«Тот, КТО СТРЕМИТСЯ ДАТЬ НЕЧТО ПРЕКРАСНОЕ И ИЗБЕГНУТЬ ВСЕГО ДУРНОГО ДОЛЖЕН ПРЕНЕБРЕЧЬ СУЖДЕНИЕМ ТОЛПЫ И ЕЕ ВОЖАКОВ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ПРЕЗИРАТЬ ИХ. Справедливо заметил Озорий (de
gloria), что СЛАВА БЕЖИТ ОТ ТЕХ, КТО ЕЕ ИЩЕТ, И СЛЕДУЕТ ЗА ТЕМИ, КТО ЕЮ ПРЕНЕБРЕГАЕТ: ПЕРВЫЕ ПОДЛАЖИВАЮТСЯ К ВКУСАМ СОВРЕМЕННИКОВ, ВТОРЫЕ ЖЕ НЕ СЧИТАЮТСЯ С НИМИ.
Насколько трудно приобрести славу, настолько же легко ее
сохранить. И в этом отношении слава расходится с честью. Честь
признается за каждым, в кредит; остается лишь хранить ее. Но
это не так-то легко: единственный скверный поступок губит ее
навеки. Слава же в сущности никогда не теряется, так как
вызвавшее ее деяние или творение всегда остается в силе, а
слава, приобретенная их автором, сохраняется за ним даже и в
том случае, если он ничем больше не отличится. ЕСЛИ СЛАВА ПОМЕРКЛА ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ, -- ЗНАЧИТ, ОНА БЫЛА НЕНАСТОЯЩЕЙ, НЕЗАСЛУЖЕННОЙ, ВОЗНИКШЕЙ ЛИШЬ БЛАГОДАРЯ ВРЕМЕННОМУ ОСЛЕПЛЕНИЮ;
такова, напр., слава Гегеля, про которую Лихтенберг говорит,
что она "громко провозглашена армией друзей и учеников и
подхвачена пустыми головами; как рассмеется потомство, когда,
постучавшись в этот пестрый храм болтовни, в красивое гнездо
отжившей моды, в жилище вымерших условностей, найдет все это
пустым, не отыщет ни одной, хотя бы мельчайшей мысли, которая
сказала бы им "Войдите!".
В сущности слава основывается на том, чем является данный
человек по сравнению с другими; следовательно, она есть нечто
относительное и имеет лишь относительную ценность. Она вовсе
исчезла бы, если бы все стали такими же, как знаменитый
человек. ЦЕННОСТЬ АБСОЛЮТНА ЛИШЬ ТОГДА, ЕСЛИ ОНА СОХРАНЯЕТСЯ ПРИ ВСЯКИХ УСЛОВИЯХ; ТАКОВА ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА «САМОГО ПО СЕБЕ»; В ЭТОМ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И ДОЛЖНЫ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ ЦЕННОСТЬ ВЕЛИКОГО СЕРДЦА И УМА. ПОЭТОМУ ЦЕННА НЕ СЛАВА, А ТО, ЧЕМ ОНА ЗАСЛУЖЕНА; это сущность, а сама слава -- лишь придаток; она и
является для ее носителя преимущественно внешним симптомом,
лишь подтверждающим собственное его высокое о себе мнение. Как
свет не виден, если он не отражается каким-либо телом, так и
достоинство может уверовать в себя лишь через посредство славы.
Но она - НЕ БЕЗОШИБОЧНЫЙ СИМПТОМ, ИБО БЫВАЮТ ЗАСЛУГИ БЕЗ СЛАВЫ И СЛАВА БЕЗ ЗАСЛУГ. Лессинг удачно выразился: "ОДНИ БЫВАЮТ ЗНАМЕНИТЫМИ, ДРУГИЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ЭТОГО". Да печально было бы
существование, ценность которого зависела бы от чужой оценки;
но ведь именно таким была бы жизнь героя или гения, если бы
ценность их обусловливалась славой -- т. е. чужим одобрением.
Каждое существо живет ради себя, в себе и для себя. Чем бы
человек ни был, тем он является прежде всего и преимущественно
для самого себя; если в этом отношении он малоценен, то и
вообще он немногого стоит. Наш образ в чужом представлении есть
нечто второстепенное, производное и подчиненное случаю, лишь
косвенно и слабо связанное с самим нашим существом. К тому же,
ГОЛОВЫ ЛЮДЕЙ - СЛИШКОМ ЖАЛКИЕ ПОДМОСТКИ, ЧТОБЫ НА НИХ МОГЛО ЗИЖДИТЬСЯ ИСТИННОE СЧАСТЬЕ; ЗДЕСЬ МОЖНО НАЙТИ ЛИШЬ ПРИЗРАК ЕГО. - СКОЛЬ СМЕШАННОЕ ОБЩЕСТВО СОБИРАЕТСЯ В ХРАМЕ СЛАВЫ! ПОЛКОВОДЦЫ, МИНИСТРЫ, ШАРЛАТАНЫ, ПЕВЦЫ, МИЛЛИОНЕРЫ, ЖИДЫ… и
достоинства всех этих господ оцениваются гораздо
беспристрастнее и уважаются больше достоинств духовных,
особенно высших категорий, которые ценятся толпою лишь "sur
parole" -- со слов других. Итак, с эвдемонологической точки
зрения, слава есть не более, как редкий, лакомый для гордости и
тщеславия кусочек…»
(Артур Шопенгауэр (
http://procvetitel.livejournal.com/207437.html ) «Афоризмы житейской мудрости», гл. 4 «О том, что представляет собою человек»).
Дополнительно:
ГОСПОДЬ НАШ ИСУС ХРИСТОС ВО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
http://procvetitel.livejournal.com/66483.html http://procvetitel.livejournal.com/66789.html http://procvetitel.livejournal.com/66959.html КРАТЧАЙШЕЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ИСТИННОСТИ ХРИСТИАНСТВА
http://procvetitel.livejournal.com/174284.html «СМЕРТЬ В ГОЛЛИВУДЕ» («THE KAT`S MEOW») И СМЕРТЬ ХЕЗЕР О`РУРК
http://procvetitel.livejournal.com/181909.html http://procvetitel.livejournal.com/182096.html