она вырастет и придет на работу? Здесь одного очарования будет мало. Нужно будет доказать, что ты чего-то стоишь.
Сейчас Ариша имеет все, что только можно пожелать. У нее самая модная одежда, она никогда не ездит на общественном транспорте и почти с рождения отдыхает только за границей. У нее «семь нянек», и все души в ней не чают. «Девочку можно баловать!» - уверяют они.
Психология воспитания детей
На день рождения к Арише приглашают аниматора. Детишки веселятся в отдельной комнате, пока мамочки на кухне «празднуют» день рождения ребенка. Вместе с аниматором детки играют в придуманные им игры, следуя заранее подготовленному сценарию. А где же творчество, когда ребенок совместно с мамой готовит детский праздник, запоминает стихи, украшает комнату? Где тот необходимый труд, который учит взаимодействовать, проявлять инициативу, фантазию и попутно укрепляет эмоциональную связь с самым близким человеком - мамой?
Но может быть, она научится этому, когда пойдет в школу? Перед ней будут ставиться задачи, которые придется решать самостоятельно. Но и здесь ждать особых трудностей не приходится. Все чаще в школе можно наблюдать ситуацию, когда учителя заискивают перед учениками, снижают планку знаний и завышают оценки. Особенно это актуально для платного образования, когда ученику знания буквально «разжевывают и кладут в рот», остается только проглотить, но и на это они бывают не способны. Вопросы Public Relations теперь на первом месте. Как сделать так, чтобы не уронить престиж школы? Как сделать, чтобы родители остались довольны? Совсем не те вопросы, которые следовало бы задавать в подобной ситуации. А у детей нет мотивации к учебе. Они же намного умнее нас: все видят и все понимают.
Если в ближайшее время родители Ариши не познакомятся с системно-векторной психологией и не возьмутся за правильное воспитание ребенка, уже сейчас можно увидеть, что ожидает ее в будущем. Неразвитый зрительный вектор проявит себя демонстративностью и истеричностью. Анальный - обидчивостью и зависимостью от похвалы. Кожный - расчетливой продажностью или неумением найти свое место в социуме. А в целом мы получим инфантильного человека, который ждет, что все будут решать его проблемы.
В самой большой беде оказываются, конечно же, звуковые дети, которые даже при максимальном материальном наполнении никогда не смогут ощутить удовольствие от жизни, потому что реализация их желаний лежит вне границ материального мира. Им нужен смысл жизни, познание себя. А об этом родители часто даже не догадываются. При отсутствии должного наполнения звуковые дети становятся полными социальными неадаптантами, уходят в наркотики и суицид.
Психология воспитания детей. Есть ли выход?
Выход предлагает системно-векторная психология, которая дает понимание глубинных мотивов нашего развития. Чтобы человек развивался, ему нужно создать нехватку. Мы все прекрасно знаем, что когда ребенок учится ползать, он делает это быстрее, если специально тренировать его - ставить подальше яркую игрушку, чтобы он тянулся за ней.
Психология воспитания детей
Если хотите, чтобы зрительный ребенок быстрее научился читать (а он - самый читающий ребенок в мире), почитайте ему несколько дней интересную книжку, а потом под разными предлогами откладывайте продолжение. Но положите книгу так, чтобы он нашел ее. Ребенок непременно попросит вас, чтобы вы научили его и быстро освоит чтение.
Добивайтесь от анального ребенка безукоризненного выполнения порученного задания - он умеет и может это сделать. И хвалите, только когда вас устраивает качество выполненной работы (естественно на том уровне, на который он способен). Старайтесь избегать незаслуженной похвалы в адрес ребенка. Анально-зрительные дети становятся зависимыми от нее, формируя в психическом «комплекс хорошего мальчика».
Если кожный ребенок хочет велосипед, создайте ему мотивацию: «Закончишь хорошо четверть - куплю!» Пусть учится зарабатывать, развивает свои свойства. Научите его с детства зарабатывать деньги посильным трудом (например, в каникулы). Этот навык станет хорошим подспорьем в его жизни, ведь у него есть такие желания.
В целом, надо понимать, что происходит закономерный процесс, когда все мы переходим на человеческий уровень развития. Наши материальные (животные) желания уже полностью наполнены. Но человек не может жить без желаний, потому что они - его суть, его корень. Не будет желаний - не будет развития. Нынешнее время характеризуется переходом к человеческим желаниям. Нам нужно познать себя и устройство мира. Эти желания все сильнее дают о себе знать, но пока только у звуковой части населения. Однако постепенно все проснутся к новому развитию.
Так что появление инфантильного поколения, в котором все больше утрачивается способность совершать усилия для достижения материальных ценностей и, как следствие, накопление фрустраций и нехваток нематериальной природы, является закономерным явлением. Но для отдельного человека дезадаптация в обществе - это всегда трагедия, несостоявшаяся жизнь. Поэтому если мы будем подходить к вопросу психологии воспитания детей осознанно, с помощью новых знаний о психическом человека, мы избежим трагического развития событий в каждом отдельном случае и в обществе в целом. Дайте своим детям шанс жить полноценной и счастливой жизнью!
Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Марина Голомолзина
Читайте также:
ВЕЛИКОВОЗРАСТНЫЙ НЕДОРОСЛЬ. ПУТЕШЕСТВИЕ ИНФАНТИЛЬНОГО МАЛЬЧИКА КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПЛАКСУ