Справедливая цена на автомобиль

Jan 16, 2014 10:36

Когда заходит речь о цене, которую платят автомобилисты, чтобы купить себе машину, все почему-то приводят в пример США, где автомобили относительно дешевы. Зато никто не хочет вспоминать про Сингапур, где машина, типа Форда Фокуса, обойдется около 3(!) млн. рублей (нужно купить за приличные деньги специальное разрешение, оплатить приличную пошлину и дорогостоящую постановку на учет). Все также забывают про Японию, где вам просто не продадут машину, если у вас нет парковки для нее. Но будь по-вашему, оставим в стороне Японию и Сингапур и поговорим о цене автомобилей в России и США.

Вот как распределяются налоги при покупке новой машины в России за миллион рублей:



Базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 000 рублей умноженная на коэффициент, зависящий от объема двигателя (в данном расчета он брался 1.34 для двигателей менее 2 литров), для машин объемом мотора более 2000 кубиков, коэффициент составит уже 2.56).
Пошлина на импортные авто составляет 25% от их таможенной стоимости.


Но начнем сравнение мы не с далекой Америки, а с "близкого" СССР. В конце концов, в США мало кто был, а советское время многие сами помнят или могут расспросить о нем своих родителей. "Чтобы два раза не вставать", коснемся и цены бензина (предыдущий пост на эту тему вызвал бурную дискуссию).

В 1982 году средняя зарплата в СССР составляла 163 рубля, литр 92 бензина стоил 40 копеек, автомобиль ВАЗ-2108 8400 рублей. Сейчас средняя зарплата в России равняется 27 тысячам рублей, (в Москве 54 000), литр 92 бензина стоит около тридцати рублей, а LADA Samara (ближайший аналог ВАЗ-2108), которую пока еще можно купить, обойдется в 300 тысяч. Надеюсь, понятно, почему я сравниваю похожие машины, а не Запорожец с Тойотой.



когда-то эти машины были пределом мечтаний

Считаем
На месячную зарплату в СССР можно было приобрести 407.5 литров 92-го бензина, а сейчас 900 литров. То есть, бензин стал доступнее минимум в два раза (а для москвичей, вообще, в четыре). Для того, чтобы накопить на ВАЗ-2108 среднестатистическому советскому гражданину надо было работать 51.5 месяцев, а нынешнему россиянину потребуется всего 11 месяцев, чтобы заработать на аналогичный автомобиль. Значит сейчас машины подешевели в 4.5 раза относительно средней зарплаты (для москвичей в 9 раз!).

Повторю медленно, что я говорю об уменьшении цены автомобиля только относительно средней зарплаты.

Что уж говорить о том, что сейчас каждый может купить себе любой японский или немецкий автомобиль, а в СССР об этом даже мечтать было нельзя. Да, прогресс далеко пошел вперед и ездить на восьмерках не очень хочется, но это уже другой вопрос, раньше иномарки тоже были, просто купить их мог разве что Владимир Высоцкий.

Теперь, зная эти цифры, жалобы нынешних автомобилистов по поводу того, что они много лишнего платят за машины, уже не вызывают сочувствия. Наоборот, автомобили стали дешевыми и доступными. Сейчас каждая семья может позволить себе машину, а часто и не одну. Но все равно хочется, чтобы они были еще доступнее. Кажется, что для этого надо убрать сборы и пошлины из конечной цены автомобиля. Разочарую вас - это вряд ли поможет.

Например, таможенную пошлину надо платить только с автомобилей, произведенных за рубежом. С наших иномарок, естественно, этот сбор не берется. Но цена Фокуса, произведенного на российском заводе Форд под Всеволжском (или Фольксвагена, сделанного под Калугой) для конечного покупателя в автосалоне будет ровно такой же, как и стоимость машины, собранной в Европе. Сообразительные бизнесмены забирают разницу себе в карман. К нашему большому разочарованию, отмена импортной пошлины не приведет к уменьшению цены автомобилей, но повысит прибыль соответствующих компаний.

А теперь приступим к сравнению цен на машины в России и США
Недавно мне довелось общаться с друзьями брата-химика, которые закончили здесь ВУЗ и пару лет работали в штатах. Они жаловались, что в России за автомобиль придется заплатить на 20-40% больше, чем за аналогичную машину в США (данная таблица это подтверждает). Пусть так, но нельзя же сравнивать страны всего по одному параметру, а потом делать далеко идущие выводы. Например, в США высшее образование (за крайне редким исключением) платное. Минимальная цена обучения в год составляет около 20 тысяч долларов (а для топовых университетов превышает 40 тысяч). У нас же большинство людей может учиться в ВУЗах совершенно бесплатно (хотя никто конкурс на бесплатное место и не отменял). Практически у всех читателей данного блога имеется высшее образование. За вас (и за меня тоже) государство заплатило за образование около 100 тысяч долларов.

Еще одно преимущество граждан России над американцами (и европейцами) - это отсутствие налога на наследство между ближайшими родственниками. В США он очень большой. Если бы мы платили его так же как и американцы, то для того, чтобы родительская квартира стала вашей, пришлось бы раскошелиться на несколько десятков тысяч долларов. А за квартиру в центре столицы налог на наследство составил бы 200-300 тысяч долларов. Полагаю, что большинство жителей нашей страны выберет бесплатное высшее образование для себя и своих детей, а не скидку на машину в 30%.

Поэтому, когда жители центра Москвы начинают требовать себе бесплатную парковку около их домов как на Западе (при том, что 1-2 места на квартиру им и так дается), хотелось бы, чтобы они сначала заплатили налог на недвижимость, аналогичный американскому или европейскому.

И не надо говорить о том, что за границей доходы сильно больше. В устах жителей глухой деревни это еще можно слушать, но когда москвичи начинают на это жаловаться... Все метро обклеено объявлениями о приеме на работу машинистов электропоездов с з/п 80-90 тысяч рублей. Это 2 тысячи евро, что не намного меньше, чем средняя европейская зарплата.

Вы думаете, что голландцы и датчане ездят на велосипедах круглый год (в том числе и в снег), потому что очень любят данное транспортное средство? Ничего подобного. Им просто бензин ( 2.5 доллара за литр) не по карману для ежедневных поездок... Кстати, машины в Европе стоят как и у нас.



похоже, у этих европейцев не хватает денег на покупку авто и бензина

В свете всех описанных факторов, цена на автомобили в России уже не кажется столь несправедливой и очень большой. Согласны?

Если пост показался интересным, поделитесь на него ссылкой в социальных сетях. Спасибо.

так и живем

Previous post Next post
Up