Turcia delenda est, или Как нам обустроить ближнее зарубежье (часть 1)

Dec 02, 2020 16:33

Введение

Мы живём в эпоху, когда движение тектонических плит мировой истории видимо невооружённым глазом. С  конца 1980х - начала 1990х годов, территории (в том числе в Европе, где до того лет 45 было затишье - за исключением Кипра) сливаются, разделяются, переходят из рук в руки. Очевидными примерами являются Германия, Югославия, СССР, Чехословакия. В последние несколько лет этот процесс приобрёл новое качество. Великие катаклизмы «ранней пост-советской» эпохи в основном проходили по линиям разлома заложенным в революциях и войнах первой половины 20го века, и зачастую опирались на хотя-бы формальную легитимность национально-государственного устройства, конституций и международных договоров.  Так, аншлюс ГДР был осуществлён на основе статьи 23 конституции ФРГ; развал СССР был обоснован заложенным в конституции 1977 года правом союзных республик на самоопределение вплоть до отделения. Соответствующие квази-правовые обоснования сыграли роль в распаде Югославии.
Особенность текущего момента - в том, что шелуха легализма практически полностью осыпалась, и дальнейший передел мира происходит на основе неприкрытого национального интереса (так или иначе понимаемого). Речь не только о недавних телодвижениях в Закавказье; примерами являются также фактическая аннексия Турцией ряда районов севера Сирии; турецкие же претензии на акватории Греции и Кипра; формальный аншлюс Израилем давно уже оккупированных Голанских высот (и готовящийся аншлюс большей части палестинских территорий на западном берегу Иордана). Заметьте, ни в одном из этих случаев я не выражаю морального или правового суждения, лишь констатирую тот факт, что серьёзный передел жизненного пространства происходит по праву силы и целесообразности (политической, экономической, военной, стратегической, идеологической, культурной), при этом встречая реакцию «мирового сообщества» в диапазоне от «серьёзной озабоченности» до прямого одобрения.

Все знаки указывают на то, что в ближайшие 10-20 лет темпы передела мира будут ускоряться. Не обязательно так катастрофично и «оптом», как по результатам 1ой и 2ой мировых войн. Скорее всего, «в розницу», локально, и растянуто по времени. Тем не менее, через 20 лет политическая карта мира, и вся архитектура международных отношений, скорее всего будут выглядеть сильно иначе, чем сейчас. А раз так, каждая уважающая себя страна должна тщательно продумать, какой вариант нового мироустройства наиболее отвечает её долгосрочным интересам. Не является исключением и Россия. Целью данной статьи является зафиксировать, какая внешняя конфигурация наиболее отвечает её стратегическим интересам.
Методологическая основа

К сожалению, насколько мне известно, документа, прорабатывающего в достаточной детали долгосрочную русскую стратегию, пока не существует - очень надеюсь, что вскоре такой документ появится. Поэтому, говоря о стратегических интересах России, я исхожу из следующих аксиом (и короллариев из них), которые могли бы стать основой русского национально-патриотического консенсуса (не претендуя на исчерпывающую полноту):
  1. Россия есть родина и естественная среда обитания русского народа; следовательно, русским национальным интересам отвечает собирание русского народа «под единой крышей» (при этом преимущественно русско-населённые территории должны войти в состав России напрямую, а территории со значительным русским меньшинством должны находиться под патронатом России и входить в её союзную иерархию - чем больше процент русских, тем более жёстко должна Россия контролировать такую территорию);
  2. Главной целью Российского Государства является защита, сохранение и преумножение, счастье и довольство русского народа, и других коренных народов России которые являются союзниками русских в достижении их национальных интересов; следовательно, российская внешняя политика направлена прежде всего на достижение стабильности, мира, благополучия и процветания внутри страны, а также на защиту соотечественнков вне её. Иные цели (поддержка православия и христианства в целом; защита союзников; проповедь консервативных ценностей, спасение белой расы и т.д. и т.п., являются вторичными целями и преследуются лишь в той мере, в какой это не противоречит достижению целей первичных;
  3. Россия и поддерживаемая ей система союзов и наднациональных образований не может ставить себя в зависимость от доброй воли или милости актуальных и потенциальных врагов и геополитических конкурентов; следовательно «блоковая самодостаточность» (экономическая, военная, транспортная, культурная и пр.) является залогом долговременной стабильности;
  4. Государства и другие территориальные образования в непосредственной близости от российских границ могут быть дружественными или враждебными, но не нейтральными (по крайней мере, не в долгосрочной перспективе); следовательно, задача русской стратегии - в устранении враждебных образований на своей периферии, и в установлении и укреплении дружественных (с предотвращением условий, которые могли бы позволить дружественной территории превратиться во враждебную).

В следующем разделе я описываю то, как с точки зрения долгосрочной русской стратегии должно выглядеть пространство «ближнего зарубежья».
Пошаговое обозрение российской периферии

На первом этапе, я пройду по периметру нынешней Российской Федерации и рассмотрю каждую из сопредельных территорий отдельно. После того, я проанализирую, какие устойчивые образцы и парадигмы возникают при таком подходе, и какие обобщённые выводы для русской стратегии из всего этого следуют. ВНИМАНИЕ: в данной статье я пишу исключительно о том, какова была бы идеальная архитектура российской периферии на двадцатилетнюю перспективу. Как достичь желаемого положения вещей, и в каждом ли случае оно реально достижимо, это вопрос отдельного рассмотрения. Такое рассмотрение будет предпринято в будущей статье.
Монголия

Начнём с того, что наиболее однозначно, и пойдём против часовой стрелки. Итак, Монголия. У России и Монголии нет стратегических разногласий или конфликтов, нет пограничных споров, нет и русского меньшинства в Монголии. Зато у Монголии есть существенные природные ресурсы, в России есть родственные монголам этнические группы (буряты и калмыки). Наконец, Монголия выступает в какой-то мере «прокладкой» между Россией и Китаем (заметим, что и исторически, и этнически у Монголии гораздо меньше причин к каким-либо трениям с Россией, чем с Китаем, который отцапал огромные территории нынешней «Внутренней Монголии». Стратегической целью в отношении Монголии является поддержание дружественного но формально независимого государства-союзника, при недопущении какого-либо серьёзного проникновения третьих стран (особенно из-за пределов региона, таких как США или Япония).

Рекомендация: сохранение территориального статуса-кво, при максимальном укреплении культурных связей, экономических, политических и военных связей. В культурном отношении, есть несколько магистральных направлений: буддизм, поощрение изучения русского языка в Монголии (когда русский может стать «языком престижа»), обучение монгольской молодёжи в российских учебных заведениях. Целью является формирование монгольской политической, экономической, культурной, военной элиты на основе русскоязычия, российского образования, и завязанностью на плотные связи с Россией. Для любого монгола кратчайшим и надёжнейшим путём к экономическому и карьерному успеху должна быть дружба с северным соседом и максимальное включение в «русский мир».

В экономике, для взаимовыгодного сотрудничества - поле непаханое. Здесь и разработка российскими компаниями полезных ископаемых, и строительство энергетической, телекоммуникационной и транспортной инфраструктуры, и размещение российских торговых сетей. В военной сфере - включение Монголии в один из форматов российской архитектуры коллективной безопасности; обучение монгольских военных кадров в российских военных учебных заведениях; совместные маневры; размещение российских военных баз (это могут быть запасные аэродромы для наших ВКС, станции космического слежения и радио-электронной разведки, пункты размещение ракет средней и высокой дальности, объекты ПВО, испытательные полигоны, площадки для тренировки спецназа в условиях пустынь и полу-пустынь); включение монгольских вооружённых сил в ведомые Россией военные операции за пределами региона; наконец, служба монголов в российском «иностранном легионе» или иных форматах.
Китай

Отношения с Китаем, по множеству очевидных причин, тема практически неисчерпаемая. Поэтому здесь я ограничусь лишь некоторыми базовыми соображениями. Китай - это одна из двух (наряду с США) стран на российской периферии, которую у нашей страны нет, и в обозримом будущем не будет, способности «принудить к дружбе» либо изолировать. Поэтому единственным устойчиво-благоприятным вариантом является всестороннее и последовательное, но прагматичное, сотрудничество. Забегая вперёд, в отношениях с Китаем необходимо избегать «дружбы против кото-то». Причины этого очевидны. Перефразируя Пальмерстона, ни у Китая, ни  у России нет вечных союзников и постоянных врагов, есть только вечные и постоянные интересы.

У России и Китая вполне могут быть в будущем стратегические разногласия; важно, чтобы они разрешались на основе компромисса, ибо обеим странам слишком много терять. К счастью, в данное время нет пограничных споров, а пресловутые «карты Китая с половиной Сибири» не выражают официальную позицию. Только от твёрдой позиции России зависит, чтобы мечтания некоторых китайских маргиналов не превратились со временем в «пробные шары», а «пробные шары» в официальную внешнеполитическую доктрину. Плюсом является и то, что на данный момент ни в одной из стран нет существенных национальных меньшинств друг друга (но см. ниже по поводу китайской иммиграции в Россию). Ещё один плюс - комплиментарность экономик наших стран (хотя опять же, мы должны строить с Китаем «правильную», а не сырьевую, комплиментарность).

Рекомендация: сохранение территориального статуса-кво, при максимальном развитии общего рынка на основе кооперации в сферах продвинутых технологий и производств с высокой добавочной стоимостью. Необходимо покончить с сырьевой моделью экспорта в Китай (да и в другие страны). Это не значит, что мы не можем продавать им нефть и газ - совсем нет; долгосрочные контакты и совместные инфраструктурные проекты (в том числе в области трубопроводного транспорта) создают хорошую основу для долгосрочного, прагматичного партнёрства. Но мы не должны складывать все яйца в одну корзину; это означает, что у нас должна быть инфраструктура для выхода на иные дальневосточные рынки, в том числе через терминалы для нефти, сжиженного газа и продуктов переработки в портах российского Дальнего Востока.

Также, в экономической кооперации с Китаем необходимо сделать упор на совместные проекты по разработке высокотехнологичной продукции такие как дальнемагистральные пассажирские самолёты, газовые турбины, новое поколение элементной базы для микроэлектроники, и т.п. Такие совместные проекты должны иметь целью использовать потенциал совместного рынка Китая, России и их сателлитов - по скромной оценке, в течение 10-20 лет этот рынок должен достигнуть размера в 2 миллиарда потребителей. Даже игнорируя потенциал дальнейшей совместной эксплуатации рынков третьих стран, это достаточно объёмный «внутренний» рынок, чтобы значительно снизить барьеры внедрения инноваций и издержки производства.

Во всех совместных проектах надо тщательно прослеживать, чтобы российская сторона получала достаточную долю преимуществ, прямых и косвенных. При этом надо избегать передачи Китаю технологий военного и двойного назначения, да и любых технологий и научных наработок которые составляют, или могут составлять, уникальное коммерческое преимущество российской экономики - такими разработками лучше заниматься самостоятельно.

Наконец, по миграции. В настоящее время в России живёт, работает и торгует большое количество китайцев. Не углубляясь в детали, скажу лишь, что с точки зрения русских национальных интересов, необходимо как ограничивать общее количество, так и предотвращать излишнюю территориальную концентрацию. Ни Чайнатауны в больших городах, ни чайнастаны в приграничных районах нам не нужны. Миграция из Китая (как в прочем и из большинства стран) должна быть (а) ограниченной, (б) в подавляющем большинстве своём временной (поработал и свалил; даже брак с гражданином РФ не должен быть основанием для получения ПМЖ, а уж тем более гражданства). При выполнении этих условий, всё с Китаем у нас будет хорошо.

Продолжение здесь: https://potapych100.livejournal.com/1217.html. В следующей части - Корея, Япония и США.

Палестина, Новороссия, Закавказье, внешняя политика, Курдистан, Волынь, Галичина, Малороссия, Белоруссия, национальная стратегия, Курды, Кипр, Латвия, Украина, Грузия, Казахстан, Абхазия, Молдавия, Румыния, Южная Осетия, враждебное окружение, Закарпатье, Израиль, Литва, Азербайджан, Турция, Сибирь, Приднестровье, Эстония, Аджария, Средняя Азия, Прибалтика, Россия, Сирия, лимитрофы, Греция, Армения

Previous post Next post
Up