Не так давно я
писал про завод Shell в Торжке и порт в городе Хамина, где в огромных танках хранится базовые масла британской компании. Так вот, вместо того, чтобы ехать из Финляндии домой, решил на 2-3 для сгонять в Норвегию с ее безумно суровой природой и невероятными дорогами: роскошный автомобиль есть, хороший бензин есть - вперед.
Кто скажет, где сделаны эти фотографии?
01
02
Да, верно, это паром. В данном случае - Viking Line. Ранее не доводилось путешествовать подобным способом. Всегда выступал против таких неспортивных приемчиков, как паромы. Только автомобиль. Только по земле. Но попасть в Норвегию в объезд Ботнического залива Балтийского моря можно только потеряв сутки времени и полтора-два бака дорогостоящего топлива.
А здесь все просто: заехал на автомобиле в плавучий дом часов в 8 вечера, хлопнул пивка в баре, лег спать и около шести утра уже в Стокгольме (только хлопайте немного - на выезде могут продуть). Потом еще часов 5 размеренной езды до столицы Норвегии. Не думал, что все так просто. Цена на паром составляет чуть более 100 евро за отельную бюджетную каюту. Каюту, а не койко-место. И это с автомобилем. Судите сами: пока пьете, играете в игровые автоматы, гуляете по палубе, спите - вы продолжаете путешествие. Очень круто. Еще и duty free на борту огромный.
В Швеции бросается в глаза огромное количество электрических зарядных станций. Здесь не только фирменные Tesla Supercharger, но и станции для всех остальных электромобилей. Посмотрите только, зарядки ставят даже возле «Макдаков»! Обратите внимание на то, что эта станция с постоянным током DC. Время зарядки автомобиля типа Nissan Leaf или Mitsubishi i-MiEV составляет около получаса - как раз время короткого перекуса в одном из самых дорогих McDonald's в мире.
03
04
Но все эти электромобили... как американское мороженое. Ненастоящие какие-то, искусственно полученные, генномодифицированные. Бензиновый V6 мощностью 333 лошадиные силы и полный привод - вот, что мне надо. Большой седан Infiniti Q70 подходит. Да, топливо в Скандинавии недешевое, мягко говоря, но благодаря снижению курсу норвежской кроны вслед за падением стоимости нефти, разница с финскими ценами уже практически незаметна.
05
Некоторое время неизменно заливаю фирменный V-Power. По опыту, немного экономии он дает, относительно обычного «девяносто пятого». Например средний расход топлива за всю поездку от 150-й заправки Shell на Минском шоссе Москвы и до 1-й заправки Shell в России (открыли в Санкт-Петербурге в 1998 году) через Норвегию у меня составил 9,7 литра, что для мощного пятиметрового седана является отличным показателем.
06
Кроме того, Шелл в Норвегии и Шелл в России - единый сервис: кофе, закуски, подкачка шин, вода, магазин, всегда открытый туалет. Для меня, конечно, главным показателем является наличие wi-fi, поскольку европейской симки с интернетом у меня нет. Как же мне инстаграмиться? На других АЗС в Скандинавии интернет встречал крайне редко.
07
Кстати, надо предложить Шеллу сделать подборку самых красивых локаций, где расположены заправочные станции британской компании. Кто хочет поучаствовать - отмечайтесь в комментах. На данной момент, локации в Норвегии, конечно, вне конкуренции.
08
Очень интересна природа в Норвегии. Контрастная. Если до главной горной гряды западная часть страны чем-то похожа на северную часть России, то стоит махнуть через перевал, в данном случае телепортироваться через тоннель на другую сторону горы, как оказываешься словно в другом мире. Не только пейзажи кардинально меняются, но и погода - становится холодно и ветрено. В какой-то момент начинаешь верить в злобных троллей. Бррр.
09
10
11
12
Ехал себе спокойно, вдруг шум, гам - а это водопады чуть ли не на автомобиль льются. Оказалось, что проезжаю знаменитый каскад Лотефосс. Общая высота водопада составляет 165 метров! Жалко проезжал его, когда стемнело, а назад возвращаться уже не стал, поскольку, как я писал, было всего 3 дня на Норвегию и это с учетом 22-километрового пешего трекинга на язык Тролля. Непозволительно мало. Но лучше так, чем вообще никак.
13
Удивительно, но в Норвегии случается хорошая погода, правда, очень редко. Обычно здесь дожди, снег, ветер и прочие невзгоды. А так, чтобы фьорд был как стекло - никогда не видел ранее.
14
Водопады. Они здесь на каждом углу. В какой-то момент перестаешь останавливаться, чтобы сфотографировать их, так их здесь много. При путешествии по Норвегии закладывайте ежедневный пробег километров 150 не более, а то придется пропускать многие природные достопримечательности в ввиду нехватки времени. А это так раздражает!
15
Кроме природы, Норвегия впечатляет своими дорогами, вернее тем, где они проложены. После путешествия по этой скандинавской стране отмазки в стиле "плохой климат" и "слабые грунты" кажутся просто смешными. Посмотрите на рельеф: горы и фьорды. Надо постараться, чтобы найти ровную поверхность, как в России. Тем не менее, это не мешает прокладывать отличные шоссе. Часто бывает, что несколько десятков километров ты едешь по связкам из тоннелей и мостов.
16
Вообще, норвежцев хлебом не корми, дай пробурить очередной тоннель. Кстати, максимальная длина тоннеля в Норвегии составляет 24,5 километров! При этом, тоннели здесь встречаются очень необычной формы. Например, когда я ехал в город Tyssedal, один из них был в форме спирали, по которой автомобили спускаются с горы внутри горы.
А еще в тоннелях норвежцы делают кольцевые развязки и эффектно все это дело подсвечивают. Никогда такого не видел, хотя, может, мало я катался по миру еще.
17
Мосты. Конечно, самым впечатляющим является
Сторсезандетский мост на Atlantic Road, но Хардангерский мост - один из самых протяженных в стране, а длина пролета составляет 1310 метров! Мощь! Он появляется сразу после выезда из тоннеля с круговым движением, затем входит в тоннель длинную 11 километров. Почему бы дорогу в Сочи от Краснодара так не сделать?
18
19
Дороги то классные, но жить где? Здесь заметно дороже, чем в России. С другой стороны, в Норвегии множество кемпингов, где можно устроиться с комфортом и близко к природе. Посмотрите только, как шикарно оформлена животными общая зона. А устроится можно в отдельных домиках или кемпере, если у вас есть такой. Надо найти, где недорого взять напрокат кемпер, и в следующий раз поехать в Норвегию. Недели на три
20
Продолжение следует. И какое продолжение - расскажу про Язык тролля (Trolltunga). Страх
Фотографии
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Первая заправочная станция Шелл в России. Санкт-Петербург. Именно здесь я завершил путешествие по Скандинавии. Марш-бросок до Москвы уже не считается)
33
Партнеры путешествия по Норвегии
Топливо Shell V-Power
Группа компаний АвтоСпецЦентр. Автосалон Infiniti на Ленинском