Загадочная история с рукоположением диакона

Sep 27, 2020 16:22

Речь идёт о диаконе Илии Маслове, с которым мне довелось немного пересекаться и даже служить 11 лет назад на Болгарском подворье в Москве. О его недавней истории, когда был поставлен под сомнение сам факт его рукоположения в священный сан, уже писал д. Андрей Кураев и портал "Ахилла", ссылаясь на вышедшее циркулярное письмо митр. Дионисия, первого викария Святейшего патриарха. Я могу лишь подтвердить, что о. Илия служил во многих местах и как диакон производил неплохое впечатление - на тот момент, когда я с ним познакомился в 2009 году. С 2011 года мы уже не виделись. И мне в голову даже не приходило, что в скором времени отец диакон станет усердным разоблачителем и обвинителем своих оппонентов на сайтах "Благогон", РНЛ и т.д. Я не люблю публикации в таком духе, а когда о. Илия публично "наехал" на мной уважаемого Андрея Борисовича Зубова, с которым я знаком еще с начала 1990-х (у нас был общий духовник прот. Георгий, Царство ему Небесное), тут оставалось просто возмутиться. Я тоже не был согласен с Зубовым по поводу украинского вопроса, но причем здесь такие обвинения!? Однако я решил не обращать никакого внимания - много чести будет таким публицистам, самоутверждающимся и приобретающим известность исключительно на критике и разоблачениях других. Но сейчас диакон сам оказался в положении притесняемого, аутсайдера... Думаю, что неспроста, но Господь в данном случае фактически показывает действие закона "бумеранга" или "меры за меру": каким судом судите, таким будете судимы. Несправедливо судишь других - несправедливо осудят тебя самого, рано или поздно. Вот как он объясняет свою историю:

image Click to view



Надо заметить, что письмо-ходатайство благочинного Долгопрудненского округа в адрес митрополита Ювеналия с просьбой официально утвердить д. Илию клириком храма, где тот благочинный настоятельствует, - достаточно сильный аргумент, свидетельствующий о том, что на тот момент (2013 год) никаких сомнений у благочинного насчет подлинности сана о. Илии не было. Значит, необходимые документы у диакона были как минимум в то время. Но почему сейчас он никак не может подтвердить своё рукоположение прямо?.. Например, после хиротонии всегда выдаётся на руки указ о назначении клириком такого-то храма или монастыря (в случае о. Илии это должен был быть Ново-Иерусалимский монастырь). При повторной подаче документов, в случае перевода, например, достаточно предъявить копии всяких указов. Наконец, если он был рукоположен самим митрополитом (тогда архиепископом) Арсением, в то время первым викарием Святейшего, то Арсений должен это рукоположение подтвердить. Но где же эти все если не подлинники, то хотя бы копии?
Во всяком случае в теме самого отца Илии на его страничке "В Контакте" написаны вполне здравые комментарии:

-- О. Илья, самое действенное, что вы можете сделать, это выложить сканы о своём рукоположении. Людям нужны не словесные подтверждения. Людям нужны документальные подтверждения. Тогда все вопросы отпадут. Если патриархия выдвинула запрет, значит у них в базах данных таких документов нет.

-- Если диакона переводили официально с прихода на приход, или сразу после рукоположения определили к определённому приходу, то тоже выдаётся указ настоятелю того прихода, благочинному и самому определяемому или переводимому священнослужителю. В случае с Ильей Масловым таких переводов (с его слов) было несколько. Где эти указы? Они по-любому должны быть на руках!

Если было награждение двойным орарем, то тоже на руки выдаётся бумага. Где она?

Этих документов хватило бы, чтобы доказать наличие хиротонии.

Аргумент, что я служил там-то и с тем-то - ничего на самом деле не доказывает, потому как на практике никто, как правило, не вникает особо в твой статус, если ты более-менее известен в местной церковной среде и выдаешь себя за диакона. Пожалеть, приютить, помочь прокормиться бедствующему клирику, особенно если он расскажет похожую на правду историю, вполне в практике нашей церкви. Многое принимается на слово, поэтому не удивительно, что можно служить таким манером даже в Москве и даже под боком высокого начальства. Если ты не явный "косячник", не одиозная личность, то вникать в твои документы до особого случая не будут.

-- Отец Илья, если Вас рукополагал митрополит Арсений, сделайте ему официальный запрос, пусть ответит, подтвердит, что рукоположение совершил действительно он.
Второе, если рукоположение было совершено в 2009 г. митр. Арсением, то должны быть четкие дата и место совершения хиротонии. Владыке Арсению, наверняка, сослужили другие клирики г. Москвы, которые могут подтвердить данный факт, а так же певчие и алтарники. Неужели совсем не осталось никаких свидетельств?
Назовите хотя бы дату и место, пожалуйста.

Ни на эти, ни на другие похожие вопросы у себя на страничке о. Илия не ответил, и это тоже удивительно. Я всё-таки предпочитаю исходить из принципа презумпции невиновности и считаю о. Илию диаконом, пусть и отстранённым от служения в данный момент. Бывает в жизни всякое, конечно - и документы теряются (не только самими обладателями их, но и в канцеляриях тоже), и почта плохо работает (как раз в период 2009-2011 гг. она, как я отлично помню, работала совершенно отвратительно, и письма шли месяцами, и очереди были невозможные в каждом почтовом отделении). Но в таком случае остаётся единственная мера - обратиться в Общецерковный суд и представить все возможные доказательства своего рукоположения, какие есть в наличии или какие можно найти в качестве свидетельств.
Загадочно еще и то, что о. Илия был рукоположен в 23 года... целибатом. Учитывая общее отношение в РПЦ к такому виду служения, ради которого мне самому в 30 лет пришлось ехать за 5000 км от Москвы, или тот факт, что целибатом были рукоположены очень немногие в последние десятилетия в той же Москве (д. А. Кураев в 27 лет, будучи студентом Богословской академии в Бухаресте; покойный о. Всеволод Чаплин в 23 года, имевший протекцию в Издательском отделе РПЦ МП, или тот же Арсений в 29 лет, будучи приближенным тогда к митр. Ленинградскому Алексию), рукоположение молодого и неизвестного никому тогда диакона целибатом выглядит тем более таинственно, даже если не сомневаться в подлинности его самого.

люди, жизнь церковная, полемика

Previous post Next post
Up