Вчера я
задал простой вопрос, какая из машин, изображенных на картинке, припаркована с нарушением ПДД?
Ответ так же прост: никакая! Все автомобили припаркованы по правилам!
знаков, регламентирующих парковку нет
Обратимся к ПДД России, которые четко обозначают, как же необходимо парковать автомобили:
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9.
Получается, нарушений нет.
Что это означает? Давайте с простого:
1. Любая стоянка на тротуаре возможна только со знаком парковки и дополнительной табличкой, обозначающей способ постановки (разметка на тротуаре не обязательна).
2. Обязательная установка такого же знака с дополнительной табличкой не предусмотрена при парковке у края проезжей части. Т.е. может быть, а, может и нет.
3. Правила предусматривают, что парковаться можно не только параллельно краю проезжей части, но и другим способом, который допускает конфигурация проезжей части.
Главное для нас, конечно, фраза:
"Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств".
Получается, что машины, припаркованные справа на этом фото - правил не нарушают! А вот "второрядники" нарушают вне всяких сомнений.
Теперь на примере Школьной улицы. Не считая все тех же второрядников, машины припаркованы таким образом, каким позволяет конфигурация проезжей части, а именно - перпендикулярно тротуару. При этом машины не нарушают общих запретов на парковку, которые оговорены в ПДД (не менее 5 метров до перехода, на трамвайных путях и т.д. -
ст. 12.4 и 12.5 ПДД).
Получается, что даже несмотря на отсутствие знака "P" с дополнительной табличкой способа постановки транспортного средства, парковать машины таким образом можно!
А вот эти ребята слева правила нарушили - так как не влезли в одну полосу, здесь конфигурация и разметка, нанесенная на проезжую часть четко обозначает, что встать получится только параллельно.
Библиотечная ул.
Остается только один спорный момент, который вы вчера отмечали в комментариях - упоминание о местном уширении проезжей части, данное в скобках к пониманию слова "конфигурация проезжей части".
"12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств."
Надо сказать, что в скобках обычно указывается пример, а не исчерпывающий и закрытый перечень. Т.е. конфигурация проезжей части, допускающая иное расположение транспортных средств - это, например, местное уширение проезжей части. Но не только оно одно. Потому как определения "местное уширение проезжей части" в Правилах и ГОСТах отсутствует напрочь. Единственное упоминание, которое удалось найти - в п. 9.1 ПДД:
"...При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)".
Как мы видим, в скобках дается не определение термина, а его жизненные примеры. При этом из перечисленных примеров, парковка транспорта почти везде запрещена. Т.е. существуют и другие примеры местных уширений проезжей части, а перечень не является закрытым.
UPD: перечень нельзя считать полным и закрытым, хотя бы потому что в нем нет кармана для парковки, который в последнее время стал наиболее распространенным из видов уширений. Еще перечень нельзя считать закрытым, так как глупо предполагать, что Правила разрешают парковаться елочкой на переходно-скоростных полосах, карманах для ОТ, а вот на обычных улицах парковаться елочкой нельзя.
Есть еще одна причина, почему "местное уширение проезжей части" не является единственным примером конфигурацией проезжей части, позволяющей парковаться "елочкой" - это невозможность определить наличие этого уширения. Если парковочный карман сделали в прошлом году, то это хорошо заметно, а если 2 года назад? А если улицу уширяли 30 лет назад, при этом уже непонятно, относительно чего уширяли. Т.е. это споры ни о чем.
Отсюда вывод прост - если отсутствуют знаки, регламентирующие парковку, то по общим основаниям можно парковать машину любым способом, который позволяет конфигурация проезжей части: параллельно, елочкой, перпендикулярно. Если при этом, конечно, не нарушены общие правила парковки.
Мы, конечно, можем ошибаться, хотя и неплохо читаем по-русски. Поэтому Пробок.нет направляет официальный запрос в ГАИ Москвы и России с просьбой разъяснить значения п. 12.2 ПДД. Если окажется, что мы правы, то до четверти всех оформленных протоколов за неправильную парковку нужно отменять.
UPD: Некоторые комментаторы считают, что в скобках в ПДД указывается закрытый перечень, а не примеры. Поэтому нельзя так вольно трактовать Правила. Если бы это было так, что в п. 12.2 так бы и написали: "... за исключением тех мест, где местное уширение проезжей части допускает иное расположение транспортных средств." Иначе что это за перечень из 1 пункта.