Как я и обещал
в самом начале этой темы, о других периодах автоистории тоже будет упомянуто. И сегодня мы поговорим о самом начале советской автоистории - о ее первом серийном автомобиле.
Будем честны: с автопромышленностью при царе-батюшке как-то не задалось, несмотря на все уверения любезного
mgsupgs Не то чтобы совсем не строили - строили, конечно. Просто на промышленность это не тянуло даже при самом оптимистичном взгляде на вещи. Так, поделки на коленках, пусть и очень интересные.
Меж тем, на дворе уж два десятка лет как был двадцатый век. И без автопромышленности было уже не комильфо. И уже через пару месяцев после вышвыривания с территории свежесозданного СССР
последних иностранных оккупантов, в ночь на первое ноября 1924 года собрали первую предсерийную еще, но уже определенную к производству в серии автомашину. АМО Ф-15.
Чтобы быть исторически точным, следует сообщить, что ни на какую самостоятельную разработку это авто не тянуло: это была копия
Фиат-15Тер, образца 1912 года. Более того, даже новинкой на производстве назвать ее было сложно, поскольку этот шарабан на все том же АМО собирали еще до революции (правда, из итальянских комплектующих). Да и после революции тоже собирали - комплектующие не сразу закончились.
Но все же это было уже нечто качественно иное. Потому как собиралось хоть и по итальянским чертежам, но из местных материалов. Что, само собой, качества отнюдь не добавляло - даже по сравнению с не очень потрясающим оригиналом.
В общем, прошу любить и жаловать:
Как видите, далеко не откровение: полторы тонны грузоподъемность, 36 кобыл под капотом, возможность разогнаться до немыслимых 50 км/час.
В базе, правда, уже было ветровое стекло и крыша, что для автомобилей того времени отнюдь не было обязательной деталью. А вот двери у водителя не было. Впрочем, и руль находился в несколько неожиданном для нас, сегодняшних, месте:
Дверь водителя отсутствовала по вполне уважительным причинам: место уже было занято:
Вы думаете, я шутил насчет ветрового стекла и крыши? Увы, нет. Вот как выглядел Фиат:
А в оригинале (без опций) - еще печальнее:
Кстати, обратите внимание: с шинами у Фиата тоже как-то не задалось. Так называемые грузоленты.
Но все познается в сравнении. Круто выглядел АМО Ф-15 или нет можно только глянув на его ровесников.
И тут-то мы и взглянем на моего любимца (могут же у меня быть личные пристрастия?) - играющего в том же классе и в том же историческом периоде.... Форд ТТ.
На первый взгляд, сравнивать их не очень корректно: считается, что Форд ТТ - однотонник. Однако в реальности они все же одноклассники, поскольку грузоподъемность АМО в полторы тонны по паспорту обеспечивалась лишь на шоссе. На всех остальных дорогах (а с шоссированными в тот момент в России дела обстояли несколько хуже, чем с автопромышленностью) техпаспорт требовал ограничиваться тонной.
Технические характеристики Форда тоже не блещут: с почти трехлитрового двигателя снимали аж 22 лошадиные силы, но самое печальное - удивительно низкая скорость, обусловленная особенностями трансмиссии. Обычный Форд ТТ мог разогнаться до 24 км/час, а особо борзые и дорогостоящие модификации - аж до 36 км/час. На фоне 50 км/час у АМО - таки действительно, не самолет.
Плюс очень оригинальное и специфичное управление, соответствующее базовой модели - Форду Т. Например, на полу были три педали. Первая заведовала передачами - нажата - первая передача, отпущена - вторая. Вторая педаль заведовала задним ходом. А третья - тормоз. А как же педали газа и сцепления? - спросите вы. А нэма, а миші з'їли (с) - отвечу вам я. :) И что характерно, я вас не обману - этих педалей у форда действительно нет. Кстати, из-за специфичного управления форда права тех времен делились на две категории - для для управления фордом и для всех остальных машин.
Форд тоже был не вчерашним - шасси под кузов выпускали еще с 1917-го, но в 1925 Форд ТТ встал-таки на массовый конвейер. И вот тут-то он и отыгрывает все остальные параметры, которые до этого смешили: выпустили его порядка 1,4 МЛН ЭКЗЕМПЛЯРОВ. Менее 7 тысяч АМО Ф-15 грустно всхлипывают в углу :(
Давайте же полюбуемся этим гадким утенком, так разительно поменявшим облик Америки начала двадцатого века. Как только не выглядела эта прелестная сноповязалка! И так:
И так:
И вот так:
И даже так:
Внутри она тоже роскошью не блистала:
Но что поделаешь! Времена не выбирают - в них живут и умирают! (с)
Напоминаю, что по тегу автоистория вы можете просмотреть и другие темы аналогичного содержания.