Березовский и Православие. Некоторые подробности.

Sep 12, 2012 03:05

В связи с выходом в свет телепрограммы "Специальный корреспондент" тележурналиста Аркадия Мамонтова, где говорится о связи Бориса Березовского с акцией известной женской группы в Храме Христа Спасителя, я хотел бы сказать несколько слов о Борисе Абрамовиче Березовском и его связи с Православием.

С сентября 2008 по июль 2010 года я исполнял обязанности настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне и потому по роду своих обязанностей имел касательство к этому вопросу. О некотором воцерковлении Бориса Абрамовича я впервые узнал в 2005 году еще до моего отъезда в Лондон, когда в перерыве одного из заседаний комиссии по диалогу РПЦ МП и РПЦЗ архимандрит Тихон (Шевкунов) задал вопрос правда ли, что Борис Абрамович Березовский стал усердным прихожанином нашего лондонского собора. Архиепископ Марк Берлинский и Германский, под управлением которого находился и находится храм, сказал тогда, что ему ничего об этом неизвестно. Тогда отец Тихон рассказал нам, что перед своим отъездом в Лондон Борис Березовский стал часто посещать службы в одном из московских приходов, причем настоятель этого храма считал для себя неудобным просить о каких-то пожертвованиях.

Когда Борис Березовский переехал в Лондон, то он стал иногда появляться в нашем храме в лондонском районе Чизвик при прежнем его настоятеле. Однако крещение Борис Абрамович принял не в нашем лондонском храме, как иногда неправильно говорят, а в Святой Земле. По крайней мере со всей ответственностью я могу заявить, что в метрической книге прихода нет записи о крещении раба Божия Бориса Березовского. Посещения Борисом Абрамовичем нашего прихода были тогда достаточно редкими. Также были случаи, когда его знакомые просили его быть крестным при крещении детей, однако он в последний момент отменял свой приезд крещение совершалось без него. Очень редко он приезжал и в Успенский храм Московского Патриархата. Последний раз его видели там на отпевании митр. Антония Сурожского в августе 2003 года. Тогда Борис Абрамович быстро вошел в храм и не подходя ко гробу владыки сразу удалился. По мнению его знакомых он тогда уже опасался возможного покушения на него. Эти опасения очень усилились после смерти Литвиненко и полониевого дела.

Именно по этой причине за все время моего служения в храме в Лондоне Борис Березовский ни разу не приезжал в наш храм и я ни разу не встречался с ним. Приезжала лишь его жена. Он также не приезжал в храм Московского Патриархата в Лондоне и не приезжал ни разу в грузинский храм. У меня даже возникало опасение, что его беспокойство за свою безопасность может привести к его отходу от Православия. Его также могло смущать то, что в нашем храме большинство прихожан в то время или сочувствовало Путину, или занимало непредрешенческие позиции. В этой связи я даже пытался передать ему через его знакомых, чтобы он посещал грузинский храм. В нашем храме в Лондоне были прихожане разных политических взглядов. Были и пострадавшие по делу "Эрмитаж Капиталла", и уехавшие по причинам политическим, и по причинам давления российской власти на их предпринимательскую деятельность. Многие знали, что я всегда был сторонником законной монархии в лице главы Дома Романовых Великой Княгини Марии Владимировны, а к политическим разногласиям нашего времени я всегда относился примирительно. Однако я всегда имел в виду, что приезд в Лондон священника из России мог восприниматься в некоторых кругах, как акция спецслужб, ведь очень многие не знали, что я долгие годы перед этим был священником российских приходов РПЦЗ и потому находился волей-неволей в состоянии настороженного отношения со стороны спецслужб.

Опасения Бориса Абрамовича Березовского стать жертвой покушения привели к тому, что он конечно не смог по настоящему воцерковиться даже в Лондоне. Однако я не имею основания сказать, что его вера была неискренней. Хорошо знавшие его люди говорили, что он имеет духовные устремления, хотя из их слов следовало, что сильное политическое противостояние скорее всего окрадывает это стремление ввысь. При этом он вполне адекватно понимает усиление роли веры в жизни России и именно этим объясняются его письма Патриарху. С Борисом Абрамовичем можно быть несогласным политически, однако для меня он тоже православный христианин. Христос заповедал нам нести мир, а не огонь и меч, поэтому мы будем служить примирению враждующих. Было бы самым прекрасным, если бы когда-то Путин и Березовский обнялись и испросили прощения друг у друга. Если Борис Абрамович действительно организовал акцию в Храме Христа Спасителя, как утверждалось в программе "Специальный корреспондент", то я склонен считать, что скорее он не ведал что из этого выйдет. Точно также, как наши власти на суде не предполагали во что выльется эта прискорбная история. Наша задача служителей Церкви -- служить миру и быть примером прощения всех ближних. Я благодарен Мамонтову за то, что он подобно апостолу Петру извлек меч. Ревность похвальна и прекрасна, но еще выше и праведнее будет не разделять общество, а возлюбить даже грешников и примирять всех. Спиленные кресты восстановим быстро. Оскорбительные надписи на храмах закрасим с легкостью в душе. А резкая критика в прессе обратиться нам в пользу. Можно даже поблагодарить критиков за то, что они помогают нам узреть наши грехи.
Христианская любовь победит.

P.S. Я не знаком с Алексеем Вешняком, выступавшим вчера в программе Аркадия Мамонтова и я ни разу не видел его в храме в Лондоне. Быть может он посещал Успенский храм Московского Патриархата, однако я также много раз служил там и у меня ощущение, что я впервые его вижу.
У нас нет альтернативы примирению друг с другом.
Previous post Next post
Up