Наличники: происхождение и распространение

Oct 03, 2013 22:02

Этот пост является продолжением предыдущего, который оказался "слишком большим".
Первый таинственный элемент декора -- утиные лапки


Вряд ли они были заимствованы из классицизма, так как они не прямоугольные и не могут трактоваться как торцы поперечных балок. Трапецивидные дентикулы на нижней поверхности кронштейнов здания 1895 г. есть здесь, но по отношению к ним у меня те же сомнения. К модерну эти трапеции тоже не имеют отношения, потому что появились раньше.

Ещё эти фигуры называют:
1) капли
2) кисти
3) лягушачьи лапки


Думаю, если бы кто-то хотел изобразить на наличниках капли, то ему не пришлось бы изобретать ни дизайн ни технологию. Традиция украшать каплями подзоры существовала ещё до появления наличников. Вот, например, капли под крышей, и на наличнике -- сплошная сырость



Галич, Костромская обл.Кисти на наличниках тоже есть, но они и выглядят как кисти



или



Талдом, Московская обл.
Б. Рыбаков называет эту деталь "лягушачьи лапки". Позволю с ним не согласится по биологическим соображениям. Строение передних лапок лягушек аналогично человеческой руке. И хотя задние лапы лягушек имеют перепонки, они пятипалые. А на подвесках -- именно трёхпалые птичьи лапы.

"Утиные лапки" заимствованы из финно-угорской культуры, в мифах которой эта птица наделена атрибутами "небесной праматери". Было замечено, что ареалы финно-угорских подвесок и наличников совпадают. Об этом писал ещё Б. Рыбаков в 1981 г.: географически область наличников XIX в. со зверями и с центральной женской фигурой в композиции совпадает довольно точно с областью распространения древних зооморфных подвесок с лягушачьими лапками. Скорее всего, это не просто эклектика, и художественному синтезу соответствует смешение крови и культур двух этносов. О том же пишет Б. Рыбаков.Мотив утиных лапок может украшать не только нижние выступы вертикальных досок, но и карнизы, фартуки, "капители" пилястр (полотенец). Примеры такого применения этой детали можно увидеть на некоторых фотографиях из следующих тем.

Как много на наличниках солярных знаков и "утиных лапок"? Точный ответ может дать только статистика. Здесь приведены средние значения частоты "утиных лапок" и солярных знаков на наличниках 14 областей. Материалом служили фотоархивы 3-х интернет-ресурсов: http://nalichniki.comhttp://www.shushara.ru, http://nalichnik-ru.livejournal.com. Среднее арифметическое вычислялось между выборками двух ресурсов по 30-130 наличников в каждой. Для Красноярского края, Московской и Нижегородской областей были взяты данные всех трёх интернет-сайтов. В качестве погрешности на диаграмме представлен 95%-й доверительный интервал.


В среднем по этим областям частота этих элементов декора наличников такая:
"Утиные лапки" -- 13±4%
солярные знаки -- 17±4%.

Выводы из этого статистического анализа можно сделать такие. Солярные знаки, которые на наличниках появились первыми, в результате развития этого искусства, стали лишь частью разнообразия. Самыми "солнечными" являются наличники Нижегородской области.

Количество наличников с "утиными лапками" нигде не превышает 25%, они есть во всех областях. Нельзя сказать, что какая-то область выделяется особым пристрастием именно к этому украшению.

Отсутствие значительных различий между областями говорит о том, что искусство наличников везде развивалось равномерно, все области являются в этом смысле единым культурным пространством. За исключением Новосибирской области. По моим наблюдениям, на домах в этой и других областях Сибири очень велика доля наличников со ставнями, что определяет их особенный "региональный" дизайн.

Рожаницы. Парные фигуры, стоящие на противоположных сторонах карниза, по мнению Б. Рыбакова, представляют собой двух рожаниц две архаичные богини плодовитости и плодородия, которым на Севере, судя по поздним копиям церковных поучений против рожаниц, поклонялись по крайней мере до XVII в. включительно... Особенно часто встречающиеся на избах Ярославской области

Из того, что я видела в интернете, могу заключить, что рожаница имеет свои атрибуты, по которым её легко узнать на вышивках:
1. Расставленные ноги
2. Расставленные руки могут быть подняты или опущены
3. Абстрактное обозначение беременности или признаки ребёнка между расставленными ногами
4. Её изображение и изображение ребёнка могут могут быть с оленьими рогами
5. Рядом с рожаницей часто встречаются изображения оленей и птиц. Птицы показывают её близость к небу.

Примерно как-то так



Мотивы русских вышивокОт рожаниц у этих абстрактных антропоморфных фигурок-башенок по бокам наличника просматриваются расставленные руки и ноги. Их локализация на верхней "небесной" части наличников тоже говорит в пользу версии о рожаницах



Шаблыкино, Владимирская обл.


Талдом, Московская обл.
Сомнение вызывает то, что мужчины -- создатели наличников, вряд ли бы взялись воспроизводить женское рукоделие. Всё-таки, гендерное разделение труда в традиционном обществе уважали:) В этом образе, на мой взгляд, слишком много суеверного, сакрального и смутного для довольно прагматичного XIX века. Гораздо больше эти фигурки похожи на производные крина, каким он изображён на скифском войлочном ковре (в теме "крин"). Вот как выглядит повторение фотографии крина на "ножке" наличника, если её перевернуть

От фигур "рожаниц" этот элемент декора отличается только тем, что он не так "распластан" в своей нижней части. Поэтому вопрос о том значении этих элнментов-башенок для меня не является решённым.

На наличниках встречаются изображения змей. Они почти никогда не наблюдаются в явном виде, как на этом наличнике



Поэтому провести учёт "змеиной популяции" на наличниках очень трудно. По запросу "змеиный узор" компьютор выдаёт единственное фото


Конаково, Тверская обл.

Узор на этом наличнике из моих фотографий я не могу трактовать как "змеиный". На трипольской керамике змей часто закручивали именно такими спиралями. Но ещё этот узор похож и на стилизованную рожаницу, и на гипертрофированные волюты


Чухлома, Костромская обл.
То же относится и к этому узору под коробом крыши, оживлённому глазкАми.


Галич, Костромская обл.
Поэтому относительно змей на наличниках какие-либо обобщения делать сложно.

На наличниках иногда встречаются изображения драконов. Моё ощущение после просмотра множества фотографий -- они здесь появились благодаря модерну. Вот -- явная улика, стилистика модерна очевидна


Некоторые авторы считают, что драконы на наличниках отголосок древних культов. Но для традиционного образа их изображения слишком вариабельны: на разных образцах видно, что не существует устоявшихся канонов "драконьей иконографии", как это имеет место в случае рожаниц.
Здесь червеобразные драконы "эволюционируют" в ростки


С. Нижняя Синячиха, Свердловская обл.
А здесь -- похожи на львов, но извергающие огонь и с крыльями



Ростов Великий, Ярославская обл.
Довольно милые полу-дракончики, будто только что вылупившиеся из яйца


Некрасово, Тверская обл.
А здесь, по-моему, нашлась тайна происхождения русских драконов. «Те драконы, которые украшают наш знаменитый дом, это образы европейской традиции, - отмечает искусствовед Лариса Чуйко. - Потому что здесь выраженные мощные крылья, хищная голова, которая ближе к голове зверя, нежели к голове ящера. ... Драконы, которые размещаются на доме, они взяты из альбома образцов Минетти, - рассказывает Людмила Чуйко. - Но они служили кронштейнами, на которых подвешивались фонари на башенки. Хозяин дома увидел приглянувшийся ему мотив, приспособил его к своему дому. И здесь уже драконы расположены на наличниках и служат кронштейнами, но эти кронштейны поддерживают навес над крыльцом» (речь здесь идёт о тех же наличниках, которые изображены на 3 фотовыше).

Конечно, образ дракона можно видеть в почти в каждой церкви и доме под копытами коня Георгия-победоносца. Но чтобы его поместить на "лицо" дома, нужны были веские причины и условия -- распад традиционного общества. Если бы какой-то последователь древних культов вдруг захотел изобразить любимого идола на наличнике (что совершенно невероятно), этого бы не поняли соседи. А если бы резчик сослался на "прогрессивный" опыт запада, да ещё с альбомом Минетти в руках,  к такой инновации общественное мнение отнеслось бы более благосклонно:) Таким образом, появление драконов на наличниках стало возможным благодаря существованию профессионального сообщества, открытого для международных контактов. Поэтому, скорее всего, все драконы на домах -- результат дизайнерских находок. "Правильные драконы" должны иметь крылья и голову с ушами.

Отдельная тема -- драконы на "ушках" наличников. Моя гипотеза -- все "ушки" наличников произошли от драконов. Дракон имеет очень подходящую форму тела, чтобы "обитать" на боковых досках под карнизом наличников. У них есть массивная передняя часть, постепенно сужающаяся до хвоста, который может живописно извиваться, наподобие ростка. "Ушки" с сужением внизу делают наличник более гармоничным, сглаживая выступающие части карниза. Поэтому драконы легко и быстро эволюционировали в затейливую вязь, больше похожую на растительный орнамент. Шея дракона тоже легко может быть загнута в соответствии с художественным замыслом
Вот на этом "ушке" наличника из Шокш и просматривается загнутая шея. Скорее всего, это дракон, стилизованный в духе модерна.


На этих кронштейнах читается и утка (смотрит вниз) и дракон с ушами (смотрит вверх)


Галич, Костромская обл.
Насчёт этого наличника у меня состоялась небольшая, но бурная дискуссия с коллегами по сообществу. Одна коллега стала на меня орать: "Как вы могли называть это существо морским коньком?" Вынуждена согласиться, наличие ушей -- важный драконологический признак:)


Вот ещё один прорезной драконоконёк на "ушке" наличника


Струнино, Владимирская обл.
На "ушках" этого наличника очень может быть изображён сородич дракона -- русский "лютый зверь крокодел"


Наличник из с. Шокша вблизи Галича, Костромская обл.


Лютый зверь крокодел.
Храм Покрова на Нерли, 1165 г.
, Владимирская обл.
Крокодел -- это совсем другая, отличная от драконов, тема. Он -- ящер без крыльев. Предания о "крокодилах" есть в русских летописях. А в Галиче в краеведческом музее хранится найденная неподалёку бронзовая фигурка ящера/амфибии. Вероятно, в образе ящеров на наличниках люди могли запечатлеть то, о чём им рассказывали предки.

О том, что надо отличать ящеров от драконов, писал Б. Рыбаков: "Зачастую мастера, взяв за образец "западного" дракона, на самом деле изображали ящера, культ которого был им знаком".

Утверждение, что все драконы на наличниках являются маркёром мерянской культуры, мне кажутся натянутым. На большинстве наличников в этой статье драконы с крыльями, а на древних русских (мерянских?) артефактах -- они всегда бескрылые. Если бы драконы не были сильно стилизованы под растительный орнамент и не смешались со змеиной темой, можно было бы посчитать частоту их встречаемости на наличниках. Думаю, это величина в пределах 0,5%, что для подлинной традиции очень мало.

На этом наличнике в стиле модерн не дракон, а ящер, он локализуется в области "нижнего мира" наличника


Галич, Костромская обл.
Здесь ящеры как на нижних выступах, так и на "ушках". Глаза у них в виде щёлочек, уши и конечности отсутствуют. Ящер - божество нижнего, подводно-подземного, мира, которого нередко изображают в виде либо ящерицы, либо дракона - с вытянутой, как у крокодила, мордой и глазами в виде щелочек, с лапками, хвостом.


Галич, Костромская обл.
О том, что хозяева обоих этих наличников "в теме" о значении изображений, говорит выбранный ими для покраски болотно-зелёный цвет.

Напоследок самое загадочное изображение -- косой крест. В этой статье было уже несколько таких изображений. На этой странице он есть на 12-м фото. Вот этот образец -- из моих вчерашних фотографий.


Струнино, Владимирская обл.
Здесь крест "негативный" -- он вырезан на поверхности доски. Гораздо реже встречаются "позитивные" косые кресты -- вырезанные отдельно и прибитые на поверхность. Чаще концы крестов усилены дырочками и выглядят как рисунок в серединках пришитых пуговиц: дырочки сквозные, а отрезки только немного обозначены.


Чухлома, Костромская обл.
Крест -- это очень "культовая" тема. Её лучше было бы обойти, если бы не высокая частота встречаемости этого изображения. Кресты легко идентифицируются, и их количество можно посчитать. Я произвела сравнения среднего значения частоты косых крестов на наличниках 14 областей. Материалом служили фотоархивы 3-х интернет-ресурсов: http://nalichniki.comhttp://www.shushara.ru, http://nalichnik-ru.livejournal.com. Среднее арифметическое вычислялось между выборками двух ресурсов по 30-130 наличников в каждой. Для Красноярского края, Московской и Нижегородской областей были взяты данные всех трёх интернет-сайтов. В качестве погрешности на диаграмме представлен 95%-й доверительный интервал.

Средняя частота -- 9±2%. Т. е. он помещён на каждый десятый наличник, и никто точно не знает, зачем?

В современной культуре косой крест -- знак запрета или закрытия (страниц, файлов), т. е. этот символ несёт негативный смысловой оттенок. Вероятно, раньше у этого знака было другое значение, иначе зачем было его помещать на каждое 10-е "лицо" дома?

В интернете существуют несколько предположений относительно значения косого креста на наличниках. Предполагают, что это:
1) символ огня, оберег;
3) стилизованное изображение лягушки, символ плодородия;
4) символ творческого начала;

Наиболее вероятной мне кажется версия об обереге. Но его значение не связано с огнём. Изображение косого креста были на груди неолитических женских статуэток. "Совершенно случайно" косой крест встречается на нескольких изображениях рожаниц на верхнем рисунке этого поста. О косом кресте на антропоморфных фигурках домовой резьбы пишут здесь, где он -- часть сложной композиции. Где ещё могло быть место этого знака в русском быту? Я просмотрела в интернете одежду, головные уборы, накосники. Наконец, что-то похожее нашлось на гайтанах


Гайтан
В  энциклопедии  есть  архивные  фотографии,  на  которых  мы  видим  само  украшение  и  как  его  носили.  Фотографии  эти  в  основном  из  Тульской  губернии,  но  гайтаны  были  распространены  практически  везде. Концы отрезков косых крестов здесь, как и на наличниках, подчёркнуты утолщениями.Не исключено, что появление креста связано с возникновением, вероятно, в конце 19-го века, технологии пропиливания  отрезков, начинающихся с просверленных отверстий. Такие прорези на наличниках и причелинах придают резьбе сложность и ажурность. Тогда косые кресты выполняют функцию "заполнителей пространства", и располагаются они на боковых досках вместо деревянных пирамидок -- ставшего традиционным украшением первых поколений наличников. Тогда косой крест -- это проекция пирамидки.


Украшение на "ножке" наличника в виде пирамидки с выточенным по граням рисунком.
Галичский музей, Костромская обл.История резных наличников, скорее всего, заканчивается именно в наше время. Причиной упадка этого искусства стало то же, что его породило -- развитие технологий. Резные наличники при всём желании нельзя поместить на пластиковые окна. Их громоздкие, бросающиеся в глаза белые рамы никак не сочетаются с изящными наличниками. Да и потребность в декорировании и творчестве у русского народа, кажется, постепенно идёт на спад. Уже почти ни у кого нет былой эйфории созидания прекрасного, которая читается в каждом наличнике:( Остаётся надеяться, что на нашей земле всегда будут люди богатые духом, и благодаря им наличники продолжат жизнь "в миру", а не переселятся окончательно в музеи.

Наличники

Previous post Next post
Up