А. ШОПЕНГАУЭР О ВЫСШИХ НАСЛАЖДЕНИЯХ, ПОЛУЖИВОТНОМ СЧАСТЬЕ И ВЕЛИЧАЙШЕЙ ГЛУПОСТИ

May 14, 2013 19:39

«Никто не может сбросить с себя свою индивидуальность. В какие условия ни поставить животное, оно всегда останется заключенным в том тесном круге, какой навеки очерчен для него природой, -- почему, например, наше стремление осчастливить любимое животное может осуществиться вследствие этих границ его существа и сознания лишь в очень узких рамках. Так же и человек: его индивидуальность заранее определяет меру возможного для него счастья. Особенно прочно, притом навсегда, его духовные силы определяют способность к возвышенным наслаждениям. Раз эти силы ограничены, то все внешние усилия, все, что сделают для человека его ближние и удача, -- все это не сможет возвысить человека над свойственным ему ПОЛУЖИВОТНЫМ СЧАСТЬЕМ И ДОВОЛЬСТВОМ; на его долю останутся чувственные удовольствия, тихая и уютная семейная жизнь, СКВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО И ВУЛЬГАРНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Даже образование может лишь очень мало содействовать расширению круга его наслаждений; ведь ВЫСШИЕ, САМЫЕ БОГАТЫЕ ПО РАЗНООБРАЗИЮ, И НАИБОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ НАСЛАЖДЕНИЯ - СУТЬ ДУХОВНЫЕ, КАК БЫ МЫ В ЮНОСТИ НЕ ОШИБАЛИСЬ НА ЭТОТ СЧЕТ; А ТАКИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ ОБУСЛОВЛЕНЫ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАШИМИ ДУХОВНЫМИ СИЛАМИ.
/…/
Спокойный, веселый темперамент, являющийся следствием хорошего здоровья и сильного организма, ясный, живой, проницательный и правильно мыслящий ум, сдержанная воля и с тем вместе чистая совесть -- вот блага, которых заменить не смогут никакие чины и сокровища. То, что человек значит для самого себя, что сопровождает его даже в одиночестве и что никем не может быть подарено или отнято -- очевидно существеннее для него всего, чем он владеет, и чем он представляется другим людям. Умный человек в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении, тогда как даже беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок и увеселений не оградит тупицу от терзающей его скуки. Человек с хорошим, ровным, сдержанным характером даже в тяжелых условиях может чувствовать себя удовлетворенным, чего не достигнуть человеку алчному, завистливому и злому, как бы богат он ни был. Для того, кто одарен выдающимся умом и возвышенным характером, большинство излюбленных массою удовольствий -- излишни, даже более -- обременительны. Гораций говорит про себя: "Есть люди, не имеющие ни драгоценностей, ни мрамора, ни слоновой кости, ни Тирренских статуй, ни картин, ни серебра, ни окрашенных Гетулийсуим пурпуром одежд; но есть и такие, кто не заботится о том, чтобы иметь их", а Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны".
/…/
Человек геркулесовского сложения, необычайной физической силы, вынужденный в силу внешних обстоятельств вести сидячую жизнь за кропотливой ручной работой, за научным или умственным трудом, требующим совершенно иных, неразвитых у него сил, оставляющий неиспользованными те силы, которыми он так щедро наделен -- такой человек всю жизнь будет несчастлив; еще, впрочем, несчастнее будет тот, в ком преобладают интеллектуальные силы и кто, оставляя их неразвитыми и неиспользованными, вынужден заниматься каким-либо простым, не требующим вовсе ума делом или даже физическим трудом, ему непосильным. ОСОБЕННО В ЮНОСТИ СЛЕДУЕТ ОСТЕРЕГАТЬСЯ ПРИПИСЫВАНИЯ СЕБЕ ИЗБЫТКА СИЛ, КОТОРОГО НА САМОМ ДЕЛЕ НЕТ.

Из бесспорного перевеса благ первой категории над благами других двух вытекает, что БЛАГОРАЗУМНЕЕ ЗАБОТИТЬСЯ О СОХРАНЕНИИ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И О РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТЕЙ, ЧЕМ О ПРИУМНОЖЕНИИ БОГАТСТВ; но этого не следует понимать в том смысле, будто надо пренебрегать приобретением всего необходимого или просто привычного нам. Подлинное богатство, т. е. большой избыток средств, немного способствует нашему счастью; если многие богачи чувствуют себя несчастными, то это оттого, что они не причастны истинной культуре духа, не имеют знаний, а с тем вместе и объективных интересов, которые могли бы подвигнуть их к умственному труду. То, что может дать богатство сверх удовлетворения насущных и естественных потребностей, мало влияет на наше внутреннее довольство: последнее скорее теряет от множества забот, неизбежно связанных с сохранением большого состояния. Тем не менее люди в тысячу раз более заняты приобретением богатства, чем культурою духа, как ни очевидно, что ТО, ЧЕМ МЫ ЯВЛЯЕМСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ, ЗНАЧИТ ДЛЯ НАШЕГО СЧАСТЬЯ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТО, ЧТО МЫ ИМЕЕМ.

Сколько людей, в постоянных хлопотах, неутомимо, как муравьи, с утра до вечера заняты увеличением уже существующего богатства; им чуждо все, что выходит из узкого круга
направленных к этой цели средств: ИХ ПУСТАЯ ДУША НЕВОСПРИИМЧИВА НИ К ЧЕМУ ИНОМУ. ВЫСШИЕ НАСЛАЖДЕНИЯ - ДУХОВНЫЕ - НЕДОСТУПНЫ ДЛЯ НИХ; ТЩЕТНО СТАРАЮТСЯ ОНИ ЗАМЕНИТЬ ИХ ОТРЫВОЧНЫМИ, МИМОЛЕТНЫМИ ЧУВСТВЕННЫМИ УДОВОЛЬСТВИЯМИ, требующими мало времени и много денег. Результаты счастливой, сопутствуемой удачею, жизни такого человека выразятся на склоне его дней в порядочной кучке золота, увеличить или промотать которую предоставляется наследникам. ТАКАЯ ЖИЗНЬ, ХОТЯ И ВЕДЕТСЯ С БОЛЬШОЮ СЕРЬЕЗНОСТЬЮ И ВАЖНОСТЬЮ, УЖЕ В СИЛУ ЭТОГО ТАК ЖЕ ГЛУПА, КАК ВСЯКАЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ ДЕВИЗ ДУРАЦКОГО КОЛПАКА.
/…/
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия; даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде всего спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья. Отсюда вывод тот, что ВЕЛИЧАЙШЕЙ ГЛУПОСТЬЮ БЫЛО БЫ ЖЕРТВОВАТЬ СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ ради чего бы то ни было: РАДИ БОГАТСТВА, КАРЬЕРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ, СЛАВЫ, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О ЧУВСТВЕННЫХ И МИМОЛЕТНЫХ НАСЛАЖДЕНИЯХ; ВЕРНЕЕ, ВСЕМ ЭТИМ СТОИТ ПОЖЕРТВОВАТЬ РАДИ ЗДОРОВЬЯ.»
(Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий классический философ-идеалист, считавший себя последователем Канта (http://procvetitel.livejournal.com/178924.html ; http://procvetitel.livejournal.com/159086.html ). «Афоризмы житейской мудрости», гл.1 «Основное деление» и гл. 2 «О том, что такое человек»).

Дополнительно:
"ТРЕБОВАНИЕ, ЧТОБЫ ЭТИКА ОПИРАЛАСЬ НА МЕТАФИЗИКУ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТВЕРГНУТО"
http://procvetitel.livejournal.com/260669.html

ОБ УВАЖЕНИИ И ЛЮБВИ
http://procvetitel.livejournal.com/211347.html

О ВЫСШЕМ СЧАСТЬЕ И БЛАГОРОДНОЙ И АРИСТОКРАТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ К ОДИНОЧЕСТВУ
http://procvetitel.livejournal.com/209049.html

ОБ ИСТИННОМ СЧАСТЬЕ И О ПРИЗРАЧНОЙ ЖИДОВСКОЙ «СЛАВЕ»
http://procvetitel.livejournal.com/207903.html

А. ШОПЕНГАУЭР О НАЕМНЫХ ПРОФЕССОРАХ И «ЗАГОВОРЕ ДЛЯ ПРОСЛАВЛЕНИЯ НИЧТОЖЕСТВ»
http://procvetitel.livejournal.com/231967.html

«КРОМЕ ИДИОТОВ, НА СВЕТЕ ПОЧТИ НИКОГО НЕТ…»
http://procvetitel.livejournal.com/212695.html

«… ПОСЕМУ ВАМ, ФАРИСЕИ, НУЖНО БЫЛО ЖИТЬ НЕ ДЛЯ ЛЮДСКОГО МНЕНИЯ…»
http://procvetitel.livejournal.com/252207.html

Психологические явления, Шопенгауэр, нравственность, высшее счастье, "Блистательное благоразумие", "глупость с беспричинной гордостью", горе нечестивым богачам, "извлечение полезное из внешних", Правила выживания, "горе смеющимся ныне...", оглашение, антихристово дегенератство, "Люди гибнут за металл...", "горе лицемерам" Лк.11, "гламур"

Previous post Next post
Up