Про "чистых сердцем": некоторые уточнения

Oct 02, 2020 16:39

Кто это такие и кого мог под ними иметь в виду Иисус?
Для этого лучше обратиться к некоторым псалмам.
Например: «Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на месте святом Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто (בר)...» (23: 3-4).
«Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла (ברה), просвещает очи» (18: 8-9). В данном случае в евр. оригинале стоит то же слово, что и в Пс. 23:4, только там говорится о чистом сердце, а здесь о светлой заповеди Господней (слово «бар» или «бара»).
Есть еще стихи из Песни Песней, где в похожем смысле употребляется это же слово: «Но единственная - она, голубица моя, чистая моя... Кто это, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знамёнами?» (Песн. 6: 9-10). Итак, отсюда следует, что чистота и светлость, прозрачность для света - в данном случае синонимы, и одно предполагает другое. Можно вспомнить другое изречение Иисуса из Нагорной проповеди на данную тему: «Светильник тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» (Мф. 6:22).
С другой стороны, когда в известном пс. 50 мы молимся «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (лев таор бера ли; слово, переведенное как «чистое», здесь другое, «таор» (טהור ) , значащее скорее ритуальную чистоту, незапятнанность, неосквернённость) то здесь употребляется глагол «творить», который обычно значит новое творение, то, чего еще до сих пор не было, и употребляется всегда по отношению к Богу. В 1-й главе Бытия этот глагол «бара» (ברא) употребляется, когда идёт рассказ о творении неба и земли, а потом человека. То есть, получается, что своими силами этой чистоты, светлости и прозрачности не достичь. Нужно Божье вмешательство. И оно возможно, если мы желаем впустить Иисуса внутрь своего сердца - тогда Он его просвещает, наполняя «светом невечерним», и человек, просвещенный этим светом, может воистину сиять.
Конечно, для достижения этой чистоты нужно сердце освобождать от всего, что мешает проникнуть туда свету Бога, и процесс этот может быть непростым, к тому же он вынужден нередко возобновляться. Освобождать от помыслов злых, которые, как предупреждал Иисус, исходят из сердца и тем самым оскверняют человека. Или от всякой житейской суеты и излишней земной многопопечительности. При этом важно переключаться на позитив, а не просто делая какие-то ментальные и прочие усилия над собой, ибо можно много и бесконечно корчиться без всякой пользы для себя, а вот если просто благодарить, больше радоваться и любить, то позитивное само собой будет вытеснять негативное. Древние евреи большое внимание уделяли ритуальной чистоте и береглись от всякого осквернения (в книге Левит подробно описаны всяческие процедуры очищения). При этом забывали о том, какую настоящую чистоту Бог ждёт от каждого (как и не все христиане об этом помнят).
Ну и у ап. Павла можно найти похожий образ (Флп. 2: 15): «Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире».

библия, размышления, писание

Previous post Next post
Up