Всего на несколько дней отвлёкся от вакцинной тематики, но куда же от неё скроешься... Интересных и, в целом, хороших новостей немало. Сегодняшний пост об одной из них - оценке «эффективности в реальных условиях» вакцины Pfizer-BNT для медицинского персонала. Эта работа была выполнена в крупнейшем медицинском центре Израиля - Sheba Medical Center и её результаты опубликованы в Lancet (
https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(21)00448-7/fulltext ).
Но прежде, чем перейти к основным результатам этой статьи, хочу коротко остановится на более общих вещах. Их понимание важно при интерпретации данных об эффективности вакцин (в принципе, не только вакцин, но и лекарственных препаратов). Эффективность вакцины (синонимы - протективная эффективность, протективность) не может быть определена раз и навсегда. Она может измениться, если изменится антигенность возбудителя. Но даже если бы возбудитель был неизменчив, всегда есть как минимум два контекста «замера» эффективности вакцины: 1) Фаза 3 клинических испытаний; 2) массовое применение вакцины в реальных условиях. Контексты, в которых проводятся эти замеры, настолько отличаются, что в научной литературе на английском языке (а это абсолютное большинство научных журналов) используются два разных по смыслу термина, но на русский оба переводятся одинаково - эффективность. В рамках клинических испытаний эффективность обозначают как efficacy. А эффективность, замеренная в реальных условиях массового применения, обозначается как effectiveness. В идеале effectiveness должна быть близкой к efficacy (обычно чуть ниже). К сожалению, так бывает не всегда.
Возвращаюсь к оценке эффективности Pfizer-BNT (в научных статьях она называется BNT162b2) для профилактики SARS-CoV-2 инфекции/COVID-19 у медицинского персонала в израильском Sheba Medical Center. Заметьте, что медицинский персонал это группа повышенного риска. Для простоты буду использовать термин эффективность, имея в виду, что оценивалась именно effectiveness. Иммунизация персонала этого госпиталя вакциной BNT162b2 была начата 19-12-2020, а оценка эффективности была проведена по данным накопленным к 24-1-2021. В этот период в Израиле «бушевала» третья волна эпидемии COVID-19. За это время 1-ю дозу вакцины получили 7214 человек из 9647 персонала (79%), 2-ю дозу получили 6037 человек (66%), из них 5505 человек (91%) получили 2-ю дозу в сроки, предусмотренные официальным протоколом вакцинации (21-22 дня после 1-й дозы). В госпитале функционирует система проверки сотружников на SARS-CoV-2/ COVID-19 - они периодически обследуются на инфицированность c помощью ПЦР, а в случае появления любых симптомов респираторного заболевания, ПЦР исследование обязательно проводится в тот же день. Эффективность вакцины оценивалась путём сравнения частот «случаев» среди вакцинированного и невакцинированного персонала. При этом анализ проводился отдельно по всем ПЦР+ случаям и по случаям COVID-19 (ПЦР-положительность + симптомы). Результаты обобщены в таблице. Несколько пояснений, чтобы легче было в ней ориентироваться. В группе вакцинированных выделено две подгруппы: 1-14 дней после 1-й дозы и 15-28 дней после 1-й дозы. Второй из этих периодов перекрывал момент введения 2-й дозы. Но подгруппа «1-7 дней после 2-й дозы» была слишком маленькой для статистического анализа. Поэтому она была включена в подгруппу 15-28 дней после 1-й дозы. Строки озаглавленные Number of exposure days (количество дней с риском заражения внутри госпиталя) дают данные для пересчёта частот, с учётом этого параметра. Получаемый в результате пересчёта показатель (Rate per 10000 person-days) более информативен, чем «просто частота», т.к. в нём учитывается период риска заражения. Наконец, сделаны две оценки эффективности - без поправки (Rate reduction) и с поправкой (Adjusted rate reduction). Поправка учитывала время риска заражения вне госпиталя.
Результаты выглядят весьма обнадёживающе:
1. Высокая протективность наблюдается начиная с 15 дня после 1-й вакцинации. Особенно это заметно в отношении профилактики заболевания - 85% (95%ДИ-71-92%). Это довольно близко к efficacy этой вакцины (95%), но тот замер был сделан в «тепличных» условиях клинического испытания и через минимум 7 дней после 2-й иммунизации.
2. Протективность наблюдается начиная с 15 дня после 1-й вакцинации и в отношении всех ПЦР+ случаев (часть из которых были бессимптомными). Косвенно это свидетельствует о том, что вакцина, причём уже после 1-й иммунизации, не только предотвращает заболевание, но и тормозит распространение вируса.
Конечно, эти данные сами по себе недостаточны для того, чтобы считать доказательную базу по эффективности вакцины BNT162b2 безоговорочно убедительной. Но эта доказательная база пополняется очень быстро. В следующем посте речь пойдёт об аналогичных данных, полученных в Соединённом Королевстве.
(с) Проф_АФВ