Мой Франс Халс. Часть 2.

Apr 13, 2024 08:16

Продолжение. Часть 1 - здесь.

На рынках 17-го века торговали, в основном, женщины. Девушку написал Франс Халс, а вот натюрморт со всеми фруктами - его земляк Клас ван Хёссен, он был в этом жанре специалистом. Достаточно посмотреть на виноград - он как настоящий. Рядом с типично голландскими фруктами - грушами и яблоками, продаются и заморские - арбузы и дыни, которые привозили торговцы из южных стран по морю. Голландские натюрморты были скромными, а такое изобилие на картине характерно для фламандцев, проживавших южнее Голландии. Спасаясь от религиозных гонений испанских властей, как и семья Франса Халса, многие фламандские художники бежали на север, в Нидерланды, превнося в местное искусство что-то свое. Картина 1630-го года.












Малле Баббэ, 1640-й год. Имя этой женщины известно - Barbara Claesdr. Вероятно, она была умственно отсталой, по мнению администрации города, на улицах она вела себя неподобающе, поэтому ее содержали в Харлемском трудовом доме, как и двух детей Франса Халса. Улыбка с открытым ртом, кружка с пивом в руках, сова на плече (символ глупости и пьянства, "пьяный, как сова" говорили раньше) - все это олицетворения непристойного поведения или безумия. Но написанная даже для стиля Франса Халса очень грубо, крупными мазками, улыбающаяся Малле Баббэ - то есть, сумасшедшая Барбара - вызывает только симпатию. Я ее встречал раньше, в Берлинской галерее.







"Портрет Катарины Хоофт и ее няни", 1619-1620 гг. Нарядно одетая девочка в расшитом золотом платье, с золотой цепочкой и золотой погремушкой в руке из одной из богатейших семей Амстердама изображена на фоне скромно одетой няни, которых нанимали не только ухаживать за ребенком, но и даже для кормления грудью (тогда няню называли "мокрой"). Роль няни в воспитании ребенка была очень важна, иногда их отношения переносились во взрослую жизнь, не зря няня присутствует на портрете, и чувствуется их обоюдная симпатия. Важность здорового питания показывает предлагаемый фрукт. Виртуозно написанная картина, как в изображении деталей, так и в передаче настроения, отношений.







Часто маленьких детей изображали в по взрослому скроенной одежде и с серьезным лицом, как маленьких взрослых. Здесь ребенок улыбается, но чем больше я смотрю на нее, тем меньше лицо мне кажется детским. Еще эта выставленная рука, держащая няню на расстоянии. Не знаю...







Семейный портрет, 1646-й год. Счастливая семья - дети улыбаются, отец и мать смотрят друг на друга, держась за руки. Вероятно, это портрет семьи гувернера форта Альмина в Гане, центра нидерландской работорговли в Африке, после возвращения в Харлем. Возможно, они привезли с собой африканского мальчика, но не как слугу - он одет в хорошую одежду, хоть и стоит немного позади.




Frans Hals Fecit.




Ослиной челюстью избивал библейский герой Самсон филистимлян, державших израильтян в рабстве. С такой же, но словесной, страстью этот мужчина на портрете - Питер Вердонк - спорил о вере с горожанами Харлема, за что его даже закрывали на время в трудовом доме. Еще один симпатичный, пожилой, с какой-то горечью в глазах, безумец. 1627-й год.




Небольшой портрет каллиграфа (1638-й год), преподавателя французской школы в Харлеме. Каллиграфия считалась настоящим искусством, с этого портрета делали копию для печати портрета в книге о каллиграфии.




Еще одна ранняя работа художника (1619-й год), в принадлежности которой Франсу Халсу долго сомневались.




Портрет неизвестного человека, 1658-й год. В преклонном возрасте (старше 70 лет) Франс Халс писал такие небольшие портреты, вероятно, на продажу, его грубоватый стиль, так ценимый импресионистами, не находил понимания у современников. Серьезных заказов не поступало, старость художник провел в нищете.




Путешественник, купец и адмирал Голландской Ост-Индской компании Pieter van den Broecke получил за свои заслуги дорогой подарок - золотую цепь - и вышел на пенсию. Известный портретист Франс Халс в период процветания получал заказы из самых высших кругов общества. Выставленная вперед рука, лицо сошедшего с корабля человека, красное от загара, с растрепанными ветром волосами, и свободная, танцующая кисть художника оживляют человека на картине.







А это что за мазня? - спросит неискушенный зритель.




Это портрет Яспера Шхаде (Jasper Schade), 1645-й год, модника из Утрехта, тратившего целые состояния на новомодную одежду из Франции. Он был молод и богат, носил я яркую одежду и длинные волосы, за что осуждался старшими поколениями и даже церковью. Ох, уж эта молодежь, ничего с годами не меняется!




Мой голландский русский на фоне елей, Исаак Масса, 1626-й год. Ветка падуба в его руке символизирует дружбу (с художником).




Исаак Масса вместе с женой, 1621-й год (пришлось скачать это фото с интернета, не сфотографировал картину, потому что видел ее раньше в музее).




Исаак Масса, 1622-й год. Его уверенная поза со скрещенными на груди руками, уникальная для портретов 17-го века, объясняется так - в инфракрасном излучении на заднем фоне картины были обнаружены скелет и женщина со змеями вместо волос - символы смерти и зависти. Масса долго жил в России, хорошо знал историю страны и людей в ней живущих, успешно вел дела, сопровождал российские посольства в Нидерланды. В своей стране, да и в Англии, у него хватало завистников и соперников, которые устроили клеветническую кампанию его имени. "Вы сдохнете от зависти, а я буду делать то, что считаю нужным," - вот что он хотел им сказать. Как это все напоминает сегодняшний день.







Портрет мужчины в шляпе, 1660-й год. Одна из самых поздних работ Халса, с характерными для него позой и крупными, грубыми мазками.




На закате своей жизни (1664-й год, в возрасте 84-х лет) Франс Халс исполнил два групповых портрета управляющих домом престарелых, в котором содержались пожилые мужчины старше 60 лет. Управляющие женщины (регентши) следили за хозяйством, управляющие мужчины (регенты) - за финансами. Это были зажиточные граждане, которые считали своим долгом заботиться о тем, кому меньше повезло в жизни. Франс Халс никогда не жил в доме престарелых, хотя вполне мог бы. Он не стал ничего приукрашивать, в этом не было нужды. Это простые, честные портреты занятых, ответственных, пожилых людей. Художник писал свободней, чем когда-либо прежде - работа кисти видна очень хорошо. К этому стремились современные художники 19-го века. А Франс Халс опередил их на двести лет.













Мне показалось, что на картине с регентшами я нашел "Девушку с жемчужной сережкой" Вермеера в пожилом возрасте. Но мне действительно показалось - обе картины были написаны художниками с разницей в два года. Франс Халс (1581-1666), Рембрандт (1606-1669) и Вермеер (1632-1675) жили в одно и то же время недалеко друг от друга - в Харлеме , Амстердаме, Делфте.




Лютнист, 1623-й год.




Эта картина как фотография. На ней запечетлен момент, который длится секунду. Позировать так невозможно, как и разглядеть все детали выражения лица - оно быстро изменяется. Франс Халс не стремится к детализированности, точности, четкости линий. Это создает видимость движения и делает выражение лица мимолетным, как будто художнику удалось остановить прекрасное мнгновение.







Церковь Святого Бавона на центральной площади Харлема, в которой был похоронен Франс Халс. Построена в 13-м веке, восстановлена после пожара в 15-16 веках.




Орган, построенный в 1738-м году, был в свое время самым большим органом в мире. Высота его - около 30 метров, длина самой большой трубы - 10 метров, всего 5068 труб. Считается самым красивым в мире.







Хор церкви был закрыт, но недалеко от ограды, слева от фонаря на полу, находится могильный камень, под которым был похоронен художник.




Свеча как кружева на его картинах.




Старейший сейф Харлема 15-го века, в котором хранились, например, городские права, подтверждающие статус города и дающие определенные привелегии (торговля, самостоятельное управление и правосудие).




Пюпитр 1499-го года в виде пеликана (так в то время представляли пеликанов), который клюет себя в грудь, чтобы накормить детей своей кровью.




Четыре центральные колонны, на которых стоит башня.




Церковь Святого Бавона известна своими фигурами и изображениями, символизирующими, любовь, надежду и веру.




Кусающие колонны - люди, которые мертвой хваткой ухватились за свою веру, свое видение мира и не приемлют других точек зрения.




Если выше был символ веры, то женщина - это символ любви, а в глазах мужчины я вижу надежду)))







Конец марта, 29-е число. Сейчас уже все зеленое.




Тюльпанов еще нет, а нарциссы и гиацинты цветут вовсю.




Позавчера получил письмо счастья. Скорость в 65 км\ч при ограничении в 50, 62 км\ч после коррекции. 141 евро штраф. Вообще, я правила соблюдаю, поэтому обидно, когда малейшее нарушение так строго карается.


Франс Халс, искусство, музей, фотки, Харлем, культурно отдохнул

Previous post Next post
Up