Что делать, когда ребенок невыносим? Меняем знак с минуса на плюс

Jun 04, 2016 18:55

Каждый родитель задается вопросом не только как развить своего ребенка, но и как с ним справиться, если он ведет себя неподобающим образом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает новый подход к этому вопросу, опираясь на потребность ребенка в чувстве защищенности и безопасности.

Что такое чувство защищенности и безопасности и где его взять?

Чувство защищенности и безопасности для взрослых - это базовое равновесие на ландшафте, которое мы получаем, реализуя свои природные задатки в социуме. Ребенок, как несозревший плод, имеет эти свойства в зачаточном состоянии и, чтобы дать им созреть, он нуждается в чувстве защищенности и безопасности, которое получает от матери, как плоды получают питание от дерева, на котором растут. Поэтому состояние матери и взаимодействие с ней являются определяющими для развития психики ребенка.



Если вкратце: когда маме плохо, то и ребенок не может ощущать комфорт, и это затормаживает его психосексуальное развитие - психика так и останется в состоянии зародыша, а ведь жизнь с него будет спрашивать по-взрослому. И наоборот, хорошее мамино внутреннее состояние дает ребенку чувство защищенности - это необходимые минимальные условия для его развития.

Когда ребенок получает от матери чувство защищенности и безопасности в достаточной мере, ему легко задать направление для развития, растет послушный ребенок, хорошо учится в школе, нет проблем с уроками, он берет на себя посильную детскую ответственность за свои дела и вполне с ней справляется.

Когда ребенок теряет базовое чувство защищенности и безопасности, что только не происходит: капризы, истерики, упрямство- и с этим ничего невозможно сделать. Виноват ли в этом ребенок? Нет, он пытается восполнить утрату чувства защищенности и безопасности от мамы, и начинает реагировать, проявляя себя по ранней архетипичной программе, свойственной его векторам. Важно вовремя распознать эти сигналы.

image Click to view

К чему приводит утрата чувства защищенности и безопасности у ребенка?

К примеру, когда родители шлепают или бьют детей, дети реагируют по-разному. Ребенок с кожным вектором начинает воровать, пытаясь реализовать свой талант охотника и добыть пищу. Ребенок с анальным вектором испытывает обиду. Мама для него святая, и он больше других детей нуждается в ее поддержке.

Не получая ее, он испытывает чувство обделенности и предательства. Это состояние становится толчком к многим негативным поведенческим сценариям: упрямству, склонности к садизму. Начинается с того, что он отрывает лапки жучкам, если же он мучает кошек и собак, то это уже крайне тревожный сигнал.

Ребенок с уретральным вектором реагирует на побои как на свержение с трона - царю по заднице? Вы что-то перепутали! Он восстанавливает свой высший ранг, метя косяки в доме (чтобы на его территории пахло вождем) или вовсе меняя территорию - убегая из дома. И тут никакие разговоры или угрозы не помогают.



Из кожного ребенка вместо бизнесмена растет вор, из ребенка с анальным вектором вместо лучшего семьянина растет садист, из уретрального помазанника на трон растет главарь преступной банды.

Утрата защищенности и безопасности может быть связана не только с битьем руками, но и с битьем словом - криком, оскорблениями, унижениями. «Ничего путного из тебя не вырастет! Вырастешь - будешь дворником работать!» Амбициозный кожный ребенок, стремящийся догнать и перегнать, получает удар по своим амбициям. В попытке адаптировать эту ситуацию, его психика начинает бессознательно стремиться к неудаче.

Но критичнее всего ругательства для звуковика. Когда вокруг оскорбления: «Лучше бы я аборт сделала, чем родила тебя, придурка!», -звуковик «отказывается» слушать это. Рожденный вслушиваться в то, что происходит снаружи, он замыкается в себе, что ведет к аутистическим расстройствам у детей, в худшем случае - к шизофрении. И это вместо того, чтобы быть исследователями космоса, деятелями науки, знатоками человеческих душ.

Чем больше мы кричим на зрительных детей, тем больше они капризничают. Вместо того, чтобы учиться быть участливыми к другим, они требуют к себе внимания шантажом, истерикой, разыгрыванием драм, вызывают жалость к себе, попадая в нелепые ситуации и оказываясь в них жертвой.

image Click to view

iЧем поможет восстановление чувства защищенности и безопасности у ребенка?

Вследствие этого он перестанет проявлять элементы неадекватного поведения, так как ему не будет надобности компенсировать нехватку защищенности и безопасности от мамы, все «рассосется» само собой, и он сможет направить свой потенциал на развитие свойств.

И здесь самое время задать ребенку направление применения себя: кожный ребенок легко подхватывает дисциплину и ограничение, выращивая в себе эти свойства, анальный становится послушным, охотно вникает в задания, требующие усидчивости, уретральный берет ответственность за братьев, сестер и одноклассников, зрительный становится добрым и сострадательным, звуковой - сосредоточенным и способным в учебе.

Кружки и дополнительное образование помогают развивать психику ребенка, когда он приходит в сбалансированное состояние. Когда же ребенок не получает в достаточной мере базового чувства защищенности от мамы, те же самые кружки, спортивные секции, музыкальная школа, занятия иностранными языками не приносят плодов, в то время как другие родители хвастаются успехами своих детей. От такого сравнения все еще больше валится из рук, а ребенок по-прежнему неуправляемый.



Кроме того, в погоне за развитием детей мы пытаемся дать детям то, чего сами не получили в детстве, не подозревая о том, что ребенок не есть наша копия. К примеру, нас отдали учиться в музыкальную школу, а мы хотели в художественную, и теперь своего ребенка тащим в художку, и недоумеваем, почему он ее терпеть не может, ведь это была наша несбыточная мечта!

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает увидеть своего ребенка не через себя, а таким, какой он есть на самом деле, и подобрать оптимальный путь его развития согласно его врожденным свойствам.

Зарубить на корню или дать созреть? Ответ очевиден. Дети - наше будущее, и это будущее уже сегодня формируется нами.

Автор Вера Полигузова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читать также:

Я интроверт. Как выжить в мире, где не находишь смысла
Больше разговариваю в своей голове, чем в реальной жизни
Открыть себя в тишине и одиночестве. Для кого одиночество лучше общения?




воспитание детей, человек и общество, счастье жизни

Previous post Next post
Up