Сколько платят пассажиры общественного транспорта?

Jan 17, 2014 13:44

После того, как я подробно разобрал расходы автомобилистов на покупку машин и строительство/ремонт дорог, самое время проанализировать, кто финансирует работу общественного транспорта столицы. Распределение поступлений выглядит следующим образом:



информация взята из годовых отчетов метрополитена, бюджета Москвы: расходы на наземный ОТ и метро, отчета ДТ

Всего 24% расходов оплачивают сами пассажиры, остальное добавляют из бюджета. Как же так получается?


Необходимо дать пояснения. В диаграмму не включены пригородные электропоезда. Во-первых, РЖД - это отдельный мир со своим финансированием, а, во-вторых, внутригородские перевозки на железной дороге на столько малы, что их не учитывают. Частные маршрутки - это тоже закрытый от посторонних мир. Количество перевезенных пассажиров и денег, которые крутятся в этом бизнесе, не знает никто, даже сами перевозчики. Впрочем, некоторые оценки далее мы все же сделаем.

Наибольшая доля расходов идет на строительство метрополитена, которое целиком финансируется за счет бюджета. Приобретение подвижного состава также оплачивается городом, а не пассажирами (представляю себе радость автомобилистов, если бы им государство бесплатно раздавало машины).

Самое интересное - это соотношение расходов и доходов метрополитена и Мосгортранса. Для многих будет полной неожиданностью узнать, что эти два транспортных предприятия формально не только не убыточны, но даже дают небольшую прибыль. Такое благополучие достигается за счет того, что за проезд в общественном транспорте платят все. Разница лишь в том, что простые пассажиры тратят деньги из своего кармана, а за льготников это делает бюджет Москвы (через социальные программы).

Общее количество людей, бесплатно (или с большой скидкой) ездящих на общественном транспорте, больше половины (данные ДТ, стр. 13). В метро это 40-42%, сколько льготников перевозит Мосгортранс, вообще не известно (моя интуитивная оценка ~50%, буду очень признателен, если кто-то может предоставить точные сведения).



Когда предлагается сделать общественный транспорт в Москве бесплатным, стоит учитывать, что половина пассажиров и так ничего не платит.
Если мы сложим суммы, которые непосредственно заплатили пассажиры за проезд в метро (40 млр.) и в автобусе/троллейбусе/трамвае (16 млр.), то получим, что люди напрямую платят за пользование общественным транспортом лишь 24% (56 млр.) от всех расходов. Два дня назад мы выяснили, что водители напрямую платят (через топливный акциз и транспортный налог) за строительство и ремонт дорог 32% (с учетом НДПИ - 52%) от всех трат.



Пассажиры общественного транспорта оплачивают наравне с автомобилистами содержание и ремонт дорог, ведь в цену проезда на автобусе включена стоимость топлива (а в нем сидит акциз и НДПИ). Маршруточники могут занижать все налоги, но топливный акциз они также заплатят по полной. Только пассажиры троллейбусов и трамваев (с электричества акциз не берут) ничего не отдают на содержание дорог.

Специально не стал пытаться считать доходы от рекламы, размещенной на общественном транспорте и в метро. Все дороги тоже заставлены билбордами. Доходы города от них заведомо будут превышать прибыли от рекламы в подземке или объявлений, наклеенных на автобусах.

Подведем итоги
В сегодняшнем и двух предыдущих постах ( тут и тут) я пытался разобраться, насколько справедливы заявления автомобилистов и пользователей общественного транспорта о том, что они платят слишком много за строительство и ремонт дорог. Выяснилось, что и одни, и другие напрямую финансируют лишь 25-30% всех затрат, идущих на содержание транспортной инфраструктуры (правда с учетом НДПИ водители оплачивают половину строительства и ремонта дорог).

Но ни автомобилисты, ни пассажиры общественного транспорта напрямую полностью не финансируют строительство магистралей или прокладку новых линий метрополитена. Деньги на это идут из общего бюджета, который мы все вместе наполняем нашими налогами. Так что взаимные обвинения пассажиров ОТ и автомобилистов в том, что одни жируют за счет других - совершенно не обоснованы.

Если пост показался интересным, поделитесь на него ссылкой в социальных сетях. Спасибо. Добавить мой журнал в друзья можно тут.

ОТ, так и живем

Previous post Next post
Up