ОТ ДЮКА ДО ФЕДЮКА

Mar 23, 2016 22:26



Написав предыдущий пост "Нате Дюка вам без люка" ( http://profe-12.livejournal.com/536582.html), вспомнил за стихи одного из наиболее самобытных украинских поэтов из числа моих современников - Тараса Федюка. Ох, и склоняли его, когда перед отъездом в Киев,Тарас написал стихи, которые сегодня многие молодые и на веру не примут.


Тарас Федюк
Від’їзд. Парк Шевченка

Що ж, прощай південне місто,
Із бульварами своїми,
Де з потертих постаментів
В море дивляться чужі...
Дерибаси, Деволани
Разом з Дюками своїми...
Хто тут рідний,
   хто засвітить
Свічку сиву край душі?

Тож прощай! пройду востаннє,
Уперед простягши руки.
Я осліп між цих будинків
І від сліпоти прозрів.
А повз мене і крізь мене
Пропливають плавно Дюки,
Де не глянеш -Дюки, Дюки
І немає Федюків.

Тож прощай. На залізницю!
Через парк глухий і дивний,
Щоби ще хоч раз поглянуть,
Як верба чорнозем п’є,
Як стоїть Тарас Шевченко,
Мов навіки заблудився,
А спитати про дорогу -
Так хіба дорога є?!

Дюки были своими для нас и чужими для него. Вполне нормально. В этом мнении в среде одесситов я был практически одинок. Никто особо не удивлялся, даже те, кто по поводу совсем другого Тараса, меня предупреждали: "А вы знаете, что он украинский националист?" Все равно продолжал с ним видеться, редко кто сделал столько для подлинной украинской культуры в Одессе, как он.

Тарас Федюк очень быстро пошел в гору, стал членом Союза писателей. Такой вот на первый взгляд парадокс: кругом сплошные Дюки, а всем правят Федюки. Село безраздельно владело Одессой, как сказал один из моих литературных героев: "Нас всех пожизненно приравняли к евреям". К тому Союзу писателей таких, как я, на пушечный выстрел не подпускали. Достаточно вспомнить, что за всю историю существования одесского отделения Союза писателей туда приняли 7 (семь) одесситов. Помню, я как-то заметил по поводу кадрового состава одного из райотделов: мол, а в родной деревне его начальника еще жители остались? Мне так и не довелось увидеть хоть одного одессита среди просто сотрудников милиции или выше рангом, чем заместитель кого угодно: хоть директора завода, хоть декана факультета.

Тарас Федюк и в наше время говорит правду, достаточно прочесть его небольшое интервью в "Украинском журнале" (http://ukrzurnal.eu/ukr.archive.html/960/), кто знает украинский, тот выяснит за Одессу кое-какие интимные подробности, в том числе, сколько украинских националистов было тогда в Одессе, куда они бежали из Львова, где их давили, как нас - в родном городе. С украинскими националистами мы были братьями, но не близнецами: им никто не запрещал слушать в Одессе родные песни, в отличие от нас. Мне просто смешно читать сегодня, что пишут о том времени, в частности, за русификацию Одессы. Ну да, только вот в чем парадокс: в городе, поставившем на поток производство литературных талантов, подавляющее большинство писателей из упомянутого Союза были украиноязычными. То есть, приехавшими в Одессу из сел. Лет 25 назад девочки из библиотеки Горького позвонили в Союза писателей, поинтересовались у председателя ОДЕССКОГО отделения Союза писателей: кто из украиноязычных поэтов родился в Одессе? В ответ услышали: "В Одэси нэ народылася жодна порядна людына". Тарас Федюк в своем интервью вспомнил за классного поэта Бориса Нечерду. Добавлю от себя: его стали публиковать только тогда, когда он перешел с русского языка на украинский.



Впрочем, обо всем этом и многом другом написано и в "Таки да большом полутолковом словаре одесского языка" в 4 томах, и в книге "Пятый угол". Всего один из фактов уже далекого прошлого: при поступлении в вуз абитуриент из села приравнивался к одесситу, закончившего школу с медалью.

Времена изменились, Дюков почти не осталось, Федюков полный город. Тарас Шевченко не заблудится: за 20 последних лет в Одессе натыкали памятников многократно больше, чем за первые сто лет жизни Мамы. Одэсыты, как и во времена КПСС ведут себя самым привычным образом. Для них все враги, кто не похож на них и позволяет себе наглость иметь собственное мнение, а стукачество в их среде расценивается доблестью.



Не сбившись в хевру - они ничто, а одесситы в шоблах не тусуются, мы, как правило, одиночки. Достаточно только вспомнить поведение халястры имени шестьсот лет Одессы, что тявкают на людей, принесших городу реальную славу. Себя в виду вовсе не имею. Все прекрасно понимаю, Сашка Ройтбурд поставил всеобъемлющий диагноз "Это - село".

Село окончательно доведет Одессу до ее естественного финала. "... я рассказал вам за эту историю, потому что сегодня Одессы уже нет, а есть разрушающиеся архитектурные изображения мертвого города, из которого вынули его душу. Так что я изредка брожу по этим руинам, которые местами имеют красивый вид, и понимаю, что это не город, а очень скоро закрытое навсегда кладбище.Может быть, мне улыбается просто быть его смотрителем?", - сказано в моей книжке, что впервые вышла 23 года назад. Так что я все воспринимаю спокойно. Уже не осталось практически ничего из того очень многого, чем Одесса когда-то гордилась. Старинная поговорка "Одесса - большая деревня" обретет прямой смысл. Полка со словарями мертвых языков получит нового постояльца.



Когда-то бывал во Львове. Кладбище уже тогда было в числе достопримечательностей этого красивого города. Несколько дней назад мне не поверили, что в легендарном одесском "Сугробе" на Дерибабушке открылась "Львивська кавьярня". Со временем главная одесская достопримечательность даст большую фору кладбищу в Стрийском парке.

Останутся, если повезет, архитектурные сооружения, которые станут выполнять роль Колизея. На мемориал люка надеяться не приходится. Памятник Дюка сберегут, чтобы натягивать на него вышиванку по праздникам. Всему на свете есть начало и конец. Так что, как более двух десятков лет назад, просто продолжаю быть тем самым смотрителем кладбищенского музея, освещенного бликами догорающего вечера. Утро и день давно прошли, а вечер сменит ночь. Нас мало, но нас еще есть, и Одесса умрет вместе с нами...

предсказание, угол, сушинский, русификация, ндравы попердюковки, словарь, дияспора, 600, губарь, враги народа

Previous post Next post
Up