Мой Франс Халс. Часть 1.

Apr 13, 2024 08:15

 
Когда мне сообщили, что в Амстердаме готовится выставка работ Франса Халса (спасибо Светлане Анатольевне), я начал искать подержанные книги о нем, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством художника. Я ничего о нем не знал, так, видел пару картин. Не покупать же сразу новое, красочное издание за полсотни евро? У меня тоже есть внутренняя жаба. В секонд хэндах мне встречались книги про разных известных художников, но Франса Халса среди них не было. Мне хотелось придти на выставку подготовленным, обремененным знаниями... И вдруг я получил бумажное письмо из какого-то Европейского фонда, в котором меня выбрали случайным образом для участия в анкете владельцев домов. Всем проживающим по нашему адресу предлагалось ответить на специальном сайте на несколько десятков вопросов, логины и пароли прилагались, а в награду каждому заполнившему анкету старше 16 лет обещали подарочный сертификат на сорок евро. Звучало это заманчиво, как сыр в мышеловке. Неделю письмо лежало рядом с моим местом за обеденным столом, я проверил сайт, фонд - все выглядело достоверно. Дочь была уверена, что это интернет-мошенники. Жена смотрела на меня с укором - такой большой, а в сказки веришь. Но как говорили в банде Горбатого, обсуждая план вызволения Фокса, в фильме "Место встречи изменить нельзя": "Риск - благородное дело". Тем более, ради искусства. В свободный вечер я заполнил три анкеты, два сертификата отослал жене и дочери в отместку за их сомнения, а на третий заказал книгу про Франса Халса, выпущенную специально к выставке. Весь март я ее читал, в конце месяца не выдержал, взял выходной на работе и поехал в Амстердам.

Франс Халс вместе с Вермеером и Рембрандтом входит в тройку голландских мастеров Золотого века. Он прожил долгую жизнь для своего времени, 85-86 лет, ребенком покинул с семьей Антверпен, спасаясь от религиозных гонений испанских властей, чтобы осесть в Харлеме, в получасе езды от Амстердама, был дважды женат, крестил 15 детей, обучил живописи несколько сыновей. Документальных сведений о его жизни очень мало, крупицы информации для книги добывали из описей имущества, дневниковых записей и писем его современников. В эпоху тонкой живописи, когда популярные художники писали картины фотографического качества, нанося полупрозрачные краски в несколько слоев, Франс Халс наряду с Рембрандтом писал так, что крупные, заметные следы кисти и краски были видны на полотне, на двести лет предвосхитив импрессионистов. Винсент ван Гог специально приезжал в Харлем, чтобы потом в письме своему брату написать "Какое удовольствие видеть такого Франса Халса, как сильно он отличается от картин, где все тщательно сглажено..." Нечеткие контуры на портретах давали ощущение движения, жизни и энергии, необычные, раскованные позы шли в разрез с правилами поведения и морали. Локоть ренессанса (одна рука в бок) - символ уверенности и способ придания глубины картине - можно часто увидеть на мужских портретах, женщинам надлежало быть кроткими и послушными, но один из немногих в 17-м веке женских портретов в такой позе написал именно Франс Халс. И, конечно, он был мастером улыбки.

Важный аспект в профессии художника - изображение чувств, будь то любовь, радость, печаль или отчаяние. Когда настроение передано убедительно, зрителя захватывают похожие эмоции. Изобразить смех считалось особенно трудным, так как выражение лица при этом схоже с выражением лица при плаче. Франс Халс - один из немногих художников своего времени, герои которого регулярно улыбаются. В 16-17 веках смеяться в обществе было неприлично. Тело, эмоции, а, значит, и смех надлежало держать под контролем, смеяться, открывая рот и обнажая зубы, было уделом шутов, глупцов, проституток, сумасшедших, пьяниц и бедняков. В городах не было канализации, все помои и нечистоты сбрасывались в реки и каналы, чистая вода была недоступна, вместо нее бедные слои населения, включая детей, пили дешевое пиво. Перебор с алкоголем способствовал неприличному поведению и смеху, поэтому на жанровых портретах смеющиеся люди принадлежат, в основном, к низкому социальному классу. Дети были склонны к глупостям из-за возраста, на портретах Франса Халса они непременно широко улыбаются. В начале 17-го века картины, на которых обеспеченные молодые люди флиртуют, танцуют и музицируют, были очень популярны, и хоть алкоголь в высшем обществе тоже употребляли, но умеренно, и улыбаться разрешалось не показывая зубов. Картина "Улыбающийся кавалер" - отличный пример портрета молодого человека 26 лет, который не совсем серьезен, но полон достоинства, а его выставленный локоть ренессанса, как и вся богатая одежда, украшен стрелами купидона, факелами, сердцами и пчелами, что говорит о его еще неженатом статусе, но уже, возможно, каким-то планам. Потрясающая детализация узоров и кружевных манжетов и отлично выписанное, живое лицо сочетаются с крупными, заметными мазками в одежде, что очень характерно для Франса Халса. Будучи главным портретистом в Харлеме, он мастерски следовал пожеланиям заказчиков и правилам жанра, если это требовалось.

Во втором зале с примерами свадебных портретов мужчина попросил сфотографировать его на фоне одной картины, растолкав народ поблизости, освобождая место. "Это мой пра-пра-пра-прадед, дальний родственник," - объяснил он и быстро удалился. На раздельных портретах супруги никогда не улыбаются, таковы были правила для богатых. На заднем фоне - фамильные гербы, подтверждающие важность происхождения. Муж - всегда слева, жена справа, в руках - перчатки, символизирующие верность. Или у жены в руках золотая цепь - символ богатства, а у мужы - череп, символ бренности бытия. Но когда можно было, Франс Халс выходил за рамки портретного искусства. Своего друга, Исаака Массу, он изобразил вместе в женой, дочерью бургомистра Харлема, касающимися друг друга, улыбающимися, расслабленными и довольными, в полный рост - беспрецендентная для своего времени картина. И на его фоне я бы хотел сфотографироваться, всех растолкав. Исаак Масса был первым европейцем, написавшим о путешествии по Сибири. Он был богатым купцом, торговавшим с Россией, хорошо знал русский язык, занимал должность посланника Генеральных штатов Голландии в Москве, способствовал развитию торговли между двумя странами, участвовал в создании карт России и Москвы. На выставке было еще два его портрета киста Франса Халса. На одном из них в окне на заднем плане видны русские ели и пили, а на другом Масса стоит, независимо скрестив руки на груди - настандартная поза! Наш человек!

Одна из дочерей Франса Халса родила двух внебрачных детей, один из сыновей был умственно отсталым. Они содержались в Харлемском трудовом доме, куда помещали людей, нуждающихся в исправлении или специальном уходе. Франс Халс состоял в стрелковом ополчении, на собраниях которых вино лилось рекой, и был членом филологического сообщества, собиравшегося для творческих дискуссий и устраивавших театральные и юмористические представления для народа по праздникам. По слухам, художник и сам был любителем выпить. Алкоголь способствовал не только хорошему настроению, но и творческому вдохновению. Не зря бога вина Бахуса часто изображают в окружении муз. Франс Халс писал не только заказные портреты богатых, серьезных людей, но и жанровые портреты людей из его окружения - детей, пьяных весельчаков, сумасшедших, шутов, не ограничивая себя в выборе моделей и движениях кисти. Он был президентом гильдии художников, ему заказывали групповой портрет стрелки ополчения из Амстердама, что говорит о его известности в столице, но в старости художник по какой-то причине перестал получать заказы, впал в нищету и умер в 1666-м году. На двести лет о нем забыли, пока в конце 19-го века его заново не открыли импрессионисты.

Еще полтора года назад я не мог себе представить, что буду увлекаться живописью, в которой не разбираюсь, и я совсем не умею рисовать. Мне интересно знакомиться с судьбой художников, с историей создания картин, читать про них, видеть их на страницах книг, а потом ждать встречи с оригиналами и таким образом прикасаться к истории, каждый раз открывая для себя целый мир, который не разочаровывает, а очаровывает еще больше! Вермеер, Рембрандт, Ван Гог и вот теперь Франс Халс. После выставки я съездил в Харлем, постоял у могильной плиты художника в огромной, старинной церкви на центральной площади города. На церковном органе там играли Мендельсон и 10-летний Моцарт. Но это уже совсем другая история, другой мир. Домой я возвращался, пренебрегая правилами, как и Франс Халс, за превышение скорости на 12 км\час получил штраф в 141 евро. Все-таки искусство - хобби не из дешевых....

На здании Райксмузеум в Амстердаме.





Первый зал только с одной картиной - "Веселый собутыльник".




Наряду с заказными портретами Франс Халс писал колоритных персонажей, вероятно, для свободной продажи. Я заметил, что на именных портретах нет его автографа, а на безымянных жанровых портретах - почти всегда есть. Вот и здесь. Нечеткие, расплывчатые контуры создают эффект движения.




Подпись художника - совмещенные F и H. Веселый собутыльник - прекрасный пример "грубой живописи" Франса Халса.




А здесь - традиционные, статичные портреты супругов. Какая разница с первой картиной! Мужчина с локтем реннесанса - родственник посетителя, с ним он фотографировался.




В этих портретах тоже присутствует движение. Женщина словно вот заговорит, а мужчина только что повернулся к нам лицом - эту позу Франс Халс несколько раз использовал. Хорошо выписанные детали соседствуют с быстрыми, тонкими мазками. Считается, что Франс Халс писал быстро.




Манжет на рукаве.




Женский локоть ренессанса, один из немногих в 17-м веке, выглядит словно трехмерный. Супруги хоть не обращены друг к другу, как было принято, но стоят в почти одинаковых позах, у обоих в руках перчатки, так они еще больше соответствуют друг другу.




36-летний муж и 22-летняя жена (возраст и год написания картины указаны на полотне), оба из семей текстильных магнатов, в дорогой, шикарной одежде, подтверждающей их статус, перчатки в и на руке. Картины супругов были проданы в разные коллекции и впервые за 90 лет висят рядом друг с другом.







Воротник и кружева словно настоящие!




Жемчуг и полупрозрачные манжеты.




Череп - символ бренности бытия.




Это самые ранние известные картины художника, 1612-й год, а родился он в 1581-1582 годах. И хоть имена портретируемых неизвестны, фамильные гербы и дорогая одежда не оставляют сомнений в их происхождении.







На групповом портрете стрелков ополчения офицеры расположены по старшинству - высшие ранги на переднем плане, низшие - на заднем. Но на всякий случае еще и пронумерованы.




Стрелки ополчения выбирались из местных зажиточных граждан на три года, они выполняли роль современной полиции. После окончания срока службы город устраивал для них прощальный ужин, и, по традиции, заказывали групповой портрет. Франс Халс отошел от традиционного статичного изображения стрелков в ряд и написал в 1627-м году картину их общения за ужином задолго до знаменитого интерактивного "Ночного дозора" Рембрандта.







Деталь еще одного портрета стрелков ополчения, написанного на 11 лет раньше предыдущего, в 1616-м году.







Слава о мастере групповых портретов дошла и до Амстердама. В 1633-м году Франс Халс принял заказ от стрелков из столицы, каждый заплатил 60 гульденов за свое изображение (годовая зарплата рабочего, огромные деньги). Для рисования стрелков с натуры художнику было нужно каждый раз приезжать в Амстердам. Через три года были готовы только первые девять фигур слева. Стрелки потребовали быстрее закончить картину, Франс Халс предложил им самим приезжать в Харлем позировать. Договориться не удалось, остальные 7 фигур справа дорисовывал другой художник.




Зал с групповыми портретами.




Портрет Харлемского купца в полный рост, во всей красе и со шпагой, 1625-й год. Розы и беседка с влюбленными на заднем плане подразумевают любовные планы, которым, возможно не суждено было сбыться - этот купец всю жизнь прожил холостяком.




Улыбающийся кавалер, 1624-й год. Богато вышитая одежда по последней французской моде - лежачий, а не стоячий белый воротник, черная окутывающая ткань, разрезы в рукавах, многозначительный взгляд, узоры в виде сердец, факелов, пчел, стрел купидона - молодой человек 26 лет холост и представлен в самом выгодном свете (женатые мужчины одевались менее ярко). Сочные цвета, сочетание точно выписанных кружевных манжетов и узоров на костюме с быстрыми, заметными мазками на оранжевом рукаве. Этот портрет был продан в 1865-м году за огромную сумму в 51 000 французских франков и способствовал известности художника.










На этом портрете изображен один из известнейших шутов Нидерландов из Ляйдена - Pieter Cornelisz van der Mersch. Как и Франс Халс, он состоял в городском филологическом сообществе, устраивавшем представления на городских праздниках. "Кто желает" написано на картине. "Дать селедки" означало "высмеять кого-нибудь", он был в этом большой мастер.







Еще одна "рыбная" картина, "Pekelharing", 1625-й год. Глупый комедийный характер английских передвижных театров, любитель "соленой селедочки". Своими глупыми поступками он веселил публику не только в комедийныхх, но и в драматических представлениях. Поэтому и "неприличная", широкая улыбка, обнажающая зубы, поэтому и разукрашенное темной краской лицо, отличающее его от "белых" людей. Вероятно, Франс Халс бывал на таких представлениях и видел этого персонажа своими глазами.







"Цыганка" или "La Bohemienne", 1625-1630 года. Это жанровый портрет, выдуманный характер, так называемый "трони". Такое открытое декольте не носили на публике. Женские портреты эротического характера в борделях представляли проституток, которых клиент мог выбрать. Теперь этот портрет висит в Лувре.







Детские портреты. Увидишь улыбку - и сам улыбнешься.




Известно, что Франс Халс крестил 15 детей. Возможно, некоторых из них мы видим на следующих портретах, мне кажется, они похожи друг на друга.  Дети не умели еще контролировать свои эмоции, им разрешалось улыбаться во весь рот. На картинах они музицируют, читают, пьют, улыбаются и находятся в постоянном движении, мгновение которого художнику удалось поймать и перенести на холст.

Мальчик с флейтой, 1627-й год.




То же самый мальчик, по-моему, тот же 1627-й год.




Веселый лютнист, 1624-1628 гг.







Неподвижный инструмент написан очень аккуратно, что контрастирует с живым, подвижным, написанным быстрыми мазками музыкантом.




Небольшие по размеру, написанные на деревянных панелях портреты. Франс Халс был окружен детьми, мог наблюдать за их поведением и точно знал, как передать на картине их юношескую энергию - растрепанными, колючими волосами, блеском в глазах, румяными скулами и открытой улыбкой.
Смеющийся мальчик с флейтой, 1630-й год.




Пьющий мальчик, 1630-й год.




Улыбающийся мальчик, 1630-й год. Такие жанровые картины могли создаваться для свободной продажи, но мне хочется верить, что эти портреты своих детей художник писал для себя и своей семьи. Просто потому, что он мог.




Картина почему-то называется "Поющая девочка", а не читающая. 1628-й год.




Мальчик со скрипкой, 1628-й год.




В Харлеме, на центральной площади, продавали свежие морепродукты, которые дети рыбаков приносили с берега в плетеных корзинах. Франс Халс писал не только заказные портреты взрослых, серьезных людей за хорошее вознаграждение, но и по собственной инициативе портреты детей рабочего люда, не знающих о нормах и правилах и широко улыбающихся. Комбинация из трех букв на подписи - FHF - означает Frans Hals Fecit - Франс Халс сделал (лат.).

Улыбающийся мальчик-рыбак, 1630-й год.







Мальчик-рыбак, 1638-й год.







Продолжение здесь.

Франс Халс, искусство, музей, фотки, Харлем, культурно отдохнул, Нидерланды

Previous post Next post
Up