Эксперименты. Часть 2 Ваши эмоции в метро и Феномен Вертера

Aug 24, 2020 07:02


( 1часть)(2часть)( 3часть)

Ваши эмоции заражают окружающих. Любые эмоции. Посмотрите это видео:

image Click to view




Если вы доброжелательны, то такими же  станут и окружающие вас люди, если вы агрессивны и злы, то ваш настрой передастся и тем, кто вокруг.

Стэнфордский эксперимент Зимбардо, упомянутый в предыдущей статье отчасти затронул и эту сторону влияния на массы через  человеческие эмоции. И такого же  рода эксперимент проводился в прошлом веке в масштабах целой страны. Речь идет о России после распада СССР. СМИ и ТВ захлестнула волна «поведенческого образа» нового человека: проститутки, воры, убийцы, наркоманы, и прочие. Они стали носить характер героев, причем зачастую положительных героев. Нас призвали примкнуть  к ТВ для  того чтобы «искать ложку меда в куче навоза», т.е. в откровенно грязных и отвратительных образах искать положительные черты. И мы их находили и с удовольствием находим и поныне.

После этого эксперимента Россию захлестнула небывалая волна преступлений, самоубийств, проституции, грабежей и всего того, что хлынуло на экраны «новой страны».

Но кроме поведенческого образа нам навязали внутреннюю и внешнюю подавленность.

Выхода нет.



На прошлой неделе один брат во Христе мне рассказал историю. Пишу по памяти:

«В Питере на каком-то мосту в середине 90-х была сделана надпись  граффити «Выхода нет!». После этого череда самоубийств захлестнула город, причем многие кончали жизнь прыгая с  этого моста. Вскоре надпись закрасили и череда самоубийств прекратилась.»



Но в самом Московском метро эта же надпись  находилась больше 10 лет .

Она  также несла за собой негативные последствия, рост самоубийств и общую подавленность. Надпись  «Выхода нет» сменили на «прохода нет» лишь в 2005.



« А теперь новость!, -  сказал он  мне, - надпись   появилась снова...»

Для чего? Додумайте сами...

Песню "Выхода нет" группы Сплин Александр Васильев  написал узнав о несчастном случае в метро, когда одинокий парень увидев надпись в метрополитене "Выхода нет",  принял это буквально, так как был на эмоциях  личных переживаний и бросился под приближающийся состав метро.

Феномен Вертера

Влияние «плохих» новостей на людей. Сбор гаваха  и программирование  негатива.

отрывок  из книги «Оккультные тайны криминальной России» Цыкунова Игоря

«На одном из факультетов МГУ случилась трагедия: студентка покончила жизнь самоубийством. Студенты стали говорить, что сделала она этот шаг после того, как прослушала лекцию профессора-психолога о явлении самоубийства. Я пытался доказать им, что всё это плоды фантазии. Но ребята упорствовали. По их мнению, профессор был столь реалистичен в деталях, что девушка заметно изменила поведение, покидая лекцию. Некоторые студенты признали, что у них самих проявилось явно депрессивное состояние. Всё равно не верилось, уж очень похоже на бред. Так я думал до того, как узнал о феномене Вертера.

Об этом явлении заговорили в конце семидесятых годов ХХ века, после публикации исследования американского социолога Дэвида Филипса из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Прежде чем сделать какие-то выводы, учёные не один раз перепроверили свои выкладки. Уж больно удивительной оказалась статистика. Выяснилось, что после того как на первых полосах газет появляется сообщение о самоубийстве, начинают со странной закономерностью падать самолёты. Было доказано, что число людей, погибших во время авиакатастроф, увеличивается на тысячу процентов. Дальнейшие расчёты со всей убедительностью показали, что падают не только самолёты - увеличивается число автокатастроф.

Самоубийства и несчастные случаи - что может их связывать? Первоначальная версия - чувство утраты. Понятное дело, что газеты сообщают далеко не о всех самоубийствах. В основном это трагические истории известных людей, певцов, телезвёзд, политиков. Ощущая горе, люди не совсем контролируют свои реакции, что и приводит в конце концов к аварии. Но оказалось, что не всё так просто.

Сообщение прессы о самоубийстве отдельного человека порождает катастрофу, в которой погибают отдельные люди. Если же публикуются сведения о самоубийствах нескольких человек, то множатся случаи с гибелью нескольких человек. Вот такая вот статистика. Уж больно всё это не похоже на боль утраты.

Дэвид Филипс назвал эту удивительную закономерность феноменом Вертера. Роман «Страдания юного Вертера» Иоганн Вольфганг Гёте написал с тем, чтобы самому спастись от влечения к самоубийству. Его герой Вертер в конце произведения кончает с собой. Гёте утверждал, что с ним произошло бы то же самое, если бы он только не сел за книгу. «Страдания юного Вертера» сделали его знаменитым на всю Европу. Но в то же время по странам, где расходилась книга, прокатилась волна самоубийств. Молодые люди, прочитав её, настолько проникались эмоциональным зарядом повествования, что не могли преодолеть вспыхнувшую вдруг страсть к смерти. Всё это привело к тому, что в ряде стран книгу запретили. Некоторые усматривали в факте её появления явное колдовство. Но какое же колдовство творит несчастья вслед за трагическими рассказами журналистов?

Дотошный Филипс изучил случаи проявления феномена Вертера не только в современности, но и в некоторой исторической перспективе. Он выяснил, что не столько сам факт самоубийства оказывает на окружающих людей влияние, сколько широковещательные сообщения о нём. Катастрофы с завидным постоянством происходили именно там, где факты наложения рук на себя становились известны публике.

Изучение данных о самоубийствах в США с 1947 по 1968 год показало, что в течение двух месяцев после каждой публикации в среднем совершалось на 58 самоубийств больше, чем обычно. Чем шире была огласка, тем большее число самоубийств совершалось.

Учёный сделал вывод, что сообщения прессы вызывают желание подражать у тех, кто был недоволен складывающимися обстоятельствами жизни. Что же касается несчастных случаев, то это тоже некий вид самоуничтожения. Некоторые люди не считают возможным сделать свой роковой шаг явно для окружающих. Забота о родственниках, страховке, общественном мнении заставляет их превращать собственное убийство в аварию. Это те необъяснимые случаи, когда пилот самолёта игнорирует команду диспетчера или водитель автомобиля «не замечает» сложную дорожную ситуацию. Любопытно, что в массовых автомобильных авариях, происходящих после сообщения прессы, жертвы умирают в четыре раза быстрее, чем обычно.

Оказывают влияние и личные характеристики представившегося. Если самоубийца был молод, то странным образом в авариях начинают погибать молодые люди. Именно подобие человека оказывается для некоторых отчаявшихся граждан роковым.

Удивительными же, однако, бывают некоторые закономерности Судьбы. Американский психолог Роберт Чалдини комментирует открытия Филипса следующим образом: «Эта мрачная статистика так сильно повлияла на меня, что я начал обращать внимание на периодически появляющиеся на первых страницах газет рассказы о самоубийствах и соответствующим образом корректировать своё поведение в течение некоторого времени после их появления. Я стараюсь быть особо осторожным за рулём своего автомобиля. Я неохотно отправляюсь в длительные поездки, требующие воздушных перелётов».

Исследования Филипса замечательны тем, что позволяют прогнозировать вероятность некоторых катастроф. Так, наибольшая опасность существует после трёх-четырёх дней с момента сообщения. Приблизительно через неделю снова возникает пик несчастных случаев, и к одиннадцатому дню эффект Вертера прекращает своё губительное действие.(примечание: именно поэтому нас постоянно держат «на игле» катастроф)

А теперь хотелось бы рассказать о догадках Филипса по поводу причин некоторых убийств. Учёный утверждает, что число совершённых убийств резко увеличивается после сообщений прессы об убийствах. И здесь тоже действует эффект подобия. Публикация о насилии порождает насилие. Мысль, замечу, не очень-то приятная для криминального репортёра. Однако ради справедливости надо отметить, что феномен Вертера имеет место и под воздействием популярных книг и фильмов.

Как тут не вспомнить исследования российского психолога Анатолия Ивановича Харченко. Он изучает явление агрессии в обществе. Харченко считает, что наше поведение основано на алгоритмах, которые мы бессознательно воспринимаем через поведение окружающих, книги, сообщения средств массовой информации.»

продолжение следует...

эксперимент, метро, гавах, феномен Вертера, антиутопия, человек, выхода нет, социум

Previous post Next post
Up