Turcia delenda est, или Как нам обустроить ближнее зарубежье (часть 2)

Dec 04, 2020 21:02


Начало цикла - здесь: https://potapych100.livejournal.com/801.html

Пошаговое обозрение российской периферии (продолжение)

В данной части статьи в центре внимания - Дальний Восток, а именно Корея, Япония и США. Здесь я не вижу значительных территориальных подвижек; фокус русской стратегии здесь - качество взаимоотношений России с этими странами.

Корея

Единственным возможным исключением в тезисе о территориальной стабильности в этой части АТР является Корея. С Южной Кореей (РК) Российская Федерация не граничит, а с Северной Кореей (КНДР) никаких территориальных вопросов у нас нет (да и граница-то всего пара десятков вёрст). Других потенциальных точек разногласия (за исключением внутри-корейских разборок и роли в них США) тоже нет. В России есть сравнительно значительная корейская диаспора (ещё с предвоенных времён), но русские корейцы на 100% ассимилированы, мест их компактного проживания (если не рассматривать север Казахстана) мало (например, несколько хуторов в Ростовской Области), а в приграничных районаух и вовсе нет. Ключевым вопросом для русских интересов является потенциальное воссоединение Северной и Южной Кореи.

Рекомендация: сохранение граничного статус-кво на севере Кореи. Нам их территории не нужны, им наши - тоже (но во избежание возникновения соблазнов, следует всеми средствами препятствовать иммиграции граждан КНДР кроме как по срочным конрактам, и абсолютно не допускать их поселение в Приморском Крае). По вопросу воссоединения Кореи, много потенциальных аргументов "за" и "против". Я склоняюсь к тому, что такое воссоединение (если оно будет достигнуто мирным путём, а не через военную победу Юга над Севером) России в целом выгодно. Во-первых, нам не придётся лавировать между КНДР и РК - проще будет иметь дело с одним субъектом отношений. Во-вторых, прекращение потенциала войны между двумя Кореями уничтожит raison d'être военного присутствия США на Корейском полуострове. В-третьих, более сильная и независимая Корея станет дополнительным противовесом влиянию Китая на западе Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР), создав более устойчивый параллелограмм сил Россия-Китай-Корея-Япония, где ни один из центров силы не сможет стать абсолютной доминантой.

В военном отношении, желательным было бы создание баз ВМФ России как на побережье Жёлтого Моря, так и Японского Моря, а также станций радиоэлектронной разведки и баз ПРО в горах юго-запада КНДР. В случае, если воссоединения Кореи не произойдёт, данные объекты станут ценными стратегическими активами. Если же сценарий воссоединения всё-же будет реализован, то в худшем случае данные активы смогут стать разменной картой для удаления США с южной части полуострова. Отметим, что не в интересах России проталкивать какой-либо из сценариев взаимоотношений между КНДР и РК. Единственным исключением является то, что мы не можем допустить силового варианта захвата Севера Югом (что неизбежно вовлекло бы участие США). В случае обратного захвата Юга Севером, Россия должна сохранять "вооружённый нейтралитет". Во всех остальных, то бишь мирных, сценариях, Россия должна выступить медиатором и "честным посредником" (не допуская на эту роль США).

В области экономики и культуры рекомендации сходны с теми, что в предыдущей статье предложены в отношении Китая. А именно, поощрение изучения русского языка, обмены студентами, совместные проекты в экономике (в том числе создание транспортной артерии от Западной Европы, через территорию России, до юга Корейского полуострова (с возможным мостом или тоннелем в Японию). Эти формы сотрудничества практически инвариантны в отношении внутри-корейских сценариев.

Япония

В отличе от Кореи, у Японии в отношении России существуют территориальные претензии. Многие ошибочно считают, что их наличие (и отсутствие полноценного мирного договора) сдерживает экономическое сотрудничество двух стран, препятствует инвестициям японского бизнеса в Россию, и в целом является чем-то, что требует "преодоления", возможно, даже за счёт уступок России в отношении Курил. Я категорически с этим не согласен. Как более слабый участник данной ситуации, именно Япония заинтересована в формальном улаживании взаимоотношений с Россией, а никак не наоборот. У Японии потенциально огромные проблемы с Китаем, ибо китайцы, будучи прагматичным народом который будет торговать хоть с чёртом, не забыл и никогда не забудет кровь и унижения Второй Мировой. У Японии также огромные проблемы с десятилетиями застоя в экономике, со структурой народонаселения, отсутствия природных ресурсов - при том, что даже пандемия Ковида продемонстрировала хрупкость мировой системы логистики и поставок. Что же тогда говорить о ситуации политической нестабильности, а тем более войны!

Рекомендация: сохранение территориального (и, если Япония не готова признать реальность и пойти на полные уступки, также правового) статус-кво. Ни пяди русской земли уступлено быть не может, будь это даже чисто символическая скала в гряде Хабомаи. Во-первых, символизм важен; во-вторых, полный контроль над Охотским Морем и прилегающими акваториями, равно как и сохранение полноценного доступа к проливам. В реальности, нет ничего стóящего, что Япония могла бы предложить нам в ответ на территориальные уступки. Культурный обмен, туризм, экономические проекты - всё как сейчас, только желательно в лучшем качестве исполнения. Никаких радикальных изменений во взаимоотношения с Японоей я не предвижу, да они и не требуются. Для России, Япония должна оставаться одним из противовесов мощи Китая. Поэтому с точки зрения интересов России даже вытеснение американской базы на Окинаве скорее всего было бы нежелательным.

США

...что плавно подводит нас к США. Взаимоотношения с нынешним мировым гегемоном - тема сложная, а потому отдельная. Хотя бы потому, что в данном цикле статей я рассматриваю периферию российского государства, а отношения с США по своей природе воистину глобальны. Здесь зафиксируем лишь тот факт, что у России и США нет по факту никаких точек соприкосновения или задач по сотрудничеству, за исключением (а) совместного поддержания стабильности в подведомственных им зонах влияния (которые часто пересекаются - поэтому желательно действовать совместно); (б) сдерживания воинствующего исламизма; (в) инициатив в космосе. С исчерпанием ресурса Международной Космической Станции космические программы России и США почти наверняка пойдут в разные стороны (хотя ничто не помешает оказывать друг другу коммерческие услуги ad hoc, например если Илон Маск поломается и американцам для выхода на орбиту опять понадобятся русские ракеты). По первым двум направлениям возможного сотрудничества, проблема упирается в недоговороспособность американской стороны.

Рекомендация: сохранение территориального статус-кво (но вопросы принадлежности арктических акваторий будут рассматриваться в отдельной статье). В остальном, оптимальным положением вещей будет максимальная изоляция России от больного организма каковым уже несомненно стали США. Необходимо продолжать создание автономных, доморощенных и подконтрольных России "систем обеспечения", большинство которых до сих пор завязаны на США и потому представляют для нашей страны нестерпимые риски: системы платежей и межбанковских интеракций; софт; элементная база электроники; фармацевтика; онлайн платформы и система хостинга. Подвижки здесь есть, но полной автономии необходимо добиться как можно быстрее. Уже через 5-10 лет автономия российской экономики, технологической сферы, информатики и т.п. должна быть  таковой, что если вдруг в середине Североамериканского континента образуется огромная дыра, наши дела должны как минимум не пострадать. Иллюзии о "сотрудничестве", "разрядке", "интеграции" вредны, и должны быть отброшены.

Всё вышесказанное предполагает, что США в перспективе рассмотрения данного цикла статей (10-20 лет) сохранятся в нынешней форме. Я думаю, после всего произошедшего в 2020 году мало у кого есть в этом уверенность. Если произойдёт распад страны на ряд территорий по расовому и идеологическому признакам, Россия должна быть готова к тому, чтобы "взять шефство" над исторически своими территориями (Аляска и Калифорния - по крайней мере северная и центральная Калифорния; юг, с его бандами, негритянскими гетто и прочими прелястями может быть рационально отдать Мексике). Реинкорпорация "русской Америки" скорее всего будет происходить через ряд ступеней (и здесь инструментарий описанный в моей статье "Что делать с неудобными территориями" https://potapych100.livejournal.com/731.html может быть полезен). Более того, в случае такого развития событий Россия сможет установить особые отношения (экономического и оборонного партнёрства) с "красными" (то бишь консервативными) обломками былой империи (штаты Дальнего и Среднего Запада, от Айдахо и Монтаны на северо-западе до Техаса на юге, а также штаты когда-то входившие в Конфедерацию - хотя Вирджиния может оказаться в "синей" зоне). Но данный сценарий слишком спекулятивен; более того, полностью независим от каких-либо действий или бездействий России. Нам в этот процесс (по крайней мере почти до его полного завершения) вмешиваться совершенно не надо, ибо любая попытка такого вмешательства только будет использоваться во вред той стороне, которую мы хотели бы поддержать.

Продолжение следует. В следующей части - Арктика, Норвегия, Финляндия, Прибалтика и Польша.

Палестина, Новороссия, Закавказье, внешняя политика, Курдистан, Волынь, Галичина, Малороссия, Белоруссия, национальная стратегия, Курды, Кипр, Латвия, Украина, Грузия, Казахстан, Абхазия, Молдавия, Румыния, Южная Осетия, США, враждебное окружение, Закарпатье, Корея, Израиль, Литва, Азербайджан, Турция, Сибирь, Приднестровье, Эстония, Япония, Аджария, Средняя Азия, Прибалтика, Россия, Сирия, лимитрофы, Греция, Армения

Previous post
Up