М. Осорина. Секретный мир детей... Глава 14. Каким должно быть место детского отдыха и игр (начало)

Sep 25, 2010 22:05

М. Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.
Глава 14. Каким должно быть место детского отдыха и игр (начало)

Центральной темой этой главы станут места, специально предназначенные и оборудованные взрослы­ми для свободного времяпрепровождения детей.

В любой искусственно создаваемой для детей предмет­но-пространственной среде взрослые всегда материализуют свою систему представлений о том, что полезно и хорошо для ребенка. Психологический анализ того, как оборудова­ны групповые помещения в детском саду, как выглядит школьный класс, психотерапевтическая игровая комната или детская площадка-покажет нам, каким образом ожи­дания и даже требования взрослых в отношении поведе­ния детей в этих местах закреплены в выборе, характере и способе размещения присутствующих там предметов.
Например, в учебных помещениях старых школ сто­лы учеников крепко привинчены к полу: они стоят ряда­ми в три колонки, а напротив на возвышении стоит мас­сивный стол учителя. Входящий в класс человек сразу чувствует, что в такой расстановке мебели запечатлено традиционное для школы XIX века противопоставление социальных позиций: доминирующий учитель и подчи­ненные ученики. Намертво прикрепленные столы гово­рят о том, что все в этом пространстве незыблемо - расстановку сил нельзя изменить по собственному желанию или в угоду складывающейся ситуации.
И наоборот, современное учебное помещение оборудуется легко передвигающейся мебелью: столы и стулья можно поставить рядами напротив друг друга, а можно в кружок или полукругом, - все зависит от того, какую социально-психологическую атмосферу собирается создать преподаватель и какие задачи будет решать группа собравшихся там людей. Бывают и осо­бые случаи, когда мебель вообще не нужна, и народ усаживается или даже укладывается прямо на ковровом покрытии пола или на специальных по­душках. В таком классе запечатлена уже совершенно другая педагогическая идеология: демократические принципы обучения и учет социально-психо­логического фактора, в зависимости от которого динамически преобразу­ется организация учебного пространства.

Также не случаен и набор предметов, которые присутствуют в создавае­мом взрослыми для детей пространстве. Любой профессиональный педа­гог, подбирающий игрушки для группового помещения детского сада, зна­ет, что там обязательно должны быть куклы для девочек и машины для мальчиков, что одни дети любят маленькие игрушечки, а другие обожают обниматься с огромными меховыми зверями, что нужны предметы как для групповых игр, так и для индивидуальных и т. д.  <…>

Всем хорошо знакомый комплекс привычных игровых конструкций на детской площадке тоже имеет свою историю и прошел длительный естественный отбор. Кто не помнит эти качели разных сортов, стенки для лазания, карусели, песочницы, горки, грибки, домики!

Контакт с каждым из этих предметов позволяет ребенку прочувствовать и пережить нечто важное для его развития. Причем темы это переживаний универсальны - они значимы для всех детей на протяжении длительных возрастных периодов.

Взять, например, песочницу. О событиях, происходящих здесь, можно написать большую книгу, которая была бы интересна далеко не только родителям маленьких детей - любой взрослый узнал бы много полезного о самом себе. (И это несмотря на то, что несколько книг об использовании песка в психодиагностической и психотерапевтической практике уже напи­саны, правда, не по-русски.) В главе 6 мы уже говорили о том, что песок относится к группе так называемых неструктурированных материалов - это просто сыпучая масса вещества. Копая и пересыпая его, совсем малень­кий ребенок обнаруживает, что песок легко поддается воздействию и в нем можно оставлять следы своего присутствия в виде ямок, кучек, канавок. Потом оказывается, что из всех видов материи окружающего мира именно влажный песок податлив и послушен ребенку настолько, что он может легко подчинять его своей творящей воле, - наступает эпоха куличиков. В два-три года для ребенка чрезвычайно важно впервые ощутить себя властели­ном песочного царства, где он может нечто созидать или, наоборот, унич­тожать. Ведь это как раз возраст, когда начинается формирование будущих волевых качеств личности, - играя в песочнице, ребенок опытным путем открывает для себя творящую силу своего намерения. Попутно он решает там много других задач личностного развития, и это будет продолжаться еще много лет.

Хотя считается, что копаться в песочнице и делать куличики - это заня­тие для самых маленьких, интерес к игре с песком не угасает и у старших детей. Только им стыдно сидеть в песочнице - ведь это место для малыш­ни, да и масштабы деятельности у них другие. Младшим школьникам нуж­на большая куча песка: чтобы она была как гора, чтоб с нее можно было прыгать, копать большие пещеры, строить замки или целые города. Такую кучу старшие дети уже не найдут на детской площадке, где обычно стоит неглубокая песочница. В городе столько песка можно найти очень редко - когда надолго раскапывают улицу для ремонта.

Перейдем теперь к качелям - это другой обязательный элемент из «ма­лого джентльменского набора» любой мало-мальски приличной детской площадки. <…>

К сожалению, только за городом - на даче или в деревне - ребенок по­старше может покачаться на столь любимых детьми высоких качелях, где сиденье висит на длинных веревках. Веревки позволят не только сильно рас­качиваться, но и менять траекторию движения: дети любят эксперименти­ровать, закручиваясь вокруг своей оси или качаясь наискось, - им нравит­ся осваивать сложные, размашистые, выполняемые с большим ускорением движения всего тела в трехмерном пространстве. Это не только хорошая тренировка вестибулярного аппарата, но и получение захватывающих дух ощущений полета над землей и охвата большого пространства. Кстати, в народной культуре раскачивание на качелях над землей тоже считалось за­нятием, связанным с получением энергии и поэтому важным для роста ре­бенка. Сейчас городской ребенок школьного возраста практически лишен этого удовольствия. Исключение составляют те редкие случаи, когда кто-то из родителей умудряется добыть длинный старый пожарный рукав. Тогда его привязывают к толстой ветви высокого дерева, делают на конце большой узел, на который можно сесть и в виде свободного маятника раскачи­ваться в разных направлениях, переживая острые ощущения от обилия сте­пеней свободы и познавая многомерность окружающего пространства через движения своего тела. Эти импровизированные качели оказываются при­тягательными не только для старших детей и подростков, но и для взрос­лых мужчин. Мне не раз приходилось наблюдать, как поздно вечером, ког­да никто не увидит, они приходят к такому дереву под предлогом прогулки с собакой и пытаются тайком получить удовольствие, недоступное при све­те дня из-за солидного возраста.

Вообще проблема с хорошими висячими качелями для старших может быть достаточно просто решена способом, используемым в западных стра­нах. Берется старая автопокрышка, кладется плашмя. В ней симметрично проделываются четыре сквозных отверстия, в которые вставляются метал­лические петли, закрепляемые с оборотной стороны. За эти петли покрыш­ка подвешивается на цепях или на тросах к высокой опоре. Удобство состо­ит как в простоте изготовления, так и в многофункциональности таких качелей. На них можно качаться сидя, стоя, лежа, в одиночку, вдвоем, втро­ем - есть возможности экспериментов с позой, со скоростью и траекторией раскачивания, и, что очень важно, не исключаются коллективные действия. Ведь практически все висячие качели, знакомые нашим детям, рассчитаны на одного человека, в то время как еще в первой трети нынешнего века в быту сохранялся один из видов старых качелей, не с сиденьем, а с площад­кой, на которой стояли несколько детей или взрослых. Большие деревян­ные качели, где качались стоя парни и девушки, также были традиционным элементом народных весенних праздников.

Групповые взаимосогласованные действия, которые предполагают такие качели, являются одним из важных моментов социального обучения меж­личностному взаимодействию: отчаянный - хочет раскачаться во всю силу, трус - визжит от страха, благоразумный - пытается слегка притормозить, замкнутый - потихоньку объединяет свои усилия с благоразумным, - но все они стоят на одной площадке качелей, держась за слеги, на которых те висят, и пружиня ногами, поэтому амплитуда раскачивания всегда является результирующей их совместных действий. Это человеческий микромир, как маятник, качающийся над землей.

Зависимость собственных качаний от действий партнера в явном виде присутствует только в современных качелях другого типа - с точкой опо­ры внизу. Их тоже можно встретить на детской площадке. Это может быть полукруглая качалка с двумя сиденьями друг напротив друга. Или это кача­ющаяся доска с сиденьями, устроенными на ее концах, и опорным столби­ком посередине. При каждом качании один из партнеров оказывается внизу а другой - наверху, и это переживается детьми постарше уже не только как попеременное пространственное перемещение по вертикали, увлекатель­ное само по себе, но и как смена сильной и слабой социальной позиции - то есть динамическое противостояние двух людей. Сильным считается у детей нижнее положение, дающее опору и возможность влияния на того, кто наверху. Поэтому, оказавшись внизу, ребенок часто пытается показать свою власть над верхним партнером и удержать его там подольше. Тот, кто остался наверху - с болтающимися ногами, без опоры, вынужденный упи­раться руками, чтобы не съехать вниз по доске качелей, как с горки, - дол­жен прочувствовать свое зависимое положение и силу нижнего. А сила его воздействия определяется как длиной рычага качелей, так и весом и ловко­стью ребенка. Больший вес (или создание иллюзии своей тяжести за счет хорошего владения телом) используется детьми для утверждения своей зна­чительности и старшинства. Поэтому там, где маленькие в простоте душев­ной наслаждаются самим процессом совместного качания, у детей шести-семи лет уже начинается социальное соревнование и демонстрация силы своего влияния на партнера.

Многое из того, что сказано о качелях, в равной мере относится и к вращающимся конструкциям типа каруселей: тут и еще более интенсивная на­грузка на вестибулярный аппарат, доводящая иногда до головокружения, и необходимость взаимодействия с другими детьми, от которых тоже зави­сит скорость вращения, и поиск способов того, как удержаться при боль­шой скорости, как вовремя остановиться и не упасть.

В общем, такие карусели полезны во многих отношениях. Жалко, что у нас они быстро выходят из строя, как и другие конструкции, за техниче­ским состоянием которых необходимо регулярно следить.

Теперь перейдем к лесенкам - в каком-либо варианте они всегда при­сутствуют на детской площадке. Это могут быть короткие или длинные вертикальные лесенки типа шведских стенок, а могут быть дугообразные, обоими концами упирающиеся в землю, и т. д. Главное, что все они пред­назначены для игрового лазания, а их прообразом в естественной среде яв­ляются деревья с торчащими в разные стороны ветвями - тоже своего рода лестницы в небо.

Маленьким детям очень полезно научиться попеременно перебирать ру­ками и ногами, поднимаясь вверх по перекладинам: тут-то они и открыва­ют для себя, как много у них конечностей и как важно, чтобы они согласно работали в процессе подъема или спуска. Но уже старшему дошкольнику на простых детских лесенках делать нечего - лазанье как двигательный навык в общем виде освоен, дальше становится скучно. Главное, что эти лесенки никуда не ведут. Вот если бы они были гораздо выше, между ступеньками были бы разные расстояния, наверху находилась бы площадка, куда можно забраться, то сразу появилась бы цель. А если бы от этой площадки слож­ные переходы вели бы на другую площадку, с которой надо было бы спус­каться вниз по лесенке со ступеньками, закрепленными между двух цепей, которые колышутся при каждом шаге, - эта конструкция была бы инте­ресна любому ребенку вплоть до подросткового возраста.

Для ребенка старшего дошкольного - младшего школьного возраста важ­на возможность ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, получать новые ощущения, испытывать себя, демонстрировать свою удаль сверстникам. Именно это определяет игровой потенциал конст­рукции на детской площадке. Обычно он очень мал у традиционных лесенок, так же как и у некоторых других предметов, которыми украшена детская пло­щадка - больше для удовлетворения взрослых, чем для пользы детей.

Давайте теперь посмотрим, как живет детская площадка, когда туда при­ходят дети. Поскольку в зимнее время мы уже гуляли в главе 13 то теперь выберем теплый майский вечер где-нибудь между пятью и семью часами когда дети уже успели прийти из школы, пообедать, кое-кто - сделать уроки, и теперь отпущены на прогулку. В Петербурге в это время совсем свет­ло, наступили белые ночи, и ничто не мешает нам посидеть на скамейке в хорошем сквере в центре города и понаблюдать за событиями на здешней детской площадке.

Сначала осмотримся: где мы, что тут есть?
Сквер большой, зеленый - в нем много высоких тенистых деревьев. Он расположен внутри тихого старинного квартала. Рядом находится школа, где учатся живущие в округе дети. Именно в этом сквере все они гуляют после занятий. Зеленые газоны окаймляют обширную центральную площад­ку, предназначенную для детей. Здесь выстроена пара маленьких избушек для игр «в дом», невысокие вертикальные лесенки с частыми перекладина­ми, грибок и беседка. Есть двое железных низеньких качелей, песочница. Украшают местность два резных деревянных идола, изображающих сказоч­ных героев - Бабу Ягу и Лешего. Вокруг детской площадки расставлены скамейки, на которых в основном сидят матери маленьких детей, играю­щих в песочнице, и старушки. Есть в сквере и боковые аллеи, где тоже стоят скамейки. Сквер огорожен чугунной оградой с воротцами. К нему примы­кает волейбольная площадка, окруженная сплошным забором с высокой сеткой поверху, чтобы не улетали мячи. На площадке с громким криком играют в волейбол большие парни.

Давайте устроимся на скамейке, с которой открывается хороший об­зор, и понаблюдаем за стайкой из трех девочек лет девяти-десяти, кото­рые только что вошли в ворота сквера. Их привлекает шум жизни на дет­ской площадке, и они сразу направляются туда. Проходят мимо песочницы, которая их совсем не интересует, и завистливо останавливаются у желез­ных качелей, на которые матери поочередно усаживают, чтобы покачать, совсем маленьких детей. Двое-трое пятилеток крутятся рядом и ждут сво­его часа. Большие девочки чувствуют, что им тут места нет, и движутся дальше - мимо лесенок и гриба к пустующей беседке. Это округлое со­оружение с конусообразной крышей, которая держится на нескольких стол­биках. Внизу между этими опорами устроены скамеечки. Во многих мес­тах они усыпаны песком так, что не сядешь, - малышня и здесь делала куличики. Девочки в задумчивости стоят около беседки, не зная, чем за­няться.

Вот одна из них расставила руки и, взявшись за два соседних столбика, стала покачиваться, стоя на месте. Другая взобралась ногами на скамейку беседки и, как с пьедестала, начала осматриваться по сторонам. Третья тоже залезла на скамейку и, держась за столбик, стала разглядывать, как устроена внутри крыша беседки. Выяснилось, что там есть стропила и поперечные балки, которые вверху крестообразно соединяют опорные столбы. Тогда девочка ухватилась за такую балку и, повиснув на руках, начала передви­гаться от одного края беседки к другому, болтая ногами в воздухе. Это очень понравилось двум другим девочкам, которые тут же последовали примеру подруги. У всех получалось по-разному. Первая, ловко перебирая руками, лихо добралась до противоположного конца балки. Другая повисла и стала раскачиваться всем телом, стараясь дотянуться ногой до какой-нибудь ска­мейки. Третья обхватила руками балку, но побоялась повиснуть и потерять опору под ногами, поэтому стала просто покачиваться, растянувшись и про­гибаясь всем телом.

Однако их занятия были неожиданно прерваны резким криком прохо­дившей мимо женщины с маленьким ребенком: «Вы что тут хулиганите?! Вам делать больше нечего? Не для того беседка поставлена, чтобы вы тут висели. Ну-ка, пошли отсюда». Девочки испуганно спрыгнули и, отирая руки, недовольно отошли от беседки. Пару минут они переживали легкий шок, сбившись кучкой и двигаясь к краю бокового газона. А потом утешились, потому что их внимание привлекло ограждение газона, сделанное из тон­ких металлических труб. Одна за другой девочки стали балансировать на них, соревнуясь в том, сколько быстрых шажков удастся сделать, прежде чем потеряешь равновесие и спрыгнешь на землю. И хотя спрыгивали де­вочки в основном на дорожку, а не на газон - старались, эту забаву также прервал раздраженный окрик проходившего мимо взрослого: «Вы что тут газоны топчите?! Нашли, где играть! Только все портят постоянно!» Не зная, что делать, девочки поспешно ретировались в боковую аллею и вскоре ста­ли скакать по ней галопом, как будто они едут верхом. При этом чуть не натолкнулись на двух старушек, которые воскликнули: «Ну что скачете, как ненормальные! Места им мало!»

Теперь прислушаемся к женскому разговору, который ведут между со­бой трое - молодая мать с ребенком в коляске и две старушки, сидящие вместе на скамейке. Они наблюдали сцену в беседке, а потом события у кром­ки газона и теперь высказываются по поводу поведения девочек. «Совсем обнахалились, никакой управы на них нет! Только бы все испортить да на­гадить!» - говорит одна старуха. «Действительно, что они ходят тут, толь­ко всем мешают, не дают маленьким гулять. Шли бы да уроки делали или в кружке чем-нибудь занимались», - согласно кивает мать младенца. «Или матерям по хозяйству помогали бы, больше пользы, чем шляться», - под­держивает их третья женщина.

Попробуем теперь проанализировать и обобщить наши наблюдения. За­дадим себе традиционный учебный вопрос, который обычно ставят перед ребенком взрослые, когда учат его понимать изображения в книгах:

«Что ты видишь на этой картинке?» На этой иллюстрации из книги со­временной российской жизни мы видели трех детей младшего школьного возраста, которые неприкаянно бродили по детской площадке своего род­ного сквера, пытаясь найти, где бы им приткнуться. Именно приткнуться, потому что законного места, которое было бы предназначено и оборудова­но специально для детей этого возраста, не оказалось и в помине, несмотря на то, что сквер находится прямо напротив школы и является для здешних детей единственным местом, куда их отпускают из дома гулять без родителей.

Почему же детская площадка, несмотря на обилие места, оборудована только для самых маленьких, тем более что нашлись деньги даже на лакиро­ванные бревенчатые избушки и лакированных резных идолов? В голову могут прийти сразу несколько предположений.

Перечислим их:

1. Взрослые не считают детей младшего школьного возраста существую­щими.
2. Дети младшего школьного возраста уже не попадают для взрослых в категорию детей.
3. Взрослым не приходит в голову разбираться в двигательных и игро­вых потребностях детей младшего школьного возраста и удовлетворять их, создавая специальные конструкции на детской площадке.
4. Взрослые считают, что дети этого возраста должны проводить свое время не на прогулке в сквере, а находиться в других местах (в школе? в кружке? в спортивной секции? заниматься полезными делами дома?) - то есть должны учиться, а не играть.
5. Взрослые психологически не ценят игровую деятельность детей млад­шего школьного возраста достаточно высоко, чтобы быть внимательными к их нуждам. Поэтому они ограничились стандартным минимальным набо­ром игровых благ для самых маленьких - а именно для тех детей, игровые интересы которых родители еще активно защищают, чего нельзя сказать о младших школьниках и тем более о подростках (сноска: Думаю, что этому способствуют расхожие педагогические представления, обусловлен­ные многими факторами. Одним из них являются учебники психологии и педагогики, где общим местом стало утверждение, что игра - это ведущая деятельность у дошкольников, а у младших школьников в качестве таковой выступает деятельность учебная. Буквальное по­нимание этого утверждения на практике приводит к тому, что воспитатели младших школь­ников нередко считают их желание «носиться» и играть идущим «от лукавого», проявлением детскости, которую надо изживать. Для взрослых это скорее издержки возраста, чем законное проявление естественной потребности, связанной с насущными задачами развития.)
6. Взрослые надеются, что эти дети сами найдут себе занятие и о них не стоит беспокоиться.
7. Взрослые не понимают значимости полноценного проживания этого возрастного периода и необходимости решения присущих ему задач в кон­тексте дальнейшего развития человека.

Вот по меньшей мере семь разных версий того, почему интересы трех девочек как представительниц своей возрастной группы оказались неучтен­ными планировщиками детской площадки в сквере и остались не защищен­ными их родителями и учителями. Житейские наблюдения подтверждают, что в каждой из этих версий, какой бы дикой она ни показалась поначалу, присутствует доля истины. В частности, истинность некоторых версий от­четливо подтверждается репликами проходивших мимо детей взрослых и высказываниями женщин, которые разговаривали на скамейке.

В реакциях этих людей заинтересованного наблюдателя прежде всего по­ражают два момента. Во-первых, это откровенное неуважение к ребенку. Оно является глубинной основой нежелания взрослых встать на место ре­бенка, хотя бы на мгновение отождествиться с ним для того, чтобы понять его потребности и мотивы его поступков и действий.

Во-вторых, это крайне агрессивное по форме стремление пресечь пове­дение, которое не укладывается в нормативные рамки представлений взрос­лых о том, как дети должны себя вести.

В чем состояла «вина» этих девочек в беседке? В том, что они использова­ли ее не по прямому назначению. Вместо того чтобы чинно стоять в беседке или сидеть внутри на скамеечке, они посмели обнаружить перекладины под крышей и употребили их в качестве турника. Они ничего не сломали и, в принципе, не могли сломать эти толстые деревянные брусья. То, что девоч­ки становились ногами на скамейку между опорными столбами беседки, тоже не было криминалом, поскольку эти скамейки и так уже были усыпаны пес­ком. Почему взрослые квалифицировали их действия как хулиганство? По­тому что они были неожиданны и «не по правилам» взрослого мира. Кроме того, дети пытались удовлетворять свою потребность в активном телесном самопознании, что часто раздражает взрослых. Девочки решили проблему скуки на бездарно сделанной взрослыми игровой площадке типично дет­ским способом…: они нашли новые свойства в исходно непривлекательном объекте и употребили их с пользой для себя и без ущерба для беседки, чем, однако, навлекли на себя нападки взрослых.

Реакция взрослых всегда немаловажна для детей. Слова и действия взрос­лых как людей вышестоящих обычно производят впечатление: положитель­но или отрицательно, внутренне или внешне, но ребенок обязательно отре­агирует на них и запомнит.

Если взрослые резко ограничивают действия детей и не считаются с их потребностями, если взрослые часто порицают и негативно оценивают са­мостоятельность поведения ребенка, то это может привести к двум внешне противоположным результатам.

Один вариант последствий - это блокировка самостоятельных исследо­вательских и творческих действий ребенка. Она обусловлена страхом сде­лать что-нибудь не то и навлечь на себя гнев взрослых. Такой страх обычно провоцирует бездействие и зависимость. Ребенок, от греха подальше, отда­ет взрослому инициативу и, естественно, ответственность за совершаемые действия: «Ма-а, а во что мне поигра-а-ать? Нет, я хочу рисовать. Скажи, что мне нарисовать? Не-е-т, я не умею, у меня не полу-у-учится!!! Нарисуй ты-ы-ы!»

Поскольку любому человеку неприятно, когда ему не дают самореализо­ваться, предложения взрослого ребенок нередко саботирует и таким обра­зом бессознательно выражает внутренний протест. Однако сформированная взрослым паразитическая установка ребенка при этом может распростра­няться на разные виды деятельности, в частности и на поведение на прогул­ке или игровой площадке. Тогда ребенок будет требовать от взрослого, что­бы тот его постоянно развлекал, вел в новые места и организовывал его взаимоотношения с окружающими предметами: «Мне скучно... Я не знаю, как... Я боюсь... Я упаду...»

Если ребенок достаточно долго был лишен свободы самостоятельного обследования пространства и находящихся в нем предметов, то потом ему действительно начинает не хватать необходимых навыков, которые не уда­лось вовремя выработать. Отсюда проистекает несмелость во взаимоотно­шениях с предметно-пространственной средой, непонимание того, что че­ловек может не только приспосабливаться к наличному положению вещей, но и проявлять творческую активность, в частности преобразовывать среду в соответствии со своими нуждами.

Интересно, что взрослые, работающие в детских учреждениях, часто стра­дают от схожих проблем. Причина в том, что авторитарный стиль отноше­ний в самом педагогическом коллективе характерен для многих детских са­дов и школ. Начальствующие лица часто ведут себя с подчиненными как строгие взрослые с непослушными детьми, за которыми нужен глаз да глаз. Кроме того, педагогическая система всегда является одной из самых консервативных общественных структур, где блюдется незыблемость правил и жестко требуется их исполнение. Поэтому у многих педагогов существует представление о том, что самочинная перестройка предметно-пространственной среды или изменение привычного способа пользования предме­тами равносильны покушению на общественные устои. Нельзя сесть на стол, а можно только за стол. Нельзя передвигать мебель в классе, если она исходно была расставлена определенным образом.

М.Осорина. "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых". Информация о книге и оглавление  

Секретный мир детей

Previous post Next post
Up