Есть два типа отношения к свадьбе. В первом варианте свадьба - это особый обряд, волшебство, которое создает из пары семью. Таинство венчания: в церковь заходят жених и невеста, для которых и скромный поцелуй - почти прелюбодеяние, а выходят муж с женой, одна плоть на веки вечные. Или любой другой ритуал, во время которого кто-то, обличенный высшей властью, говорит: сейчас, в этот самый момент, происходит нечто особенное, пам-пам-пам, ваша жизнь теперь полностью изменилась. Я думаю, что очень здорово иметь душевную способность пройти обряд, чувствуя его глубокий смысл и преображающую силу. Как инициация в простых культурах: теперь ты взрослый. Кстати, я несколько раз встречала гипотезу, что советская свадьба была, в том числе, и инициацией, поэтому процедура бракосочетания и обросла таким количеством своеобразных обычаев.
Второй вариант это свадьба-объявление: люди сообщают всем заинтересованным лицам и целому миру о том, что у них не очередная любовная связь, а семья. Де-факто семья появляется задолго до свадьбы, она развивается из просто-отношений и никак не зависит от официального оформления брака. Но окружающим все эти сложные процессы малозаметны, и люди в каких-то ситуациях могут совершить неприятные ошибки, если будут исходить из предположения, что X и Y переживают очередной роман. Как в старом фильме "Обыкновенное чудо": "предупреждать надо". Свадьба - это веселая и красивая форма "предупредить" родственников, друзей, государство, деловых партнеров, бывших, новых знакомых. Страны объявляют об изменении статуса дипломатических отношений, компании - о слияниях и стратегическом партнерстве, люди - о браке. Ответственное деловое и социальное поведение.
Как мы все понимаем, немного нынче людей, у которых есть внутренняя возможность пройти настоящий обряд. Никакого пиетета перед государственной властью, чтобы трепетать при простановке штампа в паспорте, большинство не испытывает, верующих мало, воцерквленных еще меньше. Я могу себе представить какой-то личный ритуал, который жених с невестой сами конструируют, но это надо быть очень особенными людьми. Тем не менее, культурный образ свадьбы предполагает что-то такое. Если не обряд, то церемонию. И здесь возникает базовая, на мой взгляд, проблема российской традиционной свадьбы - отсутствие хорошего базового сценария. В англоязычном мире существует красивая церемония, которую мы сто тысяч раз видели в кино. На ее основе можно разработать вариацию, подходящую практически для любой пары, исповедующей любую религию или принадлежащей к любой субкультуре. Казалось бы - чего тут такого особенного: гости сидят по двум сторонам, отец или другой уважаемый старший родственник проводит невесту к чему-то вроде алтаря и вручает жениху, некто авторитетный произносит традиционные формулировки, жених и не веста произносят обеты, объявляю вас мужем и женой. Формально даже не особенно отличается от торжественной регистрации в ЗАГСе. Но вот проблема - торжественную регистрацию никак нельзя оттюнинговать по своему вкусу, даже выездные варианты сохраняют казенный канон. Но, раз уж эта загсовская регистрация неизбежна, ее дублирование дополнительной церемонией выглядит крайне искусственно. Натуральный карнавал. Иногда это может быть забавно, но опасность сыграть фальшиво очень велика.
Я прочитала серию "страшных" свадебных историй - леденящие кровь рассказы о том, как жениха доконали тамады-аниматоры, и он сбежал в свою холостятскую квартиру, как невесту "украли", а никто не спохватился, как муж свидетельницы набил морду ведущему, придумавшему скабрезные конкурсы, как гости страдают от голода и скуки на бесконечных прогулках по Архангельскому, как лимузин с невестой стал в многочасовой пробке. В girls_only иногда обсуждают тему свадьбы, и очень часто звучит мнение, что все мероприятие - исключительно для увеселения гостей, а молодые на нем только нервничают и устают. Я почитала свадебные отчеты, предложения агентств и поняла, что в большинстве случаев так и бывает.
На мой взгляд, есть две главные проблемы, которые портят свадьбы. Первая и серьезная состоит в том, что люди, не признавая никаких высших авторитетов, хотят, тем не менее, волшебства. Чтобы слова "объявляю вас мужем и женой" и кольцо совершили в душе прекрасный переворот, чтобы все изменилось. Не верят, что так будет, но желают. Это относится далеко не ко всем, но мотив печали из-за недоступности волшебства звучит часто. Вторая проблема - это отсутствие хорошего, признанного сценария. Классическая российская свадьба "заточена" под окольцовывание деревенской парочки образца начала прошлого века. Эта свадьба, всю символику и структуру которой мы наследовали, строится на ряде неверных предположений: жених и невеста молоды и живут у своих родителей, решение о свадьбе и все руководство процессом, как правило, в руках тех же родителей, участие в процессе принимают все родственники. Молодые знакомы, но не слишком хорошо друг друга знают. В идеале, невеста невинна, если же это не так, то все должны хотя бы исходить из предположения, что у нее нет сексуального опыта. После свадьбы жизнь молодых - особенно невесты - радикально изменится. Если все обстоит именно так, то хорошо проведенная традиционная свадьба, которая так пугает современных женихов и невест, вполне осмыслена. Но где вы видели современную пару, подходящую под эти определения?
Попытки затолкать реальность в архаичную структуру и вызывают ощущение тягостного несоответствия. Главная страшилка продвинутых молодых - пошлый выкуп - был естественен и нормален, когда жених со своими друзьями приезжал за полузнакомой невестой, окруженной родственницами и близкими подружками. Перенести обычай выкупа в сегодняшний день невозможно: кто и у кого может выкупить взрослую женщину, которая уже лет десять сама себе хозяйка? В это нельзя даже поиграть. Зачем нужны конкурсы "насколько хорошо вы знаете друг друга", если люди живут вместе годами и знают друг о друге больше, чем кто-либо? Весело ли паре, уже имеющей богатую историю отношений, кусать каравай, чтобы выяснить, кто будет в семье главным? Нужно очень критично относиться к выбору - что можно превратить в милую игру, а что всегда будет дребезжать фальшью.
Впрочем, внимательный анализ современной городской свадьбы показывает, что главной церемонией торжества стала фотосессия, а главным ведущим - фотограф. Даже древние игрища и ужасы аниматорской мысли подчиняются задаче снять красивые глянцевые фотографии. Фотографы, а не тамады являются настоящими ведущими свадеб. Представьте себе на минуту фантастическую свадьбу без объектива. Она была бы совсем другой! Невесты не вставали бы в пять утра, чтобы накладывать грим и делать сложные прически, никто не ездил бы на прогулки в загородные усадьбы, не было бы лепестков роз, голубей и бабочек, букета невесты и запрета на блестки. Если бы этнограф с другой планеты или из будущего взялся бы исследовать брачные обычаи москвичей в начале двадцать первого века, он бы решил, что основным содержанием свадебной церемонии является многократное подтверждение единения молодых методом создания символических изображений обнявшейся, взявшейся за руки или целующейся пары.
В чем-то, культ фотосессии даже полезен - он задает непрерывный рабочий процесс, который заменяет собой сценарий свадьбы. Всем всегда есть, чем заняться, и все странные процедуры бракосочетания приобретают практическую осмысленность. "Зачем мы это делаем?" - "Чтобы были хорошие фотографии". Может, и дурацкий ответ, но ясный. Кроме того, на красивые снимки потом очень приятно смотреть. Но перекос в фотографирование крадет у людей настоящее в угоду нарядным картинкам, поэтому лучше строить сценарий свадьбы не по указке фотографа.