Судьба

Jul 22, 2021 20:52

Многие, кто постарше, помнят картинку «Утро»: тоненькая девочка в залитой светом комнате делает зарядку.
Эта картина советской художницы Татьяны Яблонской «Утро» была написана в 1954 году в Киеве. В том же году картина экспонировалась на III выставке работ действительных членов и членов-корреспондентов Академии художеств СССР и сразу же была приобретена Государственной Третьяковской галереей, где находится по настоящее время.



Татьяна Яблонская. «Утро». 1954


Надо сказать, что сама художница не была удовлетворена результатом работы. В письме Анне Сергеевне Галушкиной, датированном августом 1963 года, где речь шла о возможном приобретении для Третьяковской галереи другой картины Яблонской («Свадьба»), она написала: «Мне б, конечно, очень бы хотелось ещё раз попасть на священные стены галереи. И мне кажется, что эта картина, во всяком случае, лучше бы воспринималась, чем моя работа „Утро“».
К 1954 году Татьяна Яблонская уже создала несколько произведений на спортивную тему: «Перед стартом» (1947), «На Днепре» (1952). Обе эти работы показывают спорт как массовое движение и ориентированы на творчество Александра Дейнеки.

«Утро» - первая значительная картина Яблонской, написанная после смерти Сталина. Прежде всего она знаменует отход художницы от ориентации на творчество Александра Дейнеки. Сцена, изображённая на картине, была знакома всем советским людям. Из радиоприёмников по утрам звучала бодрая музыка, диктор под неё проводил дистанционную разминку: наклоны, приседания.

Действие происходит в квартире Яблонской в центре Киева, которая находилась в доме 46 по улице Красноармейская (сейчас это улица Большая Васильковская, - авт.). Кажется, что это огромная квартира. На самом деле художнице принадлежала лишь одна комната.



Татьяна Ниловна Яблонская рядом со своей картиной "Утро"

Всё залито майским солнцем, на полу оставляют свет утренние лучи. По всей видимости, это конец учебного года. За маленькой стеклянной дверью, ведущей на балкон, угадывается город. Сама героиня, в майке и трусиках, поднимает руки и отставляя в сторону правую ногу, выполняет некое физическое упражнение.

Девочку окружает привычная обстановка - белая постель, которую не успела убрать, стол с синей скатертью, панно с удивительными птицами. Видна аккуратно сложенная школьная форма и пионерский галстук. На столе ждёт завтрак - кувшин с молоком, хлеб и масло.
Репродукция картины «Утро» была напечатана в популярном журнале «Огонёк» и сразу полюбилась людям. После она неоднократно выпускалась на почтовых открытках и даже была помещена в учебнике «Родная речь». Советские школьники писали по этой картине сочинение. Репродукцию «Утра» напечатал журнал «Огонек». По всей стране её вырезали из журнала и закрепляли на стенах.

Девочку, изображенную на картине, звали Лена. Она была дочкой художницы. В 1954 году, когда ее мама, художница Татьяна Яблонская, писала эту картину, Лене было 13 лет. На картине «Утро» изображена их комната в киевской коммуналке - на картине она кажется вполне респектабельной, но на самом деле семья жила так бедно, что Лена и ее сестра даже не приглашали одноклассников в гости - стеснялись. Успех у картины был фантастический.

Но денег такая известность картины художнице не принесло. Своих дочерей она воспитывала одна. С мужем, тоже художником, они развелись.



А Лена никому не говорила, что художница Яблонская ее мама, она носила фамилию отца, Отрощенко. Хвастаться ей казалось нескромным, она вообще считала себя серенькой мышкой и старалась держаться в тени.

А в это время на другом конце континента, в Алма-Ате 14-летний Арсен Бейсембинов повесил «Утро» над своей кроватью. Он смотрел на картину и все время думал об этой девочке - где она живет такая, не похожая на других девчонок? И вообще, существует она, или художница ее выдумала? Эта юношеская влюбленность продолжалась несколько лет. Арсен и сам любил рисовать, он мечтал стать художником - может, поэтому ему так нравилось смотреть на девочку с картины. Он окончил школу, поехал в Москву, поступил в Строгановку - Московское высшее художественно-промышленное училище.
И вот тут было удивительное совпадение: Лена тоже окончила школу и тоже приехала из Киева в Строганову.

Арсен поступил в училище легко - он окончил школу с золотой медалью. Лена еле-еле прошла по конкурсу. Арсен был лучшим студентом на курсе. Лена этим похвастаться не могла. Тем не менее, они как-то сразу подружились, и скоро стали неразлучными. Дружба переросла в студенческий роман.

Они долго встречались, а потом Арсен повез Лену в Алма-Ату. В его комнате над кроватью так и висела репродукция «Утра».



И только тут потрясенная Лена призналась:

- Ты знаешь... Это я.
Арсен почувствал, как внутри у него все запело от радости. Он тоже признался: эта картина - его талисман.
После этого сомнений у Лены больше не оставалось. Они с Арсеном поженились, уехали в Казахстан. Жили, радовались, любили друг друга. Лена и Арсен иллюстрировали детские книги, потом вместе работали мультипликаторами на «Казахфильме». Воспитывали сына. Прожили всю жизнь душа в душу. Сорок лет как один счастливый день.

В 2000 году Арсен умер от тяжелой болезни. Девочка с картины «Утро» осталась жить без него. Ту самую репродукцию потеряли во время переезда, но Елена всегда бережно хранила другой свой портрет. Арсен набросал его карандашом вскоре после знакомства, и написал на обороте:

«Я тебя люблю, ты этот рисунок не выкидывай».



Судьбы

Previous post Next post
Up