Сергей Фаер: "У меня есть 10 решений для супербосса" (интервью, часть 2)

Aug 09, 2016 11:54



- Часто ли буксуют проекты из-за трусости клиента? Например, когда идея ему показалось классной, но реализации он испугался.

Обязательно до начала большой работы нужно провести с клиентом и со всем его персоналом тренинг. Потому что решения будут на очень высоком уровне, очень смелые. И я хочу, чтобы они это понимали, и сами находили эти решения. Во-вторых, если такой возможности нет и клиент у нас не готов, все равно нужно найти быстрый способ буквально за полчаса поднять его на новый уровень понимания. Нужно показать, что есть другой мир, другие возможности для решений.

Можно показать несколько примеров, провести тренинг даже за полчаса. Всегда в голове сотня примеров. А вообще, предпочитаю проводить тренинги. Однодневные, двухдневные, недельные.

В-третьих, если вот это всё отметается, если у нас нет такой возможности и там какой-то супербосс на высшем уровне, и у меня есть всего минута, чтобы предложить ему какие-то решения. Элементарно!

Я прихожу, и у меня уже есть 10 решений.

Если он не готов к самому смелому, то отступаем назад и даем девятое решение, восьмое, седьмое. Если и тут он упирается, я тут же предлагаю ему решение дальнейших задач. Он может сказать, что решение-то классное, но его испугает, что про него потом могут начать говорить что-то нехорошее.

Это подзадача. Я на тренингах всегда учу, что, когда вы придумали классную идею, нужно посидеть и пять минут подумать.

Прежде чем бежать внедрять решение, нужно попробовать его сломать. Что плохо? На чем можно споткнуться? Какие есть минусы? Не нужно выкидывать в мусор большую идею. Давайте просто дорешаем мелкие проблемы - подзадачи. Они обычно более простые, их легко решить.

То же самое можно проделать и с этими острыми решениями. Чем оно остро? Чем оно грозит в будущем? Садимся и дорешиваем. От нас ничего не ускользнет.

- Расскажите подробнее про вашу команду.

Когда мы занимались выборами, в команде находились такие же суперрешатели, только из разных областей. Есть, допустим, суперрешатель по дизайну. Даже если изначально он был не супер, он все равно становился супер. Работая со мной на одну компанию, на вторую, на третью, он постепенно становится решателем, понимает, что мы от него хотим, и умеет решать противоречия. Надо сделать вот это - здорово, ведь это нам очень нужно. И нельзя этого делать, потому что нарушается закон, или это будет дорого стоить, или не помещается в масштабы листа... Всё это просто противоречия, которые он уже умеет решать.

Точно так же очень нужны были в команде, райтеры, юристы, менеджеры. Менеджеру можно сказать идею, что нужно сделать, провести какой-то концерт, перевезти кита в Сочи, хотя это очень трудно - плевать, он решит эти задачи.

- Как они оказались рядом с вами? А сейчас вы работаете один?

Я сталкивался с ними на бизнес-проектах по рекламе. Самых классных и толковых я хватал себе, росли вместе со мной. Но когда я ушел из выборов примерно в 2007-м году, команда уже потихонечку разошлась. Они все уже директора своих бизнесов, и сейчас я уже такую команду не соберу на выборы. Но я и сам не стремлюсь возвращаться.

Но иногда очень напирают, предлагают любые деньги, удобный мне график. И тогда соглашаюсь, но при условии, что они дадут свою команду: рекламистов, юристов, дизайнеров, менеджеров. За 10 дней я научу их решать задачи, мы вместе с ними разработаем стратегию и тактику кампании, а затем я больше буду не нужен.

Вот это мне нравится. Я готов подготавливать команды. Примерно раз в год я получаю такой заказ. Потом опять спокойно работаю по бизнесу, сосредотачиваюсь на том, что мне интересно.

- То есть вы пришли как мозг, раздали задачи нейронам, потом ушли, а это все работает. Так?

Я научил их решать задачи, вместе с ними разработал кампанию. Я мог бы и один ее разработать, но мне хочется, чтобы они думали собственными головами. Они это интериоризируют, и понимают суть, почему это нужно внедрять, и от этого лучше внедряют с дорешиванием подзадач.

Интересный мемент: на выборах мы перестали привлекать юристов. Ладно, если бы мы своего выращивали, но каждый раз было просто выгоднее найти того, кто живет на этом месте или взять юриста у кандидата. И нам требовался месяц на то, чтобы его переделать и перестроить. Шаг влево, шаг вправо - они всего боятся. Они постоянно говорят, что вот так мы будем нарушать закон. Да плевать! Мы всё равно это сделаем! Просто реши эту задачу так, чтобы нас не скинули с горки. Этому их очень трудно научить.

В конце концов мы стали приглашать адвокатов. Адвокаты - это такие живчики, которые выскальзывают из подобных противоречий всю свою жизнь. Они под это уже заточены. Они загоняют в противоречия конкурентов, и выскальзывают из противоречий сами. С ними работать интереснее. В команде нам нужны решатели.

Сегодня в бизнес проектах у нас непостоянная команда. У меня несколько партнеров из совершенно разных областей деятельности, и под конкретный проект собирается нужная конфигурация. В каких-то их проектах я их подчиненный, в каких-то моих проектах они становятся моими подчиненными. Нет такого, чтобы всё время был какой-то один постоянный руководитель.

- Что раскручивать легче, интереснее, а что труднее?

Знаете, всё интересно. В политике бывают настолько интересные люди, что ты готов всё бросить, лишь бы ему помочь. С неинтересными людьми я не буду работать ни за какие деньги. Даже когда у меня в 1991-м году были проблемы с деньгами, я отказывался работать с теми, кто мне несимпатичен.

Когда-то я поставил себе такую цель в жизни, что моя работа должна быть на 100% креативной. Когда я этого добился, я поставил вторую цель: это должно приносить деньги. Добился! Моя жизнь - это моя работа. Я зарабатываю тем, что мне обалденно нравится делать. Я решаю неразрешимые задачи. А за это мне еще и здорово платят. Поэтому мне и не нравится работать с неинтересными людьми что в политике, что в бизнесе. Это моя жизнь, и я хочу жить красиво, весело, интересно.

Везде есть неразрешимые задачи. Политика, бизнес, социальные проекты - везде интересно. Если человек приятный, порядочный, интересен, мы с ним работаем.

- Каким должен быть интересный человек?

Интересные люди - это те, у которых есть цель в жизни, которые чем-то горят.

- Почему вы отказывали в последний раз?

Много было отказов по выборам, как я уже объяснял.

- Это связано с вашими политическими взглядами?

Просто политика в последнее время вообще стала не интересна.

- А еще кому отказываете? Может быть, из принципа?

Мне, наверное, очень повезло, и в какой-то момент просто перестали обращаться неинтересные люди. Наверное, вот так и работает ноосфера. Может, конечно, окружение, которое формировалось годами, уже примерно знает, кому меня можно порекомендовать, а от кого я точно откажусь. Это идеальный вариант, когда фильтрация происходит через окружение и тебе сразу помогают встречаться с правильными людьми.

- Где вы черпаете вдохновение? Как вы запускаете свой креативный двигатель?

Я научился включаться в процесс буквально за 30 секунд. Это результат большой практики. Включаю в уши Pink Floyd, и меня уже тут нет. Готов решать любые задачи. Это если задача спокойная и креативная. А если задача связана с «черным» пиаром, когда на нас кто-то нападает, тогда я включаю Nightwish.

Были времена, когда решать дольше 2-3-х часов было невозможно. Голова просто закипала, болела, нужно было отдохнуть. Это в классе десятом. И представьте себе выборную кампанию, которая идет два месяца. Ты работаешь 20 часов в сутки, от тебя требуется постоянный креатив, идут постоянные войны. Я довел себя до того, что смог решать задачи без остановок, без кофе, без шоколада. Чтобы решать задачи, нужен только кислород.

Это просто тренировка. Мозг тренируется примерно как и мышцы. Есть же люди, которые отжимаются тысячу раз, подтягиваются тысячу раз. Оказывается, то же самое можно сделать и с мозгом. Мозг может решать задачи без остановки, но это годы тренировок.

Еще у меня есть технология, которую я преподаю на тренингах, - технология управляемого инсайта. Я даю пару десятков инструментов решения задач. Из них примерно 7-8 самых основных, базовых. И каждый из этих инструментов ведет к тому, что мы изначально легкую задачу превращаем в некоторый парадокс, в сложную противоречивую формулировку.

Говорю директорам, чтобы они ни в коем случае не давали своим сотрудникам легкие задачи. Решения таких задач будут дурацкими. Давайте неразрешимые задачи. Приходит маркетолог и говорит, что будет разрабатывать план на полгода, запрашивает определенный бюджет. На это ему нужно сказать, чтобы он приходил через неделю с готовым планом, который он должен сделать без денег. Если получится, то ему можно выдать премию. Стимул есть, задача поставлена - он придет с готовым решением. Надо себя ограничивать и в деньгах, и в других ресурсах, чтобы выйти на новый креативный уровень.

Вместо одной проблемы, про которую обычно пишут в книжках, что с ней надо переспать, участники моего тренинга должны идти спать с 20-30-ю проблемами, связанными с одной и той же задачей. 20-30 парадоксов ведут в область сильных решений. Это как ядерный взрыв, направленный внутрь. Как кубик Рубика, который ты крутишь у себя в голове. Покрутил, лег спать, и надо стремиться к тому, чтобы эти задачи решились сами собой.

У меня такое происходит на консультациях, а раньше на выборах. Появилась проблема, сажусь писать парадоксы. Мне нужно написать 20-30 парадоксов. Я дохожу до седьмого - чёрт, не успел! Задача уже решена! Это фокус парадоксов, потому что мы очень объемно видим задачу. Она сама себя решает - это же и есть идеал.

Решать задачу можно где угодно: во сне, в ванной, на горных лыжах. Но ставить формулировки нужно в трезвом сознании. Поставить правильную формулировку - это самое важное. В книжках пишут, что правильно поставленная задача это уже половина решения. Нет, это 99% решения!

Весь мой тренинг направлен на то, что я учу людей правильно формулировать задачи. Полтора дня мы учимся правильно формулировать свои задачи, а затем за два часа они решают несколько десятков своих задач. Как говорится, тяжело в учении, легко в бою. Особенность моих тренингов заключается в том, что я заставляю людей притаскивать туда свои самые сложные задачи. И тут же на тренинге мы их решаем с теми, кто осмеливается их туда принести. Все-таки это стресс.

Представим, что у некоей корпорации есть трудная задача, с которой до этого никто не справился. Они решали ее два года, потеряли два миллиона долларов, но так ее и не решили. И тут появляется человек, который может ее решить за пять часов. Они собирают различных экспертов, приходят сами, съезжаются иногда со всего мира. И попробуй тут не решить их задачу за пять часов. Ведь люди уже собрались, им уже пообещали. Для любого это сумасшедший стресс.

Но о страхе надо забыть навсегда, чтобы это не мешало решению. Редко кто может себе такое позволить.

Вернемся к примерам. Объясню, как задача сама себя решает. Пример. Есть небольшая фирма, средний или малый бизнес, в котором 20 основных сотрудников в менеджменте, и 400 наемников. Вот эти 20 основных - это золото компании. Владелец компании выстраивает ее под себя, потому что пользуется тем же принципом «моя работа - моя жизнь». Он проводит большую часть времени на работе, и поэтому хочет, чтобы ему было приятно с этими людьми. Соответственно, там очень строгий отбор: молодые, растущие, креативные, симпатичные ребята. При этом они должны быть компетентны в этой области деятельности.

Головная боль HR - находить таких людей. Очень жесткие требования к персоналу. Допустим, на позицию руководителя отдела продаж человека будут искать месяцами. Это очень тяжело. На позицию попроще, скажем, одного из этих 20-ти менеджеров - месяц. Но директор говорит, что месяца нет, надо быстрее. А перепробовали уже всё: соцсети, Headhunter, job.ru. И всё бесполезно, ничего не помогает. Встречается много пустоты, обмана.

А технология поиска следующая. Кого-то находят или кто-то сам присылает свою анкету. Затем человеку звонят, разговаривают с ним, назначают встречу. Но он ведь тоже не ждет, поэтому срывается, встреча переносится. Тогда звонят следующему. Он приходит, с ним проводят анкетирование, вроде всё хорошо. Но ведь надо еще провести какие-то тесты, выделить неделю на тестовый период. Всё это может занять месяца, а если человек опять сорвется?

Я сижу рядом с HR и тут же начинаю фантазировать - рисовать те самые парадоксы. Окей, значит нам нужны молодые, креативные, растущие. Второй пункт: мы 30 дней тратим на поиски одного человека. Я давайте сделаем наоборот, за один день рассматривать 30 человек. Усложним задачу: мы не просто будем рассматривать их анкеты или слушать их по телефону, давайте сразу посмотрим на них в бою. Это же намного лучше, потому что в анкете или по телефону легче обмануть. Посмотрим, как они работают.

30 человек, работающих у нас на глазах, это что? Это тренинг, это семинар, это курсы повышения квалификации. Давайте не будем тратить деньги и найдем уже готовые курсы. Проверили. На эту тему проходит 20 курсов в неделю. Из них 10 нам не подходит, потому что это дорогие курсы, на которые компания отправляет своих людей, которых нам не надо переманивать большой зарплатой, у нас нет такой задачи. Да и не хорошо воровать чужих специалистов себе.

У нас осталось еще 10 курсов, которые в основном все бесплатные, на которых одна молодежь. Туда скопом идет 30 человек, мы там присутствуем (инкогнито или открыто), либо посылаем кого-то из отдела, кто запрашивал этого человека, чтобы сами увидели этих людей в бою. Либо HR идет к преподавателю и предлагает повесить на доске объявление, что на одного из присутствующих уже есть такой-то запрос. Это и преподавателю плюсик, и нам.

Мы не успели решить эту задачу. Мы сформулировали правильный парадокс. И ответ быстро сформировался сам.

- Вы против креатива в измененном состоянии сознания?

Да, абсолютно! Мозг - это компьютерище. Когда я говорю про то, что выборная кампания длится два месяца, когда мозг включен на 100% и 20 часов в сутки решает задачу, это настолько слаженный механизм, что достаточно всего одного глотка пива или вина, чтобы всё разом разрушить.

Кстати, я замечал, что в такие периоды я никогда не болею. Когда мозг работает в таком режиме. Никакая зараза не пристает, никакой усталости не чувствуется. Спать, конечно, хочется постоянно. И когда ты эту работу закончил, потом неделю приходишь в себя. И ломать этот компьютер какими-то таблетками или алкоголем - это не мой путь.

Кто-то, может быть, прибегает к подобным вещам, но это очень разовые и точечные вещи. А потом еще неделю тебе придется восстанавливаться, чтобы вернуться к нормальному образу жизни. А я так даже и не пробовал ни разу.

- Порекомендуйте, пожалуйста, книги или фильмы, которые развивают креативность.

У меня есть целая подборка таких книг. В основном, это фантастика, которая показывает, что вся жизнь состоит из задач. И успешен тот, кто умеет красиво решать эти задачи. А неразрешимые задачи - это самый кайф. Это «Крыса из нержавеющей стали» Гарри Гаррисона. Это длинная серия книг про Майлза Форкосигана, автор Лоис Макмастер Буджолд. Это «Астровитянка», очень нашумевшая вещь, три тома, потрясающая фантастика. Ее написал выходец из СНГ ученый Николай Горькавый, который сейчас работает астрономом где-то в Америке.

Из фильмов про политику, конечно, «Хвост виляет собакой». Там используется моя любимая стратагема «Проскочить выбор». Обожаю фильмы или книги, где всего лишь одна плодотворная идея делает весь сценарий. Это «День сурка», «Шоу Трумана»…

- Я недавно смотрел фантастический фильм «Грань будущего». Смотрели?

Да-да! Потом, может, помните тот фильм с Умой Турман и Беном Аффлеком «Час расплаты», это тоже чисто научно-техническая фантастика.

- Может, что-то из сериалов?

Мечтаю посмотреть какой-нибудь сериал, как только у меня закончатся все книги. Слышал, что есть какие-то классные сериалы, но у меня на них нет времени. Может, когда-нибудь потом, на пенсии посмотрю.

- Какие чужие кампании вам запомнились в России и за рубежом?

Тут мой мозг чист. У меня просто такая память. Мой партнер шутит, что у меня вся память - оперативная. Свой «жесткий диск» я очень быстро обнуляю. Мы с ним очень разные. Он помнит всё, что прочитал, цитирует на семинарах стихи. А мне проще переизобрести, чем вспомнить.

- Ваша фамилия настоящая?

Настоящая. Повезло с фамилией, потому что меня всю жизнь подмывало зажигать. Когда я понял, что умею решать задачи, мне захотелось научить этому других. Не просто дать инструменты и формулы, а именно «зажечь» людей, чтобы они горели, не боялись сложных задач, шли на рожон в креативном смысле слова. Так что я зажигаю.

- А кто вы по гороскопу?

Кажется огненная лошадь, козерог. Родился 31 декабря.

- Вы верите в какие-то астрологические предопределенности? В судьбу?

Иногда я думаю, что не зря написал книгу именно в 33 года. Как обычно говорят, что это возраст Христа. Если что-то такое и есть, то и хорошо, потому что оно мне точно помогает. И в работе, и в жизни у меня случается много чудес.

- Вы общаетесь с кем-либо из «коллег по цеху»? Например, мне на ум приходит Олег Матвейчев и Антон Вуйма.

Слышал. Где-то когда-то смотрел кейсы Матвейчева. В плане креативности, как я видел, там всё хорошо. Отмечу Владимира Тарасова. Его подход очень похож на мой, те же стратагемы, стиль решения. Он мой брат-близнец, с которым я не знаком.

- Как проходят ваши тренинги? Например, если взять однодневный и недельный, то в чем их отличия?

Однодневный, конечно, совсем грустно звучит. Я успеваю только удивить аудиторию и дать инструменты, а дальше они должны учиться сами. Совсем немного успеваем потренироваться в решении задач, что компенсируется кучей материалов - книг и Интернет-ресурсов. Двухдневный уже лучше, потому что они успевают решать какие-то свои задачи.

Третий день трехдневного тренинга полностью состоит из одних только задач. У меня только вчера закончился такой тренинг для крупной строительной компании. Все в восторге, решили массу своих задач, научились, потренировались, осмелели.

Ну и дальше можно продолжать. У меня были пятидневные тренинги, десятидневные. Там можно решить очень много задач, всё это проработать вместе «до железа».

Сейчас наблюдается интересная динамика заказов. Если 2-3 года назад корпоративные тренинги заказывали только малый и средний бизнес, то в последнее время очень хорошо идут крупные компании, включая «Сбербанк», «Росатом», «Газпром», Газпромнефть, Евраз, Сибур...

- Считаете ли вы людей, прошедших ваш семинар, своими партнерами? Или, может, они ваши конкуренты?

Мне все-таки кажется, что растет некая моя армия. После тренингов у них меняется сознание, и они становятся несколько другими людьми. У них рушатся шаблоны, стереотипы. Я их ощущаю как некую большую армию. Кто-то подписывается в соцсетях, покупает книги. Но даже если у нас с ними нет никаких контактов, они все равно где-то у меня в сознании остаются.

Иногда они возвращаются в другом качестве. Например, они были участниками открытого семинара, а тут объявляются уже как заказчики консультаций или корпоративных тренингов.

- С кем семинары проходят наиболее плодотворно?

Самые красивые семинары у меня выходят с рекламистами, маркетологами и пиарщиками. Это самая живая аудитория, для которой у меня всегда очень много примеров. Допустим, нефтегазовой компании я не буду рассказывать ни про выборы, ни про рекламу (а у меня там сотни обалденных кейсов, так жалко!), то здесь я могу полностью раскрыться, и они все будут в восторге.

Если не брать рекламу, маркетинг и пиар, то здесь шкала следующая. Самая сложная аудитория - это чиновники. Им ничего не надо, у них стеклянные глаза. Какой еще креатив? У них и так всё хорошо. В их глазах только откаты. Потом сложно с бухгалтерами, юристами, с техникой безопасности - с теми, кто всю жизнь жил строго по инструкции - шаг влево, шаг вправо - расстрел. Их трудно раскачать, боязливые, пугливые, но работать с ними можно.

А на другом плюсе предприниматели. Вот это сила! Это те люди, которые создали свой бизнес. Они универсалы, потому что каждый день на них валятся юридические задачи, организационные задачи, психологические задачи, рекламные. И они всё это должны уметь решать. Вот как раз такие универсальные люди мне и нужны. Они мгновенно понимают, что перед ними, и как им это позарез нужно. У меня есть отзывы на страничке в «фейсбуке», в которых люди рассказывают, как они решили задачи, с которыми ходили годами, за 1-2 дня. Предприниматели глотают методику на раз!

Между этими двумя полюсами есть разные-разные градации.

- Спасибо!

Первую часть интервью читайте здесь http://pr-maslennikov.livejournal.com/787456.html

интервью с Известными, креатив

Previous post Next post
Up