Оригинал взят у
le_hach в
Семейное образование и школа: единство противоположностей Продолжаю рассказывать о нашем опыте и нашем подходе к семейному образованию.
Очень многие семьи выбирали и выбирают экстернат, семейное или заочное образование отталкиваясь от своего неприятия современной российской школы вообще или в частности. "Что же делать, если в школе столько уродства и мы не можем этого терпеть", - примерно так они рассуждают.
Мы тоже пришли к экстернату и в дальнейшем к семейному образованию вынужденно. Действовали скорее по наитию. Но вскоре у Нины появились такие успехи, о которых в школе и помыслить было нельзя. Она стала всё успевать и сильно расширила сферу своих интересов. Тогда я стал наблюдать, размышлять и делать выводы. Очень скоро обнаружились и сформулировались такие плюсы семейного образования:
1. Это самый лучший из способов индивидуализации, если родитель в роли учителя действует
правильно (впрочем, это условие есть всегда и его можно не упоминать). Это будет естественная и потому самая действенная индивидуализация.
2. Возможность постановки самостоятельности, ответственности ребёнка, умения планировать и управлять временем в реальных условиях.
3. Создание "университетской" самообразовательной среды, способствующей формированию устойчивых познавательных интересов и предпочтений.
Однако, вскоре были обнаружены и минусы:
1. Дома весьма затруднительно проходить такие предметы как музыка, изо, физкультура и труд. С музыкой и изо проще тем, кто, как мы, посещает кружки и школы дополнительного образования. Но вот школьную физкультуру - технику бега, прыжка, броска, лазания - не проходят ни в одной из спортивных секций.
2. Дома сложно даются темы, где нужно регулярно трудиться и вырабатывать навык: упражнения в русском языке, математике и других предметах. Наличие класса и учителя задают в этих случаях необходимый уровень дисциплины.
3. Непродуктивное расходование учительского времени на одного ученика. Сколько раз я буквально стонал: "сейчас бы еще парочку детей", а на русском-английском: "отдать бы мою кому-нибудь в группу".
4. Недостаток общения со сверстниками, который особенно чувствуется к 6-7 классу.
5. Четкий, самостоятельный, прагматичный ребёночек тут же начнёт пользоваться родственным статусом и халявить, ибо кто избегнет соблазна хождения по простейшим путям?
Перечень плюсов и минусов можно продолжить, однако, важно вот что. Обратите внимание: там где у семейного образования минус, там школа в плюсе и наоборот. (Из-за этого и складывается впечатление об их мнимой противоположности). А что, если совместить такую структуру? Тогда на впадину одной части придется выпуклость другой - идеальное совмещение!
Наилучшим образом это демонстрируется противопоставлением индивидуальности и свободы семейного образования с коллективизмом и дисциплиной школы. Вот было бы хорошо научиться гибко совмещать обе формы образования! Этой вот мечтой я был мучим, когда пытался что-то делать в этом направлении и убедить хоть в чем-то школу. Поэтому в 7 классе часть предметов изучалась семейно, часть в школе; такое совмещение форм образования разрешается ФЗ.
Если предположить в родителях и школе лиц, заинтересованных в сотрудничестве, и с позиции потенциального партнёрства оценивать эти коннотации, то можно заметить почти 100%-ю взаимную дополняемость школы и семейного образования. И всего-то надо для этого - добрая воля сторон, а оной-то как раз и нет.
Сейчас и школа, и родители-семейники воспринимают друг друга недоброжелательно и отчужденно. Государство в лице школы дает нам жить и сильно не докучает, но при этом лишило денежной компенсации. Родители-семейники ушли из школы совсем и никак её не беспокоят. Мир, основанный на равновесии неприятия и игнорирования.
Многие приходят к семейному образованию из-за недовольства школой, оберегая своих детей от проблем. Я своё несогласие со школьными "прелестями" не стал подавлять, не испугался и имел ресурс воли, терпения, времени и знаний для того, чтобы дурному противостоять. Одновременно я с открытыми глазами изучал и школу, и наш собственный опыт. Это было очень трудно, и сейчас я даже не могу представить себе, как мне удалось это вынести. Есть большой и оригинальный опыт, которым я и дальше буду делиться, если в этом есть интерес.