Всё-таки люблю иногда провокационные тексты! Уже цитировал недавно отрывок из книги Самира Сельмановича «Это всё о Боге», сейчас приведу ещё один. Автор - действующий адвентистский пастор, служащий в США.""…Каким стал бы мир без тех, кто сомневается в Боге? Мы, религиозные люди, общались бы друг с другом, словно в эхо-камере, а Бог, в которого мы
(
Read more... )
Reply
Например, есть рациональное основание верить специалисту. Но это рационально только в том случае, если у специалиста была специфическая информация или способ её получения. В случае с религией (любой) способов получения информации нет. И даже если некто найдёт способ, то нет способа удостовериться, что у некто есть этот способ. То есть нет рациональных оснований верить.
Reply
2. Есть сам вопрос о Боге, который имеет разумные основания.
Reply
2) Есть масса вопросов имеющих разумные основания. Например, о параллельных мирах. Но пока нет способа получить ответ, вопрос так и останется открытым.
3) Есть разумный вопрос о древнеегипетских богах. Люди имели религиозный опыт в два с половиной раза дольше, чем христиане.
Reply
2) Открытость вопроса не означает необоснованности. Обоснование чего-л. - это показание отсутствия невозможности этого с разумной точки зрения, т.е наличия тех или иных рациональных оснований.
3) Вопрос "чья религия истиннее" - это уже другой вопрос. Да, он тоже разумный.
Reply
2) Нет. Открытость означает именно отсутствие рациональных оснований. Никто не знает, есть ли параллельные миры. И нет оснований придерживаться той или иной точки зрения. Можно выдвигать предположения, проверять и тд. Но пока нет способа проверки, нет оснований. И тем паче нет оснований рассуждать, как там всё устроено с точностью до деталей.
3) И вы забываете ещё и о том, что религиозных систем может быть бесконечно много. И к совокупности существующих/существовавших религий надо добавить множество возможных. Разумнее при этом не доверять ни одной религии. Если бог/боги есть, то они наверняка не такие как описаны в священных писаниях.
Reply
2)Тогда получается, что УМОзрительность исключается из сферы разУМного, а это contradictio in adjecto.
3)>>Если бог/боги есть, то они наверняка не такие как описаны в священных писаниях.<<
Иными словами, эти писания не описывают Бога. И это разумный вывод, не противоречащий религиозности, потому что Бог в самой постановке вопроса о Нем не есть нечто поддающееся описанию. Но, тем не менее, о Боге можно мыслить.
Reply
2) Умозрительность не подкреплённая реальными наблюдениями действительно за гранью разумного. Разумно всё же сначала построить умозрительную конструкцию, а потом проверить. Скажем я могу нарисовать умозрительную конструкцию, что вы кот. Или вы, что я кот. Но верить в эту конструкцию странновато.
3) Если нечто/некто совсем не поддаётся описанию, то и говорить не о чём. И верить не во что. Если же частично поддаётся, то эту часть и можно обсуждать/проверять.
Reply
2) Дело в том, что разум - свойство коммуникативное. Разумное понятно не только одному мне. Каков будет размер сообщества консенсуса по поводу утверждения, что Вы или я - кот? Такова и оцениваемая степень разумности.
Важно еще, что разумность и научность - не синонимы. Разумное - шире.
3) С Богом не так. Бог, поддающийся описанию - это не Бог, а один из объектов мира.
Reply
УПД, по Куну. А его концепции просто не имеют особого значения для научного сообщества. Это как наличие консенсуса в нём по отношению к творчеству Кларка или Лема.
2) Хмм. Консенсус это коллективно-субъективное, но не объективное. Есть ли консенсус по вопросу: есть ли у Путина роман с Кабаевой. Данных нет. Но большинство заявит, будто перед нами факт. Заметьте, я даже не рассматриваю консенсус по вере в соцбудущее в СССР. Он ведь был и рассыпался в миг.
3) Если бог/боги не поддаётся описанию, то говорить не о чём. С тем же успехом мы можем обсудить глокую куздру.
Reply
2) "Объективное" - это вообще проблема, если я не позитивист и для меня существует различение феномена и ноумена. Очень может быть, что стоит смириться с тем, что все наши оценки не до конца объективны.
3) По смыслу постановки вопроса Бог - это реальность, в которой мы укоренены и которая нас обуславливает. Очень грубая и хромая аналогия, но в состоянии ли 2-летний сын описать отца? Да, будет какой-то лепет, что-то отражающий, но не более того. А тут - неизмеримо больше дистанция.
Reply
2) Вообще то объективное вообще вне философии позитивизма. :) И вообще вопрос рассматривался ещё философами Возрождения. Главное другое. Консенсусом может быть предрассудок. Это никакая не истина. Но бывает консенсус по проверяемым на практике понятиям. И он опирается на совсем другое. Не на сплетни, а на наблюдения.
3) Трёхлетний сын описать отца? Конечно может. И более того, по этому описанию его можно отличить от других родителей.
Reply
2) Вот у меня запись как раз есть не совсем на эту, но на смыслово близкую тему:
http://dmatveev.livejournal.com/70139.html
3) Боюсь, что все сложнее. Текстолог и герменевт Вам сразу скажут, что с текстами и речью взрослых-то людей бывают проблемы с однозначностью понимания...
Reply
Вы сейчас продемонстрировали неоднозначность толкования. Если вопрос научный, то за установленной неоднозначностью следует уточнение определений. Кстати, ваши уточнения отлично иллюстрируют споры между систематиками. Один вид или два и тп.
2) Ну да, вы про убеждённость принимаемую за истину. Но вы ведь обратили внимание на то, что разногласия по политическим вопросам, а не по научным? Именно тут и зарыта собака.
3) Однозначность или неоднозначность. Факт в том, что трёхлетний ребёнок знает своего отца и может отличить его от других мужчин. И может описать так, что отличить сможет и другой человек. Отец для ребёнка вполне познаваем. И часть истины о отце ребёнок знает.
Reply
2) А по чисто научным разве не бывает разногласий?
3) Но аналогия в данном случае не с внутренним переживанием ребенка (которое и фиксируемо непонятно как), а с его словесным выражением.
Reply
2) Бывают. Но в этом случае разрабатываются способы установить истину. После этого разногласий уже нет.
3) Ну и по словесному выражению тоже. Ребёнок в три года может говорить, хоть и с ошибками. И папу описать сможет.
Reply
Leave a comment