Реконструкция улиц Маросейка и Покровка

Jul 17, 2013 09:39

Продолжаем тему развития городской среды. Наш подход к реконструкции Пятницкой улицы понравился не только читателям этого блога, но и в Комплексе городского хозяйства Москвы. После чего нам и предложили заняться еще и разработкой концепта реконструкции Маросейки и Покровки.

Цель: перейти от автомобильно-ориентированной улицы к человеко-ориентированной.



Две улицы длинной в 1.8 км


Спросите любого, кто достаточно хорошо знает Москву, где самые узкие тротуары в городе? Скорее всего будет ответ - на Маросейке. Обычно вспоминают вот этот микротротуар, где все идут по проезжей части. Здесь ширина тротуара в самом узком месте меньше метра.



Справедливости ради, такое место на Маросейке только одно. В остальных местах ширина тротуара 1,5-2,5 метра. Для любой другой улицы подобного масштаба - вполне нормальные тротуары, но не для Маросейки. Вообще, Маросейка является в пешеходном смысле транзитной улицей для тех, кто идет от Китай-Города на Покровку и в переулки. Взгляните на эту схему, где отмечена пешеходная доступность с привязкой к станциям метро. Чем зеленее - тем ближе к метро.



Как видно, Покровке не досталось станции метро, поэтому пешеходы идут на нее от Китай-Города, Курской и Чистых прудов. Кстати, на карте отмечено место станции, запланированной, но не построенной из соображений экономии, при строительстве Арбатско-Покровской линии. Теперь открыться ей, видимо, уже не суждено, во всяком случае не раньше 2020-го года.

И опять же, всё бы ничего, мало ли в Москве районов, удаленных от метро. Но на Маросейке и Покровке помимо этого еще и несчетное количество офисов, госучреждений, магазинов, кафе, не говоря о жилых домах.

По самым грубым подсчетам, в часы пик по одной стороне Маросейки проходит около 3000 человек. В соответствии с формулой расчета ширины тротуара, с учетом того, что это торговая улица, ширина тротуаров должна быть не менее 3,2 метров. И это без коэффициента перспективного изменения интенсивности пешеходного движения. А интенсивность должна вырасти. Ян Гейл в своем исследовании утверждает, что в Москве по улицам ходит пешеходов в 5 раз меньше, чем, например, в Нью-Йорке или том же Копенгагене. Причина не в каких-то наших особенностях, а в низком качестве пешеходной инфраструктуры (что видно по Маросейке). Соответственно, с улучшением инфраструктуры, на улицах будет больше пешеходов. Так что я бы заложил коэффициент как минимум 1,5. Получается, хороший тротуар должен быть около 5 метров.

Другая проблема Маросейки и Покровки - слишком большое количество припаркованных машин. Хорошо, если в один ряд под углом к тротуару. Чаще всего его дополняет второй ряд параллельной парковки, так что места почти не остается, а троллейбусам приходится унизительно пробираться через этот хаос, от чего у них периодически "срывает башню".



Вообще, Маросейка и Покровка - отличные кандидаты на чисто пешеходный формат: уже сейчас там множество кафе, магазинов, клубов, мини-гостиниц и т.п. И сделать бы ее пешеходной, но, нельзя, т.к. это "важная транспортная артерия", направленная в область, еще и с общественным транспортом, то есть необходимая штука. Возможно, ее надо было бы сделать трамвайно-пешеходной улицей, как в европейских городах, без машин. Но на такой шаг никто пока не решится. Слишком сложно, система пока не готова к таким проектам. У нас еще нормативы заточены под старые дребезжащие трамваи, да и строить тихие трамвайные линии еще не пробовали. Поэтому мы подумали, что нужно выжать всё возможное из существующей ситуации и, прежде всего, расширить тротуары.

По аналогии с Пятницкой сделали презентацию. Нарисовали пару картинок до-после. Вот то самое узкое место сейчас, где пешеходы идут по дороге.



Как может быть после реконструкции:


На самом деле, по картинке сразу видно, что еще бы уширить тротуар, но уже некуда. Поэтому то я и не оставляю идею сделать улицу пешеходной до Бульварного кольца. А почему бы и нет?
А это - уже на Покровке: широко, безлико и неуютно.


Как может быть после реконструкции:


Как видно, мы хотим поступить радикально, оставив всего одну полосу движения в сторону области, причем, на Маросейке парковку убрать полностью. На первый взгляд кажется безумием, но этому есть свои причины. Во-первых, на Маросейке и сейчас, по сути, одна полоса движения, т.к. другая запаркована. Во-вторых, парковка является одной из главных причин пробок на Маросейке и Покровке. А т.к. это важная транспортная артерия, то для города выгоднее чтобы машины по ней ехали, а не стояли. Не будет парковки - не будет периодической остановки движения из-за паркующихся автомобилей. Кому очень нужно на машине - будут оставлять ее в соседних переулках, благо места после введения платной парковки там появились. В-третьих, это единственная возможность сделать человеческие тротуары в узком месте.

А чтобы убрать излишки автомобильного трафика, мы предлагаем проезжую часть замостить камнем вместо асфальта до Бульварного кольца. Таким образом, сразу снизится скорость машин, ездить транзитом по улице станет менее комфортно и водители предпочтут другие маршруты.

Возможный профиль Покровки


С этим предложением мы пришли в Центр организации дорожного движения. Там сидят наши хорошие товарищи, поэтому разговор был продуктивный. Их позиция такова: нужно оставить 2 полосы из центра. Можно их сужать хоть до 2,75, запретить парковку, но должно быть 2 полосы. Так что, пока окончательное решение по этому вопросу не принято.

На этой улице мы хотим сделать переходы на перекрестках с переулками в одном уровне с тротуарами. Это не только упростит жизнь пешеходам, но и обезопасит выезд на улицу, т.к. приподнятый переход играет роль лежачего полицейского, и у водителя будет время грамотно оценить обстановку.
Также мы сделали упор на том, что широкие тротуары можно использовать для столиков уличных кафе. Такая улица всегда смотрится приятнее и живее, чем обычная.



Конечно, все должно быть в меру и перегораживать так тротуар, оставляя метр для прохода, не стоит (иначе какой смысл в расширении тротуаров?), но пару метров от пяти не в самых нагруженных местах можно легко отдать под столики.

Вы наверное думаете, Пробок.нет сошли с ума и уже какими-то столиками занимаются. Лучше бы светофор у моего дома настроили! Мы занимаемся всем: и светофорами, и развитием городской среды. И столики тоже решают проблему пробок. Чем более комфортной будет городская среда, тем больше людей захотят передвигаться пешком, тем меньше будут загружены дороги и метро. Не говоря о том, что пробки пробками, а мы все хотим жить в городе с нормальной экологией, зелеными улицами, где можно спрятаться от дождя или солнца под деревом, где можно выпить чашечку кофе на открытом воздухе, наблюдая за людьми на тротуаре и где приятно не идти по делам, а просто прогуливаться.



Все предложения по реконструкции Маросейки-Покровки и Пятницкой улиц основываются на принципе: что дорогам необходимо места не больше, чем им реально нужно.

Алгоритм работы простой: до конца года будут разрабатываться проекты реконструкции этих улицы, а в 2014 - начнется строительство. Поэтому всех заинтересованных приглашаю присоединиться к обсуждению, высказыванию замечаний и предложений.

Это еще не всё, чем мы теперь занимаемся. На следующей неделе расскажу о совсем неожиданном для нас проекте по развитию городской среды, который мы разрабатываем. Попробуйте угадать его:)

Upd: на Покровке после бульвара останется не менее 2х полос, конечно, там интенсивность движения приличная. А вот в начале Маросейки пробки большие не из-за большого количества автомобилей, а из-за неправильной парковки, которая блокирует движение.

P.S. Материалы подготовлены участником Probok.net terrific_jams.



Покровка, Маросейка, пешеходы

Previous post Next post
Up