«Благословение атеизма»

Feb 16, 2014 20:26

Всё-таки люблю иногда провокационные тексты! Уже цитировал недавно отрывок из книги Самира Сельмановича «Это всё о Боге», сейчас приведу ещё один. Автор - действующий адвентистский пастор, служащий в США.""…Каким стал бы мир без тех, кто сомневается в Боге? Мы, религиозные люди, общались бы друг с другом, словно в эхо-камере, а Бог, в которого мы ( Read more... )

книжная полка

Leave a comment

dmatveev February 17 2014, 09:20:12 UTC
А Вы не путаете основания и доказательства?

Reply

dmatveev February 19 2014, 09:14:42 UTC
После того, как Вы в дискуссии с n_vilonov сказали, что рациональное - не обязательно научное, я подумал, что в этом пункте конкретный спор вроде исчерпан, потому что и я все время клонил именно к этому.
Но я утверждаю еще, что рациональное - обязательно рискованное (не беря простейшие случаи, когда риск пренебрежимо мал). И рациональность науки такова, и рациональность религии.

Reply

kelavrik_0 February 19 2014, 09:37:48 UTC
Да, рациональное не обязательно научное. Но именно в науке рациональное достигло своих вершин. И потому научное это эталон рационального. Ну и эталон познания мира.

А насчёт риска. В большинстве случаев рациональное не рискованно. Хотя по важным вопросам бывает риск. Но главное в другом. Я отрицаю рациональность религии (любой).

Reply

dmatveev February 19 2014, 10:05:05 UTC
Насчет риска позиции вроде прояснили :)
А о рациональности религии я сказал бы так: религия всеохватна, она охватывает в человеке и рациональное, и иррациональное. Когда это не так в ту или иную сторону, получаются бяки: или отключение мозга, или абстрактное разглагольствование.
Но ведь и наука не оставляет ученого без эмоций, так ведь? :)

Reply

kelavrik_0 February 19 2014, 10:13:46 UTC
Нет, в религии как раз нет рациональности. Именно по этому пункту, который и был ключевым с самого начала, мы и не сошлись. Можете показать рациональное в религии?

Reply

dmatveev February 19 2014, 10:14:51 UTC
Себя могу показать. Вот я с Вами разговариваю - я похож на иррационалиста? А я в религии :)

Reply

kelavrik_0 February 19 2014, 10:19:07 UTC
Вы показали,что способны рассуждать рационально. Но вы не показали рациональность религиозного выбора. Я считаю, что ваша вера иррациональна.

Reply

dmatveev February 19 2014, 10:26:56 UTC
У моей веры есть разные аспекты.
Предпосылки ее - в рациональность не укладываются, но, с другой стороны, религия же и научила меня это осознавать.
Событие, стимулировавшее мой выбор в сторону церкви - внерационально, потому что я его не планировал. Но я и это осознаю.
Но так разве только в т.н. религии? Разве редко человек ощущает, что самое главное случается незапланированно, спонтанно, вне зависимости от того, что я себе там мыслю?

Reply

kelavrik_0 February 19 2014, 10:44:48 UTC
Стоп, стоп. Внерациональное вы осознаёте. Но вы можете найти рациональное? Причины, побудившие Шлимана искать Трою были иррациональны. Но само существование Трои доказывается рациональными методами.

Reply

dmatveev February 19 2014, 10:47:03 UTC
Ну так сколько угодно рационального метода хотя бы в патристике, схоластике... Очень многое на логике.

Reply

kelavrik_0 February 19 2014, 10:59:55 UTC
И все эти методы не доказывают главного: существования бога и загробного мира. Именно эти вопросы старательно обходятся.

Reply

dmatveev February 19 2014, 11:02:15 UTC
Как раз нет. На доказательство существования Бога претендуют Ансельм Кентерберийский, Аквинат и даже Декарт.

Reply

kelavrik_0 February 19 2014, 11:15:00 UTC
И что имеем в итоге? Крайне беспомощные потуги на доказательства.

Reply

dmatveev February 19 2014, 11:17:32 UTC
Разумеется. Но, по-моему, нерационально сводить рациональность религии к доказательству бытия Бога. Доказанный Бог - вообще не Бог, и это рациональный тезис.

Reply

kelavrik_0 February 19 2014, 11:38:59 UTC
А вот этот тезис мне всегда казался "зелёным виноградом". Не можем доказать, так объявим это достоинством.

На мой взгляд, существование бога это основа христианства. Но доказательства могут быть и косвенные, через истинность общей картины. Но и таких нет.

Reply

dmatveev February 19 2014, 11:47:18 UTC
>> существование бога это основа христианства<<
Основа, конечно (если не лезть в богословские дебри по поводу термина "существование"). Но я, по-моему, уже писал, что Бог "по определению" (а точнее, по постановке вопроса) не охватываем разумом. А доказательство - это охватывание разумом.
Вы слово "трансцендентный" слышали? Вот это как раз то самое.
Я верю, что есть созидательная Тайна всего, и мы называем ее Богом. Я стараюсь жить так, как если бы она была очевидной как 2х2=4. Но я понимаю, что последнее не так. И, в т.ч., в этом рациональность моей веры.
А еще она в том, что вера не запрещает мне пользоваться умом.

Reply


Leave a comment

Up