Про скорость в городах

Mar 14, 2013 11:45

Современные Европейские и Американские города имеют обоснованную и эффективную скоростную градацию на дорогах. Нет ни одного города, где на всех без исключения дорогах была бы только одна предельно допустимая скорость.

Начнем с основного - 50 км/ч
В зонах плотной застройки, где дома приближены к дороге, переходы расположены в 100-150 метрах друг от друга - пешеход является главным участником дорожного движения, поэтому, в тех же европейских странах принято устанавливать верхний предел ограничения скорости в 50 км/ч.

Это происходит по ряду причин. Различные исследования выявили, что человек чувствует себя комфортно при разнице в скорости между собой и автомобилями не более чем в десять раз. В среднем пешеход ходит со скоростью 5 км/ч., следовательно, скорость машин на маленьких улицах не должна превышать 50 км/ч. В противном случае, человек старается избегать пересечения с автомобилем и меньше гулять по тротуарам, меньше сидеть в уличных кафе, и т.д.

Пятницкая улица - яркий пример, где разрешенная скорость должна быть не более 50 км/ч!


Спасибо Яндекс-панорамам

Но не все дороги в городе одинаковы! Где-то и 50 км/ч слишком много, а где-то слишком мало.

30 км/ч
В городах имеются жилые зоны, где детские и спортивные площадки, школы, расположены вплотную к дорогам, поэтому, к примеру, дети могут выбежать за выкатившимся мячиком, или велосипедист выскочить из-за угла. Обычно пешеходных переходов здесь не бывает, так как это просто бессмысленно: вся улица и есть один большой переход. Поэтому здесь особенно важно, чтобы скорость была очень медленной. На таких улицах (все в той же Европе) максимально применяются средства успокоения трафика.

Ограничение в 30 км/ч выбрано не случайно! Есть четкая зависимость между скоростью автомобиля и вероятностью гибели пешехода при ДТП. И эта зависимость начинает резко (!) расти при скорости выше 30 км/ч. Как вы видите, при скорости уже в 50 км/ч вероятность смерти пешехода более 80%!  А при скорости хотя бы в 60 км/ч (общее ограничение скорости в наших населенных пунктах) у человека почти нет шансов выжить (см.график).



1-м Монетчиковский переулок - яркий пример улицы, где нужно применять средства успокоения трафика.


Спасибо Яндекс-панорамам

Причем городская дорога особенно чувствительна к транспорту, который движется даже с небольшим различием к средней скорости. Сразу растет вероятность ДТП. На загородных дорогах такая связь менее чувствительная. Поэтому важно в городе поддерживать спокойный и прогнозируемый скоростной режим.



> 60 км/ч
Есть категории городских дорог, где предельно допустимая скорость может быть выше. Ведь, по-хорошему, она определяется не только нормативно установленным ограничением, а еще и техническими характеристиками дорог:количеством полос и их шириной, наличием разделительного барьера, отсутствием нерегулируемых пересечений (в том числе с пешеходами).

Поэтому на таких дорогах устанавливается более высокий предел разрешенной скорости, что позволяет быстрее и комфортнее осуществлять транспортные корреспонденции (перемещения).



Барселона, тут и далее спасибо Google-панорамам



Мадрид, Вообще, эта автострада с разрешенными 110 км/ч. Кстати, самым непосредственным образом, «разрезающая» жилой район



Лондон и его 50 миль в час, т.е. ровно 80 км/ч



Париж, город влюбленных. Их кольцевая.

Капиталисты совсем не смущаются устанавливать адекватный скоростной режим на дорогах, которые проходят в городе. Одни мы стесняемся на самой современной московской магистрали ввести 80 км/ч.



Снова выручил родной Яндекс

В связи с новыми урбанистическими веяниями стало модно тыкать пальцем во всякие исследования и путать все на свете. Ну, есть же пределы применимости любой научной работы. Нельзя использовать данные на Звенигородке, изначально полученные на 4-х полосной дороге с нерегулируемыми переходами. Это просто непрофессионально.

Сразу отвечу на незаданные вопросы:
Звенигородка и Ленинградка частично проходят по жилому массиву (особенно последняя). Это правда, но от этого они не перестают быть городскими магистралями, где совершенно безопасно может ходить общественный транспорт (не путать с автомагистралями, там и другой скоростной режим, и другие технические требования).

Тут еще обычно вспоминают про вредные выбросы: чем быстрее, тем их больше. Стоит внимательней присмотреться к данным исследований:



Во-первых, показатели на 50 км/ч и 80 км/ч практически идентичны, если не считать, что при последнем режиме они порой даже ниже.
Во-вторых, при 30 км/ч выбросов даже больше, что не мешает устанавливать такую скорость в самых густонаселенных районах. Ведь всегда важен компромисс интересов, а не величина одного показателя. В малых улицах безопасность важнее.

Ну и мое любимое, пропускная способность:
Были проведены многие исследования путем изучения дорог, где датчики в постоянном режиме фиксировали фактическую пропускную способность, пик которой был достигнут при 50 км/ч (+/- 5 км). И это совершенно логично, если вспомнить, что при больших скоростях возрастает необходимость держать больший динамический габарит от других транспортных средств.



Однако максимальная пропускная способность дороги к предельно допустимой скорости отношения имеет мало. Скорость потока определяется и диктуется, прежде всего, интенсивностью и плотностью, а не наоборот!

Обратите внимание, что когда едете по МКАДу, плотный поток может двигаться со скоростью не более 70-80 км/ч (при разрешенных 100), без видимых на то причин (ДТП, к примеру). Все потому, что на загруженной дороге быстро двигаться не комфортно, и поток транспорта без всяких императивных требований начинает снижать среднюю скорость, приводя ее ближе к значению максимальной пропускной способности. Происходит саморегуляция участников движения, примеров таких много и в других ситуациях. Поэтому, если на МКАДе повысить максимальную разрешенную скорость, днем быстрее общего потока вы не поедите. А вот в часы, когда интенсивность движения мала, гораздо быстрее и приятнее добраться до дома с адекватной скоростью.

Кстати, автомобили достаточно шумный транспорт, это правда, но разница в шумности при 50 км/ч и 80 км/ч всего.... нет, не в два раза, а лишь около 13%. Вы этого даже не почувствуете. Гораздо большее значение будет иметь количество единиц транспорта на дороге.

А вот еще факт, который мало кто вспоминает. Когда технические характеристики дороги рассчитываются на скорость 120 км/ч (как Звенигородка, к примеру) психологически не комфортно двигаться по ней со скоростью вдвое меньше. Это приводит к разрушению правосознательности граждан, так как входит в разрез со здравым смыслов. Это провоцирует нарушение ПДД! Не надо забывать, что на 16 (!) московских магистралях уже действует скоростной режим в 80 и 100 км/ч и это совершенно адекватно приветствуется участниками дорожного движения (список тут и тут).

В вопросах скорости нельзя подходить формально. Есть город с урбанистической точки зрения (жилые массивы, деловые центры), а есть с юридической (как границы населенного пункта). У нас Москва граничит с Калужской областью, это не значит, что на каком-нибудь 37 км Киевского шоссе (теперь столичной дороги) надо установить скорость в 50 км/ч. Кстати, ситуация с аварийностью в столице заметно радует, за год количество ДТП сократилось сразу на 20%! Связано это с успокоением трафика, вызванного работой системы автоматической фиксации нарушений.

Подведем итог. Нынешние 60 км/ч в населенных пунктах - это скорость ни для кого. Для пешеходов это почти стопроцентная гибель на маленьких улочках, а для водителей - это не комфортная езда по магистралям. Нужно взвешенно подходить к теме скоростного режима в населенных пунктах. Поэтому Probok.net выступает за разумное скоростное зонирование московской дорожной сети.

P.S. Напоминаю, что на сайте Департамента транспорта идет опрос общественного мнения по поводу скоростного режима на магистралях Москвы, стоит высказаться и вам.



скорость

Previous post Next post
Up