Разместили большой материал о Псковской Миссии
Общеизвестно, что
вторжению немцев в Россию мы обязаны значительными послаблениями, предоставленными большевиками Церкви - фактически, восстановлением церковной структуры Московского Патриархата. Увы, советский Савл не стал Павлом, и безбожники остались безбожниками: Церковь им была нужна лишь как пропагандистский инструмент, мобилизующий русских людей на борьбу и создающий у западных союзников иллюзию восстановления гражданских свобод в СССР. А главная причина была в том, что гитлеровцы открывали на оккупированных территориях закрытые большевиками храмы, и кто знает, как повели бы себя православные советские граждане, если б Сталин не решился составить фашистам (пусть в значительно меньшем масштабе) конкуренцию в этом направлении.
От митрополита Сергия (Страгородского) советские власти требовали соответствующей риторики и в связи с началом Великой Отечественной войны, и снова на весь мир прозвучали не соответствовавшие действительности слова о том, что в СССР религия не притесняется, а фашисты, якобы, на занятой территории разрушают Церковь, уничтожают православные святыни и преследуют верующих. Но если предыдущие сообщения такого рода вызывали громкие возражения лишь в среде эмигрантов и чад Зарубежной Церкви, на это последнее Местоблюстителю возразил архиерей Московской Патриархии, лишь незадолго до того назначенный самим митр. Сергием Экзархом Литвы, Латвии и Эстонии.
Экзарх митрополит Сергий в сослужении своих викарных архиереев. Слева епископ Рижский Иоанн (Гаркловс), справа епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк)«Мы не будем говорить об этом вопросе во всей его широте, но ограничимся тем, что происходит в подведомственной нам церковной области и что посему известно с полной достоверностью - написал в своем ответе митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский). - В эту область входят епархии Литовская, Латвийская и Эстонская… Далее, в нашу область ныне входит обширная русская территория, прилегающая к названным странам и ограниченная с востока линией фронта, который идет от окрестностей Ленинграда и берегов Ладоги к Ильменю и дальше на юго-восток. На этой территории проживает несколько миллионов православных русских людей, среди которых уцелело всего лишь около ста священников, но нет ни одного епископа. Таковы плоды большевистского владычества!.. И вот мы свидетельствуем громко, что в подведомственной нам области германские власти не только не ведут против Православной Церкви какой-либо борьбы, но, напротив, всячески облегчают нашу трудную работу на освобожденных от большевиков русской территории,.. возвращают нам церкви, отнятые большевиками… Народ, религиозность которого никакой большевизм не был в силах истребить, валом валит в церкви, исповедуется и причащается, тысячами крестит детей и, обездоленный, разоренный, истерзанный, вновь утешается возможностью свободно молиться в свободной Церкви». Ответ датирован 7 октября 1942 года. Разумеется, наивным было бы предположить, что в своих речах митрополит Сергий (Воскресенский) был много свободнее митрополита Сергия (Страгородского) - ведь и для антихристианского фашистского режима Православная Церковь была не более чем ресурсом для обеспечения лояльности населения оккупируемых «восточных территорий».
Однако Божией милостью в зазубринах двух чудовищных пропагандистских машин - красной и коричневой - удалось создать островок возрождения реальной церковной жизни, дать людям глоток религиозной свободы.
Читать дальше На Ру-хистори по этому поводу -
великое бурлениеони там на полном серьезе считают, что коммунисты чем-то лучше фашистов и помогать коммунистам было зачетнее