ТИХОЕ ЭХО ФАМИЛЬНЫХ ЛЕГЕНД

Jun 21, 2018 23:43



Один из просто упомянутых персонажей моего романа "Гроб из Одессы" - Пинсах Дер-Азриленко. Когда впервые увидел это самое "Дер" перед фамилией в книжке, мне пояснили, что у евреев пресловутое "дер", как у немцев "фон", у французов "де"... Словом, чисто по-одесски, уважаемый человек. Не знаю зазвучал ли Дер-Азриленко в какой-то из 12 серий фильма "Сувенир из Одессы", поставленного по мотивам моего романа "Гроб из Одессы", тем не менее...

Сегодня пресловутым  "Дер-Азриленко" изрисован весь Интернет, с его помощью ведут просветительскую работу сайты типа "Модные слова"



https://модные-слова.рф/2582-lepit-gorbatogo-znachenie.html

а за Живые Журналы, блоги и тд., так даже один живущий в районе Камчатки литератор поясняет, что сам он не из Одессы, но за эту историю наслышан. Так ведь не только он, но и другие.



Естественно, по поводу гангстеров в законе - вполне закономерное, легендарное  развитие на современном этапе. Во время той самой разборки возникло легкое недоразумение между лидером профсоюзного движения мясников Пинсахом Дер-Азриленко (Пиня Горбатый) и представителем молодежного объединения типа «За социальную справедливость» Гарольдом Брауном (Комар). В результате переговоров, проходивших в теплой и почти дружеской обстановке, Пиня слишком близко к сердцу принял основной аргумент Комара, наповал укусившего профсоюзного лидера из нагана. В результате переговоров от них выиграла только фирма «Погребальные услуги. Бурневиц и сыновья» и скульптор Джусто Менциони с Болгарской улицы, получивший заказ от соратников Горбатого по борьбе за права рабочего класса. Они хотели, чтобы небольшая статуя Пини, отдавшего свою жизнь за счастье трудового народа, украшала офис профсоюзного комитета (задние комнаты пивнушки «Ливорно»). Отсюда и взяла начало традиция украшать помещения советских партийно-профсоюзных комитетов бюстами и статуэтками более свежих, чем Горбатый, борцов за всенародное счастье. Однако, по мнению профсоюзов, обретший бессмертие в искусстве Пиня был столь же похож на свой надежно лежащий в гробу прообраз, как в последствии еще один многократно увековеченный в искусстве борец за счастье народа по кличке Сталин - на собственную мумию, в свое время быть может и по этой причине вынесенную из Мавзолея. Маэстро Джусто уверял заказчиков, что для него было главным передать характер покойного. К тому же главная примета Дер-Азриленко, то есть горб, была любовно вылеплена на уровне классического реализма. К сожалению, это замечательное произведение искусства не дошло до наших дней. Утешение может служить лишь то обстоятельство, что термин "Лепить горбатого" давно и широко используется не только в породившем его городе.

За то, что опять-таки сегодня не взял в кавычки эту цитату извиняться не собираюсь. По отношению к собственным текстам имею полное право поступать как считаю нужным, даже в том случае, если это уже классика. А еще сегодня случилось вот что, совершенно случайно в своей фэбэбучной почте увидел то, что два года назад застряло и спряталось после перехода на Мэссенджер общения в личках.



Вышел на страничку Светы, с которой не общался очень много лет, и среди прочих увидел там эту фотку, она была сделана хорошо давно, а с Генкой, что на ней, мы в последний раз виделись, как минимум, лет 40 назад, помню его еще моложе, чем здесь.



Давным-давным, когда мы были еще совсем детьми, Генка жил на Пастера угол Петра Великого, чуть ближе к самому углу, чем Олег Губарь из соседнего двора, здесь видны фасадные окна бывшей шикарной хаты Азриленко на втором этаже, а в подвале, над которыми джинсы по супер цене, находилось швейное ателье.


Когда мы с Генкой еще ходили в один класс школы № 36, что ныне Ришельевский лицей, я сказал ему, что слышал фамилию Азриленко, он сильно удивился, стал возражать, не может быть, мол, фамилия редчайшая...

Все может быть, уже мало того, что не редчайшая, так еще и с уважительной приставкой "Дер". Думаю, Генка успел узнать за это, когда еще в прошлом веке Азриленко побывал в Одессе и встречался с нашим одноклассником Левой Ходжаевым, он и рассказал мне о быстро-печальном грядущем Генки, который ходит только с прямой спиной, как положено одесситу, через рельсы и с развязанными шнурками. Повторюсь в очередной раз: неважно, сколько ты прожил, главное - как...

Мои литературные герои никогда не уходили в небытие, подобно своими прототипам, они обрели кровь и плоть, став навсегда реальностью, как  Азриленко, чья фамилия и без Дер будет жить в Одессе сколь суждено помнится ее легендам, а если еще и Пиня Горбатый, то таки да горбуна иначе, чем просто Пиней, на его Княжеской никто не называл....Той самой Княжеской, за которую я писал буквально вчера, и с учетом там сказанного, обо что узнаете дальше будет трудно поверить, потому сразу ссылаюсь: газета "Вечерняя Одесса", 11 декабря 1992 года № 224 (5706)



См. здесь https://profe-12.livejournal.com/773952.html

случится же такое, "гроб из одессы", память, легенды одессы, классика

Previous post Next post
Up