Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи...
Илья Репин
И сегодня на выставке Архипа Куинджи в Третьяковской галерее, спустя более, чем столетие после написания, мы приходим в восторг и трепет от его великолепных романтических, озарённых необычным волшебным светом, пейзажей.
Внук ювелира, сын нищего мариупольского сапожника Архип Куинджи с малолетства остался круглым сиротой и проживал у родственников. В учёбе в местной греческой школе он не преуспел, подработывал выпасом гусей и сбором кизяка, позже учётчиком кирпича на строительстве церкви. Зато у него было время заниматься любимым делом - рисованием. Однажды ему посоветовали отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому, и подросток, нахлобучив бриль, в одной рубашке и коротких панталонах отправился пешком через степи донецкие и новороссийские на учёбу к знаменитому маринисту.
Берёзовая роща, 1901 год. Национальный художественный музей республики Беларусь. Минск
Айвазовскому Архип не показался, в мастерскую его не допустили... Пару месяцев паренёк растирал масляные краски и кое-чему учился у мариниста Адольфа Фесслера, гостившего тогда у Айвазовского и делавшего копии с его картин. По легенде, получив напутствие от мэтра, что с его талантом только заборы красить, тем же путём и способом Архип вернулся в Мариуполь; затем уехал в Одессу, потом - в Таганрог, где работал ретушером в фотоателье. С открытием собственной фотостудии тоже не заладилось, несмотря на финансовую помощь братьев. В 1865 году Куинджи отправился в столицу с намерением поступить в Императорскую Академию художеств, но дважды провалил экзамены. И всё-таки после долгих мытарств он стал вольнослушателем Академии художеств.
Экспозиция из 180 работ художника в Инженерном корпусе Третьяковской галереи устроена таким образом, что большие и маленькие картины, этюды, небольшие наброски и зарисовки (иногда крошечные, величиной с почтовую открытку), посвящённые сходным сюжетам, перемежаются. Несмотря на это, эффекта однообразия не возникает, всё это в комплексе даёт понимание пути художника, неповторимости стиля, помогает вникнуть в процесс его кропотливой работы над основными полотнами и их рождением.
Сверху и по часовой стрелке: Берёзовая роща, около 1897 года. ГТГ
Берёзовая роща, 1879 год. Эскиз-вариант одноименной картины ГТГ. ГРМ
Берёзовая роща, между 1898 и 1908 годами. Эскиз
Берёзовая роща, 1879 год. Картину приобрёл Павел Третьяков у автора в 1897 году. ГТГ.
Это не картина, а с неё картины можно писать (Иван Шишкин)
Она написана практически в одном цвете - зелёном, его самые различные оттенки обыгрываются художником.
Архип Куинджи писал контрастными цветовыми пятнами, акцентируя плоскость холста, сквозь красочный слой часто просвечивает грунт и даже фактура, плетение ткани. Он же использовал и цветной грунт, который был как бы добавочным цветом, придававшим дополнительную эффектность оптическим иллюзиям, создавая впечатление, что картина подсвечена с тыльной стороны.
Слева и по часовой стрелке: Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Березы в лесу, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лес. Стволы деревьев, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лесное озеро. Облако, 1900-е годы. ГРМ
Деревья на горном склоне. Крым, 1887 год. ГРМ
Вид на берег и море с гор. Крым, 1880-е годы. ГРМ
Горный склон. Крым, 1887 год. ГРМ
Сосна, между 1898 и 1908 годами. Симферопольский художественный музей
Сосновый лес с речкой, 1878 год. ГРМ
Украина, 1879 год. Нижегородский государственный художественный музей
***
Несколько общих планов без толп народа, отмеченных тремя красными звёздочками, я позаимствовала на сайте
http://planet9.ru/en/,
чтобы показать, как размещены картины на выставке.
Крым, между 1900 и 1905 годами. ГРМ. Эта картина была не окончена автором.
В Крыму, между 1900 и 1905 годами. Эскиз картины Крым. Саратовский государственный художественный музей имени Радищева
Сосна. Тверская областная картинная галерея.
Слева и по часовой стрелке: Лес, 1887 год. Этюд. ГТГ Лес. Лопухи, 1890-е годы. ГРМ Лопухи, 1890-е годы. ГРМ
Лопухи, 1890-е годы. ГРМ Лесное болото, 1890-е годы. ГРМ Лесная поляна, 1887 год. Этюд. ГТГ
На Валааме, 1870-е годы. Объединение Историко-краеведческий и художественный музей, Тула
На острове Валааме, 1873 год. ГТГ
Серия работ, созданная Куинджи на Валааме летом 1870 года, выдвинула его в первые ряды талантливых художников-дебютантов.
Эта картина стала первой работой Архипа Куинджи, которую приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков
Ладожское озеро, 1971 год. ГРМ
Изображённый на картине каменистый берег потряс тогдашних ценителей и знатоков живописи: Куинджи удалось на удивление реалистично написать камни, виднеющиеся сквозь толщу прозрачной воды. Позже искусствоведы признали, что он впервые в живописи блестяще решил сложнейшую задачу изображения камней под водой и назвали художественным авторским открытием.
***
Север, 1879 год. ГТГ
После дождя, 1879 год. ГРМ
После дождя, 1879 год. ГТГ
После дождя 1890-е годы. ГРМ
Пятна солнца на поляне перед грозой. Между 1890 и 1895 годами. ГРМ
После дождя 1890-е годы. ГРМ
После дождя, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
***
Дубы, 1900-1905 годы. ГРМ
Лес. 1890-е годы. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.
Созданию картины Дубы предшествовало написание многочисленных рисунков и этюдов. В них отразился процесс поиска формы и силуэта, построенных на обобщении и стилизации.
Сверху слева и по часовой стрелке: Дубы, 1900-е годы. Эскиз одноименной картины. ГРМ
Дерево, между 1890 и 1895 годами. Национальный художественный музей республики Беларусь
Дерево на фоне вечернего неба. Украина, 1900-е годы. ГРМ
Лужайка в лесу, 1890-е годы. ГРМ
Лесистая балка, 1900-е годы. ГРМ
Куинджи стремился сказать новое слово в искусстве. Буквально каждая новая работа Архипа Ивановича была открытием, она удивляла и приковывала к себе внимание. Он быстро нашёл свой фирменный стиль в пейзаже, наполнив его философским смыслом, словно осветив огнями театральной рампы и добавив контрастности. Вскоре Куинджи стал членом Товарищества передвижных художественных выставок, но пробыл там недолго, около пяти лет, и покинул из-за скандала, связанного с появлением критической статьи пейзажиста Михаила Клодта, обвинившего Куинджи в однообразии, злоупотреблении особым освещением и стремлении к чрезмерной эффектности.
А мы тем временем переходим в следующий зал выставки, названный Мистерия ночи.
Галерея пошла на риск, собрав весь диапазон ночей, сумерек и закатов в одном месте. Некоторым это пришлось по душе, другие пресытились. Сначала такое обилие закатов завораживает и вызывает неподдельный интерес, но затем накатывает усталось, первоначальные сильные впечатления притупляются, исчезает эффект ВАУ! Особенно от обилия авторских повторений Лунной ночи на Днепре (Это я пересказала впечатление одной посетительницы выставки:)))
А у вас какое создалось впечатление?
***
Закат в степи, 1900 год. Бурятский художественный музей имени Ц.С. Сампилова
Закат, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Закат, 1900-е годы. Этюд. ГРМ
Закат в степи на берегу моря, 1900-е годы. ГРМ
Закат, 1900-е. Этюд. ГРМ
Закат в степи на берегу моря, 1900-е годы. ГРМ
Закат над сосновым лесом, 1890-е годы. ГРМ
Закат с деревьями, между 1876 и 1890 годами. Ростовский областной музей изобразительных искусств
Закат зимой. Берег моря, 1900-е годы. ГРМ
Закат, 1890-е годы. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Красный закат, 1900-е годы. Эскиз одноимённой картины 1905-1908 годов из Метрополитен-музея, Нью-Йорка. ГРМ
Закаты и впрямь очень эффектны, волнующие, но повторю банальное: это надо видеть! Никакие фото и репродукции их загадочности и мистики не передают, к сожалению...
В узком переходе от таинства закатов до волшебства ночи притаилось это очаровательное полотно
Солнечный свет в парке, 1890-е годы. ГРМ
***
Лунная ночь. Конец XIX века. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Стволы берёз, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лесная глушь, 1881 год. ГРМ
Закат в лесу, 1878 год. Эскиз к картине Закат солнца в лесу (Сумерки в лесу) 1878 года из Национальной картинной галереи Армении.
Вологодская областная картинная галерея
Лесная глушь, 1890-е годы. ГРМ
Лесная глушь, 1890-е годы. ГРМ
Христос в Гефсиманском саду. 1901 год. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник
Раньше, на репродукции этой картины, написанной на библейский сюжет, мне казалось, что Иисус, освещённый только светом луны, идёт вдоль тёмной аллеи мимо каких-то теней от деревьев, кустов. Стоя же непосредственно перед оригиналом и вглядываясь в темноту полотна стало понятно, что заросли сада превратились в тени от фигур людей, смотрящих на идущего Христа.
Лес ночью. 1870-е годы. ГРМ
Ночь на Днепре, 1890-е годы. ГРМ
***
Лунная ночь, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Лунный след на воде, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Ночь на Днепре, после 1880-го года. Уменьшенный вариант-повторение картины Лунная ночь на Днепре (1880, ГРМ). ГТГ
В этом зале представлено несколько вариантов знаменитой картины из Русского музея Санкт-Петербурга Лунная ночь на Днепре, написанной в 1880 году. Выше на общем плане уже были видны две: уменьшенный вариант-повторение картины из Национального художественного музея республики Беларусь и вариант-повторение из Симферопольского художественного музея.
В центре зала слева та самая Лунная ночь на Днепре 1880 года, произведшая фурор и сводившая с ума весь Петербург на первой российской выставке одной картины. Справа - Ночь на Днепре, 1882 года. Вариант-повторение картины для Третьяковской галереи.
Очередь на выставку этой дивной картины тянулась от Большой до Малой Морской улиц Санкт-Петербурга. Невероятное сочетание контраста света и тени было мистическим, публика, пытаясь разгадать, что применил художник для придания такой эффекта, строила самые невероятные догадки, экзальтированные барышни падали в обморок... Картину за немыслимые для пейзажей пять тысяч рублей приобрёл Великий князь Константин Константинович и не желая с ней расставаться, отправился в кругосветку. Иван Тургенев специально приехал из Парижа в Марсель, где остановился корабль, дабы взглянуть на чудо-картину, о которой был наслышан.
Лунная ночь на Днепре до сих пор живёт своей жизнью, непроглядная мгла над Днепром ещё больше сгустилась. Куинджи написал тёмную ночь краской собственного изобретения, в которую добавлял асфальт, и со временем она потемнела ещё больше.
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. 1890-1895 годы. ГТГ
В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского, - писали тогдашние газеты.
***
Украинская ночь, 1876 год. ГТГ
Эта картина стала этапом в творчестве Архипа Ивановича. На 5-й выставке ТПХВ в 1876 году она затмила работы таких знаменитых художников, как Ге, Крамского, Васнецова. Один из рецензентов назвал её самой яркой звездой всей выставки, а Владимир Стасов констатировал, что молодой художник пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге. Через два года Украинская ночь экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и тоже прозвучала очень сильно, обратив на себя внимание взыскательной и капризной французской критики: Куинджи, бесспорно, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него ещё более, чем у других
Лунная ночь, 1890-е. ГРМ
Ночное, 1905-1908 годы. ГРМ
Сумерки, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
Лунный свет на фоне заката, 1890-е годы. ГРМ
Вечер в степи, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Вечер на Украине. 1878-1901 годы. ГРМ
Я показала два раздела выставки из четырёх: Притяжение земли и Мистерия ночи. Окончание следует, но не очень скоро...