«БЕЛИНСКИЙ, ГРАНОВСКИЙ И ВСЯ ЭТА ШУШЕРА…»

Oct 19, 2012 22:08

ИЗ ПИСЬМА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Н.Н. СТРАХОВУ (цитируется по советскому научному изданию Полного собрания сочинений Ф.М. Достоевского. Издательство «Наука» Ленинградское отделение». 1986. Т. 29, кн. I, стр. 214-215):

«Дрезден 18/30 мая (1871 г.)

/…/ЖЕЛАНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ НЕ ЕСТЬ ДОСТИЖЕНИЕ. Они желают счастья человека и ОСТАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ СЛОВА «СЧАСТЬЯ» РУССО, ТО ЕСТЬ НА ФАНТАЗИИ, НЕ ОПРАВДАННОЙ ДАЖЕ ОПЫТОМ. ПОЖАР ПАРИЖА ЕСТЬ ЧУДОВИЩНОСТЬ: «НЕ УДАЛОСЬ, ТАК ПОГИБАЙ МИР, ИБО КОММУНА ВЫШЕ СЧАСТЬЯ МИРА И ФРАНЦИИ». Но ведь ИМ (да и многим) НЕ КАЖЕТСЯ ЧУДОВИЩНОСТЬЮ ЭТО БЕШЕНСТВО, А, НАПРОТИВ, КРАСОТОЮ. Нравственное основание общества (взятое из позитивизма) не только не дает результатов, но и НЕ МОЖЕТ САМО ОПРЕДЕЛИТЬ СЕБЯ, ПУТАЕТСЯ В ЖЕЛАНИЯХ И ИДЕАЛАХ. Неужели, наконец, мало теперь фактов для ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ЧТО НЕ ТАК СОЗДАЕТСЯ ОБЩЕСТВО, НЕ ТЕ ПУТИ ВЕДУТ К СЧАСТЬЮ И НЕ ОТТУДА ПРОИСХОДИТ ОНО, КАК ДО СИХ ПОР ДУМАЛИ. Откуда же? Напишут много книг, а ГЛАВНОЕ УПУСТЯТ: НА ЗАПАДЕ ХРИСТА ПОТЕРЯЛИ (ПО ВИНЕ КАТОЛИЦИЗМА), И ОТТОГО ЗАПАД ПАДАЕТ, ЕДИНСТВЕННО ОТТОГО. А падение папской власти рядом с падением главы римско-германского мира (Франция и друг). Какое совпадение!

Всё это требует больших и долгих речей, но вот что я собственно хочу сказать: если б БЕЛИНСКИЙ, ГРАНОВСКИЙ И ВСЯ ЭТА ШУШЕРА ПОГЛЯДЕЛИ ТЕПЕРЬ, ТО СКАЗАЛИ БЫ: «НЕТ, МЫ НЕ О ТОМ МЕЧТАЛИ, НЕТ, ЭТО УКЛОНЕНИЕ; ПОДОЖДЕМ ЕЩЕ, И ЯВИТСЯ СВЕТ, И ВОЦАРИТСЯ ПРОГРЕСС, И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕСТРОИТСЯ НА ЗДРАВЫХ НАЧАЛАХ И БУДЕТ СЧАСТЛИВО!» Они никак бы не согласились, что, РАЗ СТУПИВ НА ЭТУ ДОРОГУ, НИКУДА БОЛЬШЕ НЕ ПРИДЕШЬ, КАК К КОММУНЕ И К Феликсу Пиа (был в 1871 г. членом якобинско-бланкистского «большинства» совета Парижской коммуны, СТОРОННИКОМ ТЕРРОРА. «Новое время» в 1880 г. называло Феликса Пиа журналистом, «ЕЖЕДНЕВНО ПРОПОВЕДУЮЩИМ СОВЕРШЕННО ОТКРЫТО ЦАРЕУБИЙСТВО»). Они ДО ТОГО БЫЛИ ТУПЫ, ЧТО И ТЕПЕРЬ БЫ, УЖЕ ПОСЛЕ СОБЫТИЯ, НЕ СОГЛАСИЛИСЬ БЫ И ПРОДОЛЖАЛИ МЕЧТАТЬ. Я ОБРУГАЛ БЕЛИНСКОГО более как явление русской жизни, нежели лицо: ЭТО БЫЛО САМОЕ СМРАДНОЕ, ТУПОЕ И ПОЗОРНОЕ ЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЖИЗНИ… Уверяю Вас, что Белинский помирился бы теперь на такой мысли: «А ведь это оттого не удалось Коммуне, что она все-таки прежде всего была французская, то есть сохраняла в себе заразу национальности. А потому надо приискать такой народ, в котором нет ни капли национальности и который СПОСОБЕН БИТЬ, как я, ПО ЩЕКАМ СВОЮ МАТЬ (РОССИЮ)». И С ПЕНОЙ У РТА БРОСИЛСЯ БЫ ВНОВЬ ПИСАТЬ ПОГАНЫЕ СТАТЬИ СВОИ, ПОЗОРЯ РОССИЮ, ОТРИЦАЯ ВЕЛИКИЕ ЯВЛЕНИЯ ЕЕ (ПУШКИНА), -- ЧТОБ ОКОНЧАТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ РОССИЮ ВАКАНТНОЮ НАЦИЕЮ, СПОСОБНОЮ СТАТЬ ВО ГЛАВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДЕЛА. ИЕЗУИТИЗМ И ЛОЖЬ НАШИХ ПЕРЕДОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОН ПРИНЯЛ БЫ СО СЧАСТЬЕМ. Но вот что еще: ВЫ НИКОГДА ЕГО НЕ ЗНАЛИ, А Я ЗНАЛ И ВИДЕЛ И ТЕПЕРЬ ОСМЫСЛИЛ ВПОЛНЕ. ЭТОТ ЧЕЛОВЕК РУГАЛ МНЕ ХРИСТА ПО-МАТЕРНУ, А МЕЖДУ ТЕМ НИКОГДА ОН НЕ БЫЛ СПОСОБЕН САМ СЕБЯ И ВСЕХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВСЕГО МИРА СОПОСТАВИТЬ СО ХРИСТОМ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ. Он НЕ МОГ ЗАМЕТИТЬ ТОГО, СКОЛЬКО В НЕМ И В НИХ МЕЛКОГО САМОЛЮБИЯ, ЗЛОБЫ, НЕТЕРПЕНИЯ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛОСТИ, А ГЛАВНОЕ, САМОЛЮБИЯ. РУГАЯ ХРИСТА, ОН НЕ СКАЗАЛ СЕБЕ НИКОГДА: ЧТО ЖЕ МЫ ПОСТАВИМ ВМЕСТО НЕГО, НЕУЖЕЛИ СЕБЯ, ТОГДА КАК МЫ ТАК ГАДКИ. Нет, он НИКОГДА НЕ ЗАДУМАЛСЯ НАД ТЕМ, ЧТО ОН САМ ГАДОК. ОН БЫЛ ДОВОЛЕН СОБОЙ В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ, И ЭТО БЫЛА УЖЕ ЛИЧНАЯ, СМРАДНАЯ, ПОЗОРНАЯ ТУПОСТЬ. Вы говорите, что он был талантлив. СОВСЕМ НЕТ, и Боже - КАК НАВРАЛ О НЕМ В СВОЕЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ СТАТЬЕ ГРИГОРЬЕВ. Я помню мое юношеское удивление, когда я прислушивался к некоторым чисто художественным его суждениям (например, о «Мертвых душах»). Он ДО БЕЗОБРАЗИЯ ПОВЕРХНОСТНО И С ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕМ ОТНОСИЛСЯ К ТИПАМ ГОГОЛЯ И ТОЛЬКО РАД БЫЛ ДО ВОСТОРГА, ЧТО ГОГОЛЬ ОБЛИЧИЛ. Здесь, в эти 4 года, я перечитал его критики: он обругал Пушкина, когда тот БРОСИЛ СВОЮ ФАЛЬШИВУЮ НОТУ и явился с «Повестями Белкина» и с «Арапом». Он с удивлением провозгласил ничтожество «Повестей Белкина». Он в повести Гоголя «Коляска» не находил художественного цельного создания и повести, а только шуточный рассказ. Он отрекся от окончания «Евгения Онегина». Он первый выпустил мысль о камер-юнкерстве Пушкина. Он сказал, что Тургенев не будет художником, а между тем это сказано по прочтении чрезвычайно значительного рассказа Тургенева «Три портрета». Я бы мог Вам набрать ТАКИХ ПРИМЕРОВ СКОЛЬКО УГОДНО ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НЕПРАВДЫ ЕГО КРИТИЧЕСКОГО ЧУТЬЯ И «ВОСПРИИМЧИВОГО ТРЕПЕТА», О КОТОРОМ ВРАЛ ГРИГОРЬЕВ (потому что сам был поэт). О Белинском и О МНОГИХ ЯВЛЕНИЯХ НАШЕЙ ЖИЗНИ СУДИМ МЫ ДО СИХ ПОР ЕЩЕ СКВОЗЬ МНОЖЕСТВО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ПРЕДРАССУДКОВ.»

Дополнительно:
МЭЛ ГИБСОН И Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ О «КАГАЛЬНОМ ЖИДОВСКОМ ЗАГОВОРЕ»
http://procvetitel.livejournal.com/78914.html

http://procvetitel.livejournal.com/79159.html

ОБ ИСТИННОМ СЧАСТЬЕ И О ПРИЗРАЧНОЙ ЖИДОВСКОЙ «СЛАВЕ»
http://procvetitel.livejournal.com/207903.html

О ВЫСШЕМ СЧАСТЬЕ И БЛАГОРОДНОЙ И АРИСТОКРАТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ К ОДИНОЧЕСТВУ
http://procvetitel.livejournal.com/209049.html

О НЕЧЕСТИВЫХ «УЧИТЕЛЯХ-ВОСПИТАТЕЛЯХ», «СУМАСШЕДШИХ МОДАХ» И АПОСТАТНОМ ВСЕОБЩЕМ НЕСЧАСТИИ
http://procvetitel.livejournal.com/196886.html

«…ВОЮЮЩИЙ С БОГОМ НИКОГДА НЕ МОЖЕТ ОСТАТЬСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ»
http://procvetitel.livejournal.com/202595.html

участь "боязливых и неверных", "Пожар Парижа есть чудовищность...", "глупость с беспричинной гордостью", "ищите Царства Божия и правды Его" Мф. 6, террористы, Белинский, Психологические явления, нравственность, Власть от Бога или от "красного дракона", "Бог шельму метит", кара Божия, классика, "горе смеющимся ныне...", оглашение, самоуничтожение нечестивых, атеистическое мракобесие, Тургенев, каждому свое, иезуитство, Гоголь, антихристово апостатство, "венец дубовой тупости", "Бог поругаем не бывает", "Блистательное благоразумие", А.С.Пушкин, коммуно-атеистические мракобесы, "извлечение полезное из внешних", латинянская ересь, Ф.М. Достоевский, национализм, антихристово дегенератство, "горе лицемерам" Лк.11

Previous post Next post
Up