Примерно год назад мы презентовали идею
расширения тротуаров на Маросейке/Покровке, которая была одобрена городскими властями. И хотя мы ушли в подполье и ничего не рассказывали о проекте, работа велась очень напряженная. И неделю назад началась реализация проекта.
Пока в работе участок от Политехнического музея до Бульварного кольца. Работы будут продолжаться всё лето и к Дню города должны быть закончены.
А пока рабочие раскурочивают асфальт, давайте посмотрим, что нас ждёт после реконструкции.
Прежде чем перейти к самой улице, начнём с приятного сюрприза - нового разворота с Лубянского на Китайгородский проезд. Все, кто ездит по данному маршруту, знают, что разворачиваться приходится вокруг Политехнического музея, простояв на трех светофорах.
Знаю, что развернуться можно и по более короткой траектории, но скоро место, где сейчас находятся остановки ОТ, отдадут под территорию политеха в рамках его реконструкции, и проезд там закроют.
С осени разворот можно будет сделать, минуя всего один светофор на пересечении с Маросейкой. И хотя площадь Ильинских ворот формально не относится к улице Маросейка, мы попросили внести данный разворот в границы работ, чтобы ограничить поток на улицу двумя полосами вместо трех-четырех нынешних, пытающихся втиснуться в две полосы Маросейки.
Желтым цветом обозначены старые границы тротуаров, синим - новые.
Как видно, на данном перекрестке станет лучше не только водителям, но и пешеходам, которые наконец-то смогут перейти дорогу по нормальным наземным переходам во всех четырех направлениях. Почти полвека, с момента открытия станции Китай-Город, людям приходилось спускаться в подземный переход, чтобы перейти узкую Маросейку или Лубянский проезд. Ежедневно несколько тысяч человек перебегали дорогу поверху, рискуя своими жизнями. И осталось немного до того дня, когда перекресток можно будет перейти в любом направлении, не спускаясь под землю. Это не только сделает переход удобным, но и немного разгрузит катакомбы подземных переходов, ведущих к станции метро.
Пешеходы и сейчас предпочитают переходить Лубянский проезд по земле, несмотря на наличие подземника. В рамках реконструкции восстанавливаются 4 (!) перехода.
Для уменьшения дистанции (и соответственно времени) перехода, которое будет удобно и пешеходам, и водителям, решили сделать угловой островок. Задумка была такой, что через Лубянский проезд люди переходят по светофору, а через маленький поворотный проезд - по нерегулируемому переходу, т.к. глупо делать светофор через одну полосу, еще и в таком месте, где проезжают всего 173 автомобиля в час, а их скорость с такой геометрией будет не выше 20 км/ч. Однако в закромах родины нашелся очередной абсурдный норматив, по которому светофорами должны быть оборудованы все проезды на перекрестке. Доводы о низкой интенсивности и скорости потока никого не убедили. Видимо, важнее соблюсти букву закона, чем обеспечить реальную безопасность и удобство движения. Ведь в отсутствие машин через 4-метровый проезд будут переходить на красный свет не то, что самые смелые, а абсолютно все. Но это не критично.
Внимательные читатели заметили, что расширится также и тротуар у Политехнического музея. Почти на 7 метров. Реальной необходимости в этом тротуаре не было, скорее нужно было убрать излишки проезжей части, ограничив въездной поток на Маросейку. Однако получился неплохой подарок будущему зданию музея. В этом месте можно будет посадить деревья, поставить лавочки, в общем, обустроить как следует. А кроме того, выровнялась линия улиц Ильинка-Маросейка, что не только красиво, но и удобно для перспективного наземного перехода через Новую площадь.
Сильно благоустраивать новый пятачок не имеет смысла, так как опять же скоро политех пойдет на реконструкцию.
Ну ладно, мы увлеклись вступлением, перейдем к самой Маросейке.
В самом начале улицы устранен один транспортно-пешеходный парадокс. Остановка троллейбуса у метро Китай-Город была напротив дома, где тротуара не хватает даже для пешеходов. Представьте, что там творится, когда приезжает троллейбус.
Вы не поверите, но Мосгортранс упирался и не хотел переносить остановку ближе к перекрестку, потому что какие-то очередные дурные нормативы запрещают располагать ее близко к перекрестку. Но после того, как мы им напомнили, что там выделенка и троллейбус никому не помешает, они уступили. Теперь остановка будет расположена у самого выхода из метро, в широком месте тротуара напротив храма. Места там достаточно, чтобы установить полноценный остановочный павильон. Чтобы не возвращаться больше к этой теме, павильоны будут на всех остановках улицы. Сейчас из 10 остановок Маросейки и Покровки павильоны есть всего на четырех.
Едем дальше. Напомним, что изначально мы хотели оставить на Маросейке и Покровке по одной полосе движения в каждую сторону, однако в ЦОДД сочли такой вариант слишком экстремальным. Поэтому почти на всём протяжении улицы будут три полосы (2+1 выделенная). Лишь в самом узком месте, где сейчас люди ходят по проезжей части, дорога будет сужена до одного ряда в каждую сторону.
Мы сами понимаем, что это выглядит не очень практично, но оставив две полосы, тротуары удалось бы расширить всего на 25 см, а это просто смешно при тысячах пешеходов в этом месте. Более того, по сути, из-за этого тротуара в 90 см (да, да, меньше метра!) и затевалась реконструкция. Так что будет такой вот компромисс (чуть ниже схема организации движения).
Кстати, до недавнего времени, когда машины парковались еще и по диагонали, было аналогичное сужение до одной полосы. И движение сильно тормозилось, когда эти машины пытались выехать задом и останавливали движение.
Также шли длительные споры и по другому вопросу, что делать с переходом, потому что он оказывался как раз на месте сужения проезжей части, что не безопасно. Водителям пришлось бы следить не только за перестроением, но и за пешеходами, что неминуемо приводило бы к авариям или конфликтным ситуациям. В итоге решили отнести его дальше на 80 метров, как раз в самое узкое место.
Как видно, на всей Маросейке удалось сделать достаточно мало парковочных мест (не надо забывать, что их и так не было, все в знаках запрещающих). Если бы идея с одной полосой в каждую сторону получила одобрение, то парковок было бы в разы больше, но было решено, что движение важнее, чем стоянка. Так что парковаться можно на Большом Златоустинском, Спасоглинищевском и Петроверигском переулках.
С Покровкой ситуация лучше.
Еще из не очевидного и выходящего за рамки улицы - расширение тротуара на проезде Чистопрудного бульвара. Дойдя до этого места вместе с проектировщиками мы ужаснулись, какой узкий тротуар слева, а ведь там стоят в ожидании светофора пешеходы.
Сначала думали сделать только расширение на переходе, но потом решили расширить весь тротуар и убрать парковку, которая мешает движению трамвая. Теперь всё четко - широкий тротуар, трамвайные пути и полоса движения. Устраивать парковку в таком узком, но важном переулке, являющимся частью Бульварного кольца, по нашему мнению, не стоит.
Внимательные читатели также заметили на этой картинке новый пешеходный переход через Покровку напротив 18-го дома (левый на картинке), которого очень не хватало. Насколько я помню, его даже сами ГИБДДшники предложили, что было приятным сюрпризом.
Реконструируемые улицы на карте:
Рассказал основные моменты, а теперь и весь проект организации движения (открывается по клику в новом окне). Желтым цветом обозначены старые границы тротуаров, синим - новые.
Участок от Лубянского проезда до Девяткина переулка
участок от Девяткина переулка до ул. Чаплыгина
от улицы Чаплыгина до Садового кольца
Вот такой будет Маросейка/Покровка с точки зрения организации дорожного движения. Проект является компромиссом с точки зрения не только пешеходов, водителей или пассажиров общественного транспорта, но и местных жителей, спец.служб и балансодержателей этой территории. За каждым решением стоит длительный процесс согласований и десятков (!) различных вариантов проектных решений.
Стоит сказать, что все упоминания в этом посте какого бы ни было гос.органа, не носит цель критики, даже если мы были категорически не согласны с их позицией. Весь проект - результат долгой и упорной работы по выработке варианта, который бы всех устроил. У каждого балансодержателя есть свои интересы, и ничего удивительного нет, что они могут не совпадать с интересами какой-то группы людей, водителей или велосипедистов, например.
Про архитектурный вид улиц позже будет отдельный пост, а завтра подробно расскажу, появятся ли на данных улицах брусчатка, приподнятые пешеходные переходы и островки безопасности. Не пропустите!
Пост подготовлен совместно с
terrific_jams.