Покупатель - продавцу: Мне полпаунда свисс-лоу-фетного творогу.
Продавец: Тю!.. Та разве ж творог - свисс-лоу-фетный? То ж чиз!
Покупатель (удивляясь): Чиз?
Очередь (в нетерпении): Чиз, чиз! Не задерживайте, люди же ж ждут.
Покупатель (колеблясь): Ну свесьте полпаунда чизу.
Продавец: Вам послайсить или целым писом?»
Я думаю все догадались, что это сценка конца 90-х из обрусевшего Брайтон-Бич. Однако Брайтон-Бич не всегда был «русским», в 20-30-х годах 20 века он был непрестижным, труднодоступным, криминальным районом бедных эмигрантов, но русских или советских среди них практически не было. Именно там, в 1927 году родился Нил Саймон, и именно там происходят события одной из лучших его пьес «Brighton Beach Memoirs».
Пьесы Нила Саймона нечастые гости на израильских сценах, причина этому - тема для отдельного исследования, но каждая такая постановка - примечательное событие нашей небогатой театральной жизни. Вот и последняя постановка театра Бейт Лессин «יומן בריטון ביץ'» (Воспоминания о Брайтон-Бич) была очень тепло встречена зрителями. Нелёгкая, полная лишений, жизнь еврейской семьи в канун 2-й мировой войны. Собственно за 1 час 40 минут нам представлен небольшой период из жизни семьи глазами 15-летнего подростка. В нарративе нет хитрых сюжетных ходов, не бушуют шекспировские страсти, но как он, этот спектаrль, захватывает зрителя! Ты полностью погружаешься в повествование, и не важно, что он не похож на твою жизнь, ты остро сопереживаешь героям пьесы втайне надеясь на хепи-энд. И он действительно приходит, ведь Нил Саймон всегда помнил, что нельзя чтобы зритель вышел из театра расcтроенным.
Между прочим премьера спектакля состоялась на Бродвее 27 марта 1983 года и шла каждый день (а в воскресенье 2 спектакля) по 11 мая 1986 года включительно, итого: 1299 спектаклей и 7 просмотров. Это последний бродвейский драматический спектакль (т.е. не мюзикл), который продержался более 1000 представлений.
Вернёмся в Тель Авив наших дней. Йона Элиан-Кэшет (יונה אליאן-קשת) нижний ряд слева, и Мая Даган (
מיה דגן) нижний ряд справа - 2 наиболее именитые актриссы этого спектакля - доминировали на сцене, но и все остальные играли очень хорошо. Декорации, представляющие квартиру семьи и прилежащий двор, костюмы соответствующие эпохе, музыкальное сопровождение (якобы из приёмника, в меру и совершенно не назойливо), всё это незаметно для зрителя вводит его в мир героев, в Бруклин 30-х годов. Кажется что хорошую пьесу невозможно испортить, но это не так, поэтому аплодисменты режиссёру-постановщику Рои Сегеву (רועי שגב).