Постоянным читателям моего блога уже хорошо известно, что не всё антитела против SARS-CoV-2 равны. Самые «крутые» это те антитела, которые способны нейтрализовать вирус. Их название отображает способность блокировать размножение SARS-CoV-2 в чувствительных к вирусу клетках in vitro. Правда, это далеко не всегда эквивалентно способности защитить от вируса in vivo. Но то, что нейтрализующие антитела это более информативный показатель, чем антитела, определяемые коммерческими тест-системами, сомнений не вызывает.
Тестирование на нейтрализующие антитела, в классическом виде, трудно масштабировать, т.к. для этого требуется заражение клеточных культур живым вирусом. Если реакция нейтрализации ставится с живым SARS-CoV-2, (это наиболее информативный вариант) требуются высокий уровень биозащиты. Правда, возможны «обходные манёвры», снижающие требования к уровню биозащиты и повышающие «пропускную способность» тестов. Это использование «рукотворных» вирусов (так-называемых псевдотипов) или «меченных» вирусов. Но, в любом случае, необходимо работать с живыми клетками и живыми вирусами, что значительно более трудоемко и времязатратно, по сравнению с коммерческими методами определения антител. Есть ещё одна проблема с тестами на нейтрализацию - их разные варианты дают результаты не очень хорошо коррелирующие. Это отчетливо проявилось при испытании «оксфордской» вакцины-кандидата - там было применено 4 теста на нейтрализацию SARS-CoV-2 и их результаты совпали весьма посредственно. Короче, простой, хорошо воспроизводимый тест на нейтрализующие антитела остро необходим. Это касается как клинической диагностики, так и исследования антительного иммунитета к SARS-CoV-2, особенно, в контексте разработки вакцин. Однако, в рамках «прямого» подхода (живые клетки, живой вирус) такой тест пока невозможен.
Но появилось «суррогатное» решение. И принцип его очень прост. Даже странно, что этот подход не был реализован раньше. Дело в том, что подавляющее большинство нейтрализующих SARS-CoV-2 антител направлены против эпитопов вирусного гликопротеина S, которые расположены в участке RBD этого белка. А RBD, как хорошо известно, ответственен за связывание вируса с рецептором ACE2. Если антитела блокируют это взаимодействие, то они с очень высокой вероятностью являются нейтрализующими. Тест-систему, которая бы позволяла определять количественно антитела, блокирующие связывание RBD и ACE2, независимо от того, к какому классу иммуноглобулинов (IgG, IgM или IgA) они принадлежат, сделать несложно (при условии наличия рекомбинатных RBD и ACE2 хорошего качества). Именно это и было сделано. Чувствительность и специфичность получились отличными. И корреляция с тестами на нейтрализацию тоже очень хорошая, особенно, если принимать во внимание далеко не идеальную корреляции этих тестов между собой. Подробности в оригинале статьи, которая опубликована в Nature Biotechnology (
https://www.nature.com/articles/s41587-020-0631-z.pdf ). «Супер-пупер» технологий не использовано, но работа классная!
Надеюсь аналогичную отечественную тест-систему, по крайней мере, для исследовательских целей, долго ждать не придётся.
(с) Проф_АФВ
P.S. Совершено случайно недавно обнаружил дословный перевод одного из моих постов на каком-то итальянском сайте, без ссылки. Все мои посты авторские. Со своей стороны я скрупулёзно цитирую первоисточники. Распространение моих текстов или их фрагментов приветствуется. Но, убедительная просьба, если это делается, давать ссылку на линк соответствующего поста.